Цветы и виды Святой земли Иерусалима (1890-е - 1900-е годы)
В феврале 1837 года М.Ю. Лермонтов зашёл к литератору А.Н. Муравьёву, автору популярной книги «Путешествие по Святым местам в 1830 году», и не застал того дома. Впоследствии Муравьёв вспоминал: «Долго ожидая меня, написал он чудные свои стихи «Ветка Палестины», которые по внезапному вдохновению исторглись в моей образной, при виде палестинских пальм, привезённых мною с Востока».
Скажи мне, ветка Палестины,
Где ты росла, где ты цвела,
Каких холмов, какой долины
Ты украшением была?
У вод ли чистых Иордана
Востока луч тебя ласкал,
Ночной ли ветр в горах Ливана
Тебя сердечно колыхал?..
Поведай: набожной рукою
Кто в этот край тебя занёс?
Грустил он часто над тобою?
Хранишь ли след горючих слёз?
Строки лермонтовского стихотворения приходят на ум, когда листаешь альбом «Цветы и виды Святой Земли Иерусалима», изданный в Палестине на грани XIX и ХХ столетий. Причём это не только альбом, но ещё и гербарий, где на каждом развороте напротив цветной фототипии, изображающей то или иное священное для любого христианина место, под тончайшей «папиросной» бумагой прикреплён засушенный цветок, именно в той местности сорванный. Святой град Иерусалим, Тивериадское озеро, на берегах которого произошло немало важных событий в жизни Спасителя, избравшего из местных рыбаков своих учеников, призвавшего их на апостольское служение и сделавшего из них «ловцов человеков», река Иордан, в которой принял крещение сам Иисус Христос и где он крестил своих последователей, Елеонская (Масличная) гора, на западном склоне которой расположен Гефси-манский сад, куда Сын Божий пришёл после Тайной вечери и где он молился об удалении от себя чаши страданий, гора Сион, река Силоам, гробница Рахили, град Хеврон и гора Мориа - таковы места, виды которых помещены в альбоме.
Подписи на французском, немецком, английском и русском языках указывают, что этот изящный сувенир предназначался прежде всего для паломников из Европы и Северной Америки. Наличие в издании русских аннотаций неслучайно: к началу ХХ века присутствие России в Палестине не только имело давнюю историю, но и было весьма ощутимо.
Известно, что первые паломничества в Святую Землю имели место уже в начальные времена русского христианства. Так, в 1062 году в Иерусалиме побывал дмитровский игумен Варлаам. Документы свидетельствуют, что в XII столетии страсть к путешествиям в Святые места настолько распространилась на Руси, что церковные власти находили нужным удерживать не в меру ревностных паломников, считавших, что только прикосновение к христианским святыням Палестины дарует истинное спасение души. С той поры традиция русского паломничества в Святую Землю уже не прерывалась, однако вплоть до конца XVIII века число пилигримов из России, посетивших Иерусалим, редко превосходило несколько десятков человек. Технический прогресс XIX столетия, способствовавший развитию и усовершенствованию средств сообщения, привёл к быстрому росту паломничества в столицу Палестины. В 1820 году там побывали около 200 русских, двадцать лет спустя их было уже 400, в 1859 году - 950, в 1866 - 1098, в 1869 -2035, в 1889 - 3817, в 1896 - 4852, а к началу ХХ века ежегодно на Святую Землю приезжали не меньше 5000 россиян.
Идея русского влияния в Палестине всячески поддерживалась как церковными, так и светскими властями. В 1847 году указом Святейшего Синода Русской православной церкви в Иерусалиме была учреждена Духовная миссия, приобретшая для России 13 участков земли общей площадью 450 000 кв. м., на которых были построены многочисленные православные храмы, монастыри, подворья. В 1882 году возникло Православное Палестинское общество, ставившее своими целями поддержание Православия в Святой Земле, ознакомление русских с её прошлым и настоящим, облегчение православным христианам путешествия в Палестину и попечение о них во время паломничества. Общество имело свои школы, пансионы, гостиницы, больницы, амбулаторные лечебницы, подворья с прачечными, хлебопекарнями и т.д.
После октября 1917 года Палестинское общество было закрыто, а его средства и имущество в России национализированы. Земельные участки в Палестине, принадлежавшие Московскому Патриархату, оказались тогда во владении «белой» православной церкви за границей. В 1948 году, после провозглашения государства Израиль, советское правительство, одним из первых признавшее еврейское государство, настояло на восстановлении Русской духовной миссии и передаче церковного имущества на территории Израиля «красной» православной церкви.
В 1964 году по инициативе Н.С. Хрущёва правительство СССР приняло решение о продаже Израилю российских земельных владений в Палестине за 4 миллиона долларов США. Эксперты, готовившие сделку, впоследствии рассказывали, что часть суммы израильтяне обязались погасить деньгами, часть - сельскохозяйственной продукцией, в том числе «дефицитными», по меркам советской торговли, апельсинами. Однако из-за плохой организации разгрузочных работ в портах и сбоев при перевозке по железной дороге, практически весь скоропортящийся товар сгнил, не дойдя до прилавков...
Blumen u. Fnsichten aus dem Helligen Lande. Flowers and views of the Holy Land Jerusalem. Jerusalem, s.a. [Цветы и виды Святой земли Иерусалима. Иерусалим, б.г.] 13 л. иллюстраций, 13 л. - гербарий. Подписи на английском, немецком, французском и русском языках. Комбинированный переплёт: кожаный корешок с тиснёным цветочным узором и заглавием на иврите, крышки полированного дерева, на верхней крышке инкрустированная узорная рамка и надписи «Иерусалим» на иврите и английском языке. Форзацы поли-хромной печати. 10х16,5 см.