Черты из жизни и кончина императрицы Елисаветы Алексеевны (1827 год); Записки, веденные во время путешествия императрицы Елисаветы Алексеевны по Германии в 1813, 1814 и 1815 годах
Михаил Каченовский. В. Иванов
В 1813-1815 гг. императрица Елизавета Алексеевна (1779-1826), супруга императора Александра I (1777-1825), путешествовала по Германии. Эта поездка стала ее первым и единственным триумфом в роли правительницы государства. После победы России над Наполеоном (1769-1821) ей как жене победителя рукоплескала вся Европа - «Народ бежал за каретою Государыни и приветствовал ее громким: ура!».
Жизнь Елизаветы Алексеевны, урожденной Луизы Марии Августы Баденской, принцессы Гессен-Дармштадтской, в России была печальной. Екатерина II (1729-1796), желая посадить на престол любимого внука в обход Павла I (1754-1801), в 1793 г. решила женить Александра на принцессе Баденской. Для этого она выписала из Германии двух родных сестер, Луизу и Фредерику. В письме графу H.H. Румянцеву (1754-1826) Екатерина отмечала, что принцессы малы и могли бы еще два года провести дома, но «если они приедут в настоящее время в Россию, то этот самый возраст тем более будет способствовать, чтобы та или другая привыкли к стране, в которой им предназначено провести остальную их жизнь». Александр выбрал старшую. Художница М.Э.Л. Виже-Лебрен (1755-1842) так описывала великую княжну: «...Черты ее были тонки и правильны, а овал лица безупречен; прекрасный цвет лица не был ярок, его бледность гармонировала с выражением, кротость коего была чисто ангельской; ее пепельные волосы вились вокруг шеи и надо лбом. Она была одета в белую тунику, перехваченную на тонкой и стройной, как у нимфы, талии небрежно завязанным поясом...»
Александр быстро остыл к жене, увлекся придворными дамами, много лет прожил с М.А. Нарышкиной (1779-1854), урожденной княжной Святополк-Четвертинской.
Елизавета Алексеевна оказалась в одиночестве, политическую роль забрала себе мать-императрица Мария Федоровна (1759-1828). Отношения между дамами окончательно испортились, когда шведский король Густав IV попросил руки младшей сестры Елизаветы Фредерики-Доротеи-Вильгельмины (1781-1826) - именно из-за нее сорвалась помолвка короля с дочерью Марии Федоровны, великой княжной Александрой Павловной (1783-1801). Фредерика стала королевой шведской, а мать-императрица обвинила Елизавету Алексеевну в интригах в пользу сестры. Предположительно, эта истории послужила причиной апоплексического удара у Екатерины II, от последствий которого она и скончалась.
Елизавета Алексеевна стала матерью двух дочерей, скончавшихся во младенчестве. Обе, согласно свидетельствам, не являлись детьми императора, однако были официально им признаны.
Отрекшись от внешнего блеска, императрица активно занималась благотворительностью. Она покровительствовала сиротскому приюту, нескольким школам в Петербурге, Царскосельскому лицею, под ее покровительством было организовано женское патриотическое общество. Мемуаристка Е.В. Аладьина (1810(?) - после 1867), автор «Воспоминаний институтки» (1834), вспоминала, что «незабвенная Императрица весьма часто присылала нам запасы дорогой рыбы и свежей икры. В подобных случаях Начальница всегда получала от Государыни краткую записку, заключавшуюся в следующих, достойных внимания, словах: это я посылаю моим детям».
Несмотря на сложные взаимоотношения, императрица всю жизнь поддерживала мужа. После убийства Павла I она сыграла роль парламентера между двумя партиями: Марии Федоровны, стремящейся к престолу, и Александра. Елизавета уговорила мужа немедленно взять власть в свои руки. После поражения под Аустерлицем в 1805 г. Австрия отказалась от военных действий, Третья антифранцузская коалиция европейских держав распалась. Императрица единственная поддержала мужа, Россия продолжила войну с Францией. Подавая пример другим, Елизавета отдала свои драгоценности для вооружения армии. «Как только я чувствую, что ему грозит опасность, я вновь приникаю к нему со всем жаром, на который способно мое сердце», - писала она матери об Александре (за все время Елизавета написала ей более пятнадцати тысяч писем).
Именно во время ее путешествия по Германии пришло известие «о взятии союзными войсками Парижа, и о торжественном вшестии Александра в столицу Франции (19 Марта старого стиля)». Императрица в этот момент находилась в Бруксале.
Прибыв на Венский конгресс 1814-1815 гг., во время которого был установлен новый европейский порядок, Елизавета Алексеевна посетила Монетный двор. Здесь в ее присутствии были выбиты три медали, одна из которых посвящалась императрице (вторая - Лейпцигскому сражению, третья - заключению мира в Париже).
Спустя почти тридцать лет брака Александр вновь сблизился с Елизаветой. В 1825 г., после смерти второй дочери, ее здоровье пошатнулось, и она решила отправиться на лечение в Таганрог. Александр поехал первым, чтобы все устроить, и каждый день писал жене письма, беспокоясь о ее здоровье. Затем императорская чета переселилась в Крым, где император простудился и в возрасте 47 лет скончался. «О, матушка! Я самое несчастное существо на земле! - писала Елизавета матери. - Я хотела только сказать вам, что я осталась в живых после потери этого ангела, страшно измученного болезнью и который, тем не менее, постоянно находил для меня улыбку или ласковый взгляд даже тогда, когда он не узнавал никого». Императрица провела в Таганроге еще полгода, тело императора из-за династических разногласий также перевезли в Петербург не сразу. В апреле Мария Федоровна выехала навстречу невестке, но они не встретились: Елизавета скончалась в Белёве. По одной из «романовских легенд», императорская чета не скончалась почти одновременно вдалеке от Петербурга: Александр якобы ушел от мира под именем сибирского старца Федора Кузьмича, а Елизавета отказалась от светской жизни, нарекшись затворницей Верой Молчальницей.
Императрица всю жизнь вела дневники, которые завещала близкому другу Н.М. Карамзину (1766-1826). Однако историк скончался через две недели после Елизаветы, дневники попали в руки Марии Федоровны и были уничтожены. Сегодня известно о двух фрагментах записей императрицы, хранящихся в государственном архиве.
Жизнеописание «Черты из жизни и кончина императрицы Елисаветы Алексеевны...», помимо очерка М. Каченовского (1775-1842), содержит «Церемониал сретения тела в Бозе почивающей государыни императрицы Елисаветы Алексеевны в Чесменском дворце», «Церемониал встречи тела... на границе Санкт-Петербурга и при- везение в Петро-Павловскую Соборную церковь», «Церемониал погребения...» и «Стихотворения на кончину...» К. Кораллова, Валерияна Никонова, Р... и Платона Ободовского.
Обе части «Путешествия» в одном полукожаном переплете, с тиснением по корешку. Перед титульным листом первой части вклеена гравюра «Рыцарский замок в Гейдельберге»: рисунок Т. Васильева, печать в литографии М. Тюлева. Автор рисунка, вероятно, Тимофей Алексеевич Васильев (1783-1838), с 1815 г. советник Академии художеств по пейзажной живописи, в 18181824 гг. инспектор Академии.
Образованной, утонченной Елизавете Алексеевне посвящено немало стихотворных опытов. Один из них - «Ответ на вызов написать стихи в честь ее императорского величества государыни императрицы Елисаветы Алексеевны» A.C. Пушкина (1818):
...Но, признаюсь, под Геликоном,
Где Кастилийский ток шумел,
Я, вдохновленный Аполлоном,
Елисавету втайне пел.
Небесного земной свидетель,
Воспламененною душой
Я пел на троне добродетель
С ее приветною красой.
Любовь и тайная свобода
Внушали сердцу гимн простой,
И неподкупный голос мой
Был эхо русского народа.
«Записки, веденные во время путешествия императрицы» содержат сведения о передвижениях кортежа, характеристики немецких городов и их достопримечательностей, описание Нарвы, Дерпта, Риги, Митавы, Вены в период Венского конгресса. Вел его коллежский асессор Василий Михайлович Иванов (даты жизни неизвестны), находившийся в свите императрицы и известный также тем, что перевел труд «Начертание о начале и успехах в устроении регулярного войска и морской силы в России, изданное Магистром Философии Фридрихом Шмидтом» (М., 1798). После его смерти сын А. Иванов «принял намерение привести найденную рукопись в порядок, и, по возможности, исправя оную, выдать в свет».
Каченовский Михаил Трофимович (1775-1842). Черты из жизни и кончина императрицы Елисаветы Алексеевны, изображающие Ее неподражаемые добродетели, твердость духа, кротость, смирение, милосердие и все те свойства душевные, которые ставят Ее наряду с величайшими из Цариц земных. Москва: В тип. Н. Степанова при Императорском театре, 1827. 112 с.
Записки, веденные во время путешествия императрицы Елисаветы Алексеевны по Германии в 1813, 1814 и 1815 годах В. Ивановым. Санкт- Петербург: В тип. И. Глазунова, 1833. Часть первая. Путешествие по Германии. 1813 и 1814. [4], 97, [3], III с. Часть вторая. Пребывание в Вене и обратный путь в Россию. 1814 и 1815. [2], 94, III, [3] с.