Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны (1910 год)
Александр Бенуа
Замечательный художник А.Н. Бенуа был выдающимся историком искусства. Впервые он выступил в этом качестве в 1894 году, написав главу для немецкого издания "История живописи» Р. Мутера. Впоследствии он опубликовал книги «История русской живописи в XIX веке» (1902), «Русская школа живописи» (1904-1906), «История живописи всех времён и народов» (1912-1917).
Один из наиболее известных трудов А.Н. Бенуа-искусствоведа - «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны». Предполагалось, что монография станет частью серии богато иллюстрированных альбомов «Материалы для истории искусств в России в XVIII веке по главным архитектурным памятникам». К сожалению, этот замысел остался неосуществлённым.
«Елизаветинский» период Царского Села был выбран Бенуа как пора расцвета этой императорской резиденции. Ещё в начале XVIII столетия здесь находилась Сарская мыза, в 1710 году подаренная Петром I А.Д. Меншикову. В 1710 году мыза перешла к жене Петра - Екатерине Алексеевне.
Небольшой каменный дворец был сооружён в Царском Селе ещё в 1717-1723 годах. Однако создание уникального дворцово-паркового ансамбля относится именно к царствованию Елизаветы Петровны. При ней в 1747-1751 годах дворец расширили, а в 1751-1756 годах практически полностью перестроили. Автор проекта В.В. Растрелли объединил отдельные части здания в одно целое, надстроил галерею, соорудил главную парадную лестницу и создал сквозную анфиладу роскошно убранных золочёной резьбой и зеркалами парадных залов.
Тогда же в Царскосельском парке были воздвигнуты павильоны «Эрмитаж», «Грот», установлены декоративные сооружения и скульптуры.
По словам самого Бенуа, ему хотелось описать Царское Село времён Елизаветы Петровны - «интимную резиденцию, в которой царица отдыхала от утомительной пышности и назойливого многолюдства».
Стремясь к документальной точности, Бенуа много работал в архивах, о чём вспоминал впоследствии: «Ценнейшие сведения я нашёл в Государственном архиве, помещавшемся на Дворцовой площади. Много интересного оказалось и в Архиве министерства двора на Шпалерной. Наконец, работа в Дворцовом архиве Царского Села доставляла мне особое удовольствие. Этот архив был сложен в здании царской оранжереи, и надлежало пройти через «лес пальм», чтобы, поднявшись на верхний этаж, очутиться в небольшом, очень светлом помещении, на архив мало похожем. В нём я проводил многие часы в полном одиночестве, в полной тишине, при открытых окнах, через которые вливался знаменитый своей живительной прелестью царскосельский воздух».
К оформлению издания Александр Николаевич привлёк своих друзей и единомышленников: М.В. Добужинского, Е.Е. Лансере, Д.И. Митрохина, К.А. Сомова.
«Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны» увидело свет в одном из лучших петербургских издательств - «Товариществе Р. Голике и А. Вильборг».
Сегодня эта монография А.Н. Бенуа справедливо относится к выдающимся книжным памятникам мирискуснического периода русской культуры.
Царское Село оставалось любимым местом отдыха императорской семьи вплоть до февраля 1917 года. Это лишний раз подтверждает имеющееся в распоряжении составителей Хроники письмо дочери последнего русского императора великой княгини Татьяны Николаевны, адресованное двоюродной сестре:
«Царское Село. 25-го 1912 г.
Милая Лили, Можете ли Вы поехать с Ольгой и со мной завтра днём в Питер. Мы поедем отсюда с поездом 4.22, а назад с поездом 6.00 часов. Мама просит, что бы Вы сказали что к этим поездам с общего вокзала прицепили вагон для нас, а мы едем потому, что Папа с утра уезжает в город и остаётся там до вечера и чтобы ему одному не пить там чай, то он и хотел, чтобы мы приехали. Пожалуйста, напишите мне, можете ли ехать.
Крепко Вас, милая Лили, целую, Любящая Вас Татьяна (Подпись).
P.S. Там и здесь мы закажем сами мотор и экипаж».
(Письмо публикуется и воспроизводится впервые.)
Бенуа Александр Николаевич (1870-1960)
Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны. Материалы для истории искусств в России в XVIII веке по главным архитектурным памятникам. Санкт-Петербург, издание Товарищества Р. Голике и А. Вильборг, 1910. [6] л., [8], 264, XLVI, 59 с. с иллюстрациями, в том числе цветными, [56] отдельных л. цветных иллюстраций. Шмуцтитул по рисунку К. Сомова. Цветные и тоновые заставки по рисункам Е. Лансере. Бумага мелованная. В цельнокожаном издательском переплёте. Форзацы муаровой бумаги. 36,9x21,1 см. В издательской картонажной коробке. Часть тиража вышла в издательском картонаже с суперобложками из толстой рельефной бумаги с золотым тиснением.