Киев теперь и прежде (1888 год)
Михаил Захарченко
Высоко передо мною
Старый Киев над Днепром;
Днепр сверкает под горою
Переливным серебром.
Это четверостишье А. С. Хомякова открывало юбилейное издание, посвящённое Киеву.
Слава о Киеве со стародавних времён шла не только по всей земле русской, но и в чужих краях. Известен он был своими святынями, своими природными красотами, памятниками старины и связанными с ними историческими воспоминаниями. Более тысячи лет тому назад князь Олег, увидев Киев, так им пленился, что, покорив его, возвестил: «се буди мати градом русским», и навсегда поселился в нём. Также в этом городе русский народ принял крещение и стал исповедовать православную веру, последовав примеру великого князя Владимира (988 г).
Величественно раскинулся Киев по обе стороны Днепра, который разделил город на две части - подгорную и низменную. Древнейшее упоминание о сем благословенном месте восходит к началу I века, когда апостол Андрей Первозванный, на долю которого достались по жребию страны к северу от Черного моря, пришёл в эти земли с евангельской проповедью: «яко на сих горах воссияет благодать Божия, имать град велик бытии, и церкви многи Бог воздвигнута имать». Летописец Нестор записал и само предание об основании Киева - о трёх братьях, имена которых Кий, Щек, Хорив, и сестре их Лыбидь. Названия, связанные с их именами, до сих пор живы в народной памяти - горы Кияница и Щека- вица, улица Хорива, речка Лыбидь. Нестор считал Кия Полянским князем, который ходил в Царьград, где с почестями принимал его византийский император. Несмотря на утверждение древнерусского летописца о славянских корнях основателей Киева, учёные в разное время выдвигали различные теории относительно их происхождения, приписывая основание города то хазарам, то сарматам, то готам, то гуннам, то аварам, то норманнам. Упоминалось о строительстве Киева (Куара) тремя братьями в стране полян (Палуни) и в армянской хронике Зеноба Глака «История Тарона», датируемой концом VI века. Русский историк Татищев переводил название города с сарматского языка как «горы». Другой не менее известный русский историк, князь Щербатов, считал древнейшие поселения, давшие начало Киеву, арабскими или персидскими, а само основание города приписывал гуннам. Даже в немецкой летописи XII века Киев называли Гунниград и Кениград.
Но как бы то ни было, в IX веке Киев уже считался самым большим торговым, культурным и ремесленным центром Восточной Европы, соперничая со столицей Византийской империи Константинополем. В период правления Ярослава Мудрого были построены Софийский собор и первая на Руси библиотека. Но междоусобные войны русских княжеств, народные восстания, вызванные усилением феодального гнёта, привели к распаду могущественного древнерусского государства. Во второй половине XII века Киев потерял значение крупного политического центра Киевской Руси. В 1240 году почти до основания сожгли и разрушили Киев воины Золотой Орды - осенью они появились под Киевом во главе с ханом Батыем, перешли на правый берег Днепра и обложили город.
Монголо-татарское иго, а позднее господство литовских и польских феодалов надолго задержали экономическое и культурное развитие Киева. После освободительной войны во главе с гетманом Богданом Хмельницким Земский собор в 1653 году вынес решение о принятии Запорожского войска в состав Московского государства и объявил войну шляхетской Польше за освобождение Украины и Белоруссии. Война с Речью Посполитой продолжалась до 1667 года, пока не было заключено Андрусовское перемирие, по которому поляки теряли Смоленск, Чернигов и весь левый берег Днепра на Украине. Киев же отошёл к Русскому государству на два года. Однако срок постоянно продлевался, пока по Вечному миру 1686 года город окончательно не вошёл в состав Русского государства.
В 1888 году Российская империя широко отмечала 900-летие Крещения Руси. По случаю празднования много вышло в свет юбилейных изданий, среди них и книга «Киев теперь и прежде». Автор её, Михаил Захарченко, был родом из семьи офицера. Образование он получил в киевском университете св. Владимира на историко-филологическом факультете. Венцом карьеры стала его служба в киевском Институте благородных девиц, где он читал курс русского языка и педагогики, а также был инспектором классов. Этот институт, учреждённый по указу Николая I в 1838 году, был под непосредственным патронатом царской семьи. К 50-летию института Захарченко подготовил и издал «Историю Киевского Института благородных девиц». Помимо множества тщательно собранных исторических сведений, он поместил на страницах книги разнообразные статистические данные, привёл имена всех педагогов и выпускниц за 50 лет. Образцовому качеству «Истории» способствовал и издатель - владелец одной из лучших в Киеве типографий Стефан Кульженко.
В том же 1888 году Кульженко издал ещё одну книгу Михаила Захарченко, представленную на страницах Библиохроники. Основываясь на изучении многочисленных источников, Захарченко собрал солидный и подробный материал об истории родного города. А издатель оформил книгу большим количеством иллюстраций. В книгу вошли фотографические виды Киева на вкладных листах и гравированные изображения в тексте. Некоторые утраченные памятники архитектуры, помещенные в издании, практически больше нигде и не были зафиксированы, поэтому только благодаря этой книге можно получить представление об их внешнем виде.
Книга была выпущена в нескольких вариантах: на обычной бумаге в коленкоровом переплёте и в более роскошном виде - кожаный переплёт с золотым тиснением, текст в гравированных рамочках. Именно дорогостоящий экземпляр, воспользовавшись приездом в Киев обер-прокурора Святейшего Синода Константина Победоносцева, Кульженко и Захарченко преподнесли ему лично в подарок. А также они не забыли передать специальные экземпляры для императора и императрицы. Александр III остался доволен презентом. В послужной список Захарченко занесли государевы слова «очень благодарен». Царь даже дал согласие на то, чтобы последующие переиздания этой книги впредь посвящалась его особе.
А к самому празднованию в Киеве «масса зданий была убрана роскошно: на многих окнах и балконах были выставлены бюсты государя императора, изображения святого князя Владимира, святой княгини Ольги, святых Кирилла и Мефодия, и святого Николая Чудотворца». Город украсили флагами и гирляндами с золотым инициалом равноапостольного князя Владимира. Как и было запланировано, многочисленному крестному ходу предшествовала праздничная служба в Софийском соборе. Главными же событиями 900-летия Крещения Руси должны были стать открытие Владимирского собора и установление памятника Богдану Хмельницкому. Но если памятник гетману торжественно открыли, то освящение Владимирского собора ко дню празднества провести не смогли по знакомой многим причине - не успели в срок закончить внутреннюю отделку храма. И хотя там художественные работы вели такие известные живописцы, как Виктор Васнецов, Павел Сведомский, Василий Суриков, роспись так и не была закончена к юбилею. Освящение собора последовало гораздо позже, в 1896 году, уже в присутствии императора Николая II.
Много выпало на долю города разного рода превратностей и испытаний: был он в безвестности; был в славе и чести не только по всей Руси, но и далеко за её пределами; был в разорении и унижении, но всегда возрождался на пути развития и процветания.
Киев теперь и прежде. Составил Инспектор классов Киевского Института благородных девиц М.М. Захарченко. Издал Содержатель парового Лито-типографического заведения С. В. Кульженко. Рисунки и клише собственность издателя. Киев, 1888. [4]. 290, XVI с.; ил. Многочисленные фототипии и раскладные планы города на отдельных вклейках, литографии в тексте. Издательский цельноколенкоровый переплёт с золотым узорным тиснением по корешку и верхней крышке с рисунком, блинтовое тиснение на задней крышке, обрез под «павлинье перо». 31,3x22 см.