Царица Наталия Кириловна, русская повесть (1809 год); Царица Наталья Кирилловна (Нарышкина) и ее родовое гнездо (1910 год)
Сергей Глинка. Евгений Погожев.
«Русские так привыкли к скромному образу жизни своих государынь, что когда нынешняя царица, проезжая первый раз посреди народа, несколько открыла окно кареты, они не могли надивиться такому смелому поступку. Впрочем, когда ей объяснили это дело, она с примерным благоразумием охотно уступила мнению народа, освященному древностью», - записал путешественник и дипломат Якоб Рейтенфельс (XVII в.) о второй жене царя Алексея Михайловича (1629-1676) Наталье Кирилловне Нарышкиной (1651-1694).
Считается, что царь впервые познакомился с будущей царицей в доме «великого государя ближнего боярина» Артамона Сергеевича Матвеева (1625-1682), ее дальнего родственника, куда девушку привезли родители из села Алешня Рязанской губернии. A.C. Матвеев, один из образованнейших людей своего времени, будучи «западником», знал несколько иностранных языков, собрал хорошую библиотеку. Алексей Михайлович приблизил боярина и дал ему ведать «Приказ Малые России», то есть заниматься делами по управлению недавно присоединенной Малороссией. В конце царствования Алексея Михайловича Матвеев руководил русским правительством.
Воспитанная в доме Матвеева Наталья Кирилловна смогла во многом отойти от правил Домостроя. По словам Рейтенфельса, «нынешняя царица Наталья, хотя отечественные обычаи сохраняет не нарушимо, однако ж, будучи одарена сильным умом и характером возвышенным, не стесняет себя мелочами и ведет жизнь несколько свободнее и веселее. Мы два раза видели ее в Москве, когда она была еще девицею. Это женщина в самых цветущих летах, росту величавого, с черными глазами навыкате, лицо имеет приятное, рот круглый, чело высокое, во всех членах тела изящную соразмерность, голос звонкий и приятный, манеры самые приятные».
В доме Матвеева будущая царица, скорее всего, познакомилась с трудами чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670), создателя наглядной системы обучения. В России идеи чешского просветителя развивал придворный писатель, поэт Карион Истомин (конец 1640-х - 1722), автор известного «Букваря» (1691). Благодаря покровительству Натальи Кирилловны, матери троих детей, труды Истомина получили официальную государственную поддержку, царица признала систему Коменского и открыла в 1675 г. в Кремлевском дворце «материнскую школу»: суть ее заключалась в систематическом начальном образовании в семье, до обучения ребенка в школе. Будущий царь Петр I (1672-1725) приступил к изучению Азбуки и Часослова в три с половиной года, вместо шести, как это было принято. Эту же систему обучения Наталья Кирилловна применила при воспитании внука Алексея (1690-1718), именно для него был создан «Букварь» К. Истомина.
Царица заставила царя отказаться от обычая держать семью запертой «в Верху» и открыто являлась народу. Благодаря ей в России возобновился царский театр. Еще при Борисе Годунове (1552-1605) в Кремлевском дворце на святках проходили театральные представления, о которых забыли в Смутное время. После же венчания Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной бояре устроили представление, которое сочинили сами. Первый царский театр в России принадлежал Алексею Михайловичу и просуществовал с 1672 до 1676 г. В 1672 г. пастор Грегори по указу царя набрал в Москве для обучения театральному искусству более шестидесяти детей. В селе Преображенском выстроили хоромину, декорации создал голландец Петр Инглис, он же составил оркестр. Каждый месяц устраивалось новое представление. В том же году в Преображенском открылась «школа театральной науки», где обучалось 64 ребенка из мещанских семей.
После смерти Алексея Михайловича царица оказалась во главе Нарышкиных, боровшихся за власть с Милославскими, родственниками первой жены Алексея Михайловича. Не желая брать на себя всю полноту власти, Наталья Кирилловна вернула из ссылки Артамона Матвеева, сосланного во время правления Федора Алексеевича, сына Алексея Михайловича от первого брака (1661-1682). Однако в 1682 г., во время стрелецкого бунта, погибли многие родственники Н.К. Нарышкиной, был убит Артамон Матвеев, а к власти пришла царевна Софья (1657-1704). Царями объявили малолетних Петра и Ивана (1666-1696).
В 1689 г. по настоянию Натальи Кирилловны Петр женился на дочери окольничего Евдокии Лопухиной (1669-1731), и в том же году власть перешла к 17-летнему царю. Увлеченный строительством потешного флота, Петр передал правление государством матери, перепоручившей дела родственникам. В 1694 г. царица скончалась от болезни сердца в возрасте 43 лет.
В 1809 г. в типографии Платона Бекетова (1761-1836) вышла «русская повесть в десяти песнях» сочинения Сергея Николаевича Глинки (1776-1847) «Царица Наталия Кирилловна». Проповедуя патриотизм, мысли о превосходстве всего русского перед иностранным, Глинка посвятил повесть «праху Екатерины Второй», которая «научила примером своим и пером уважать русскую старину».
На титульном листе инскрипт «Библиотека П. Безсонова». Вероятно, книга происходит из собрания филолога, издателя Петра Алексеевича Бессонова (1828-1898), почётного доктора Казанского университета, профессора кафедры славянских наречий Харьковского университета.
В 1910 г. появилась «историческая быль» публициста и писателя E.H. Поселянина (настоящая фамилия Погожев, 1870-1931) «Царица Наталья Кирилловна (Нарышкина) и ее родовое гнездо». Прежде чем выйти отдельным изданием, текст был напечатан в «Сборнике Русского Чтения» за 1910 г., издающегося при газете «Русское Чтение». Весь сбор от продажи издания поступил на реставрацию церкви во имя св. Николая Угодника в с. Желчине Рязанского уезда, построенной царицей Натальей Кирилловной.
Оценивая роль Наталии Кирилловны, E.H. Поселянин писал: «Быть матерью такого орленка, каким был Петр, нелегкая задача. И останься Наталья Кирилловна в тех же Рязанских и Тамбовских землях, где, по-видимому, должен был бы пройти ее век, в обыденной жизни сельской дворянки, она, может быть, вкусила бы большее и во всяком случае более тихое счастье. Но судьба велела ей быть матерью Царя-героя и своими заботами и трудами его вскормить и воспитать, своею грудью заслонить и охранить его от первых тяжких опасностей его столь бурной и столь яркой жизни. И вот почему, прославляя Петра Великого, народного гения, Россия не может и не должна забывать его многострадальной матери».
Глинка Сергей Николаевич (1776-1847). Царица Наталия Кирилловна: Русская повесть, в десяти песнях. Москва: В тип. Платона Бекетова, 1809. [5], 132, [3] с. 22x13,8
Погожев Евгений Николаевич (псевд. Е. Поселянин; 1870-1931). Поселянин E.H. по рассказам Д.Н. Дубенского. Царица Наталья Кирилловна (Нарышкина) и ее родовое гнездо: Историческая быль. Санкт-Петербург: Изд. ежедневной газеты «Русское Чтение», 1910. 22 с., ил.