Конволют: «Высочайше утверждённый церемониал перевезения Императорских Регалий...» (1896 год)
Считается, что первыми обряд коронования, т.е. торжественного принятия монархом символов власти, ввели евреи, у которых перед восшествием царя на престол над ним совершалось помазание, после чего первосвященник надевал на царскую голову корону, давал ему в руки скипетр и опоясывал мечом. Возрождённая в Византии коронация была унаследована многими странами средневековой Европы, в том числе и Русью, где, постоянно совершенствуясь и видоизменяясь, просуществовала до падения Российской империи в феврале 1917 года. «Государственный акт коронации, -пишет историк, - декларировал территориальную целостность Российского государства, политический суверенитет и единство русской нации, гарантом чему служила самодержавная власть императора. Этот акт детально регламентировал чин коронации, характерной чертой которого являлось сочетание светского и духовного обрядов. Последний заключался в таинстве миропомазания - чрезвычайного дарования Святого Духа, сообщаемого лишь пророкам, апостолам и царям. Этим обрядом утверждалась сакральность особы государя («помазанника Божиего») как земного наместника Бога, которому были присущи божественные атрибуты: престол (трон) и посох (жезл)».
Первое на Руси венчание на царство состоялось в 990 году в Корсуни (Херсонес), где совместно короновались князь киевский Владимир I и его супруга Анна, сестра византийских императоров-соправителей Василия II и Константина VIII Порфирогенитов. Шесть десятилетий спустя, при бракосочетании Всеволода Ярославовича с византийской царевной Марией, Ярослав Мудрый сам короновал сына согласно византийской традиции, причём главными царскими регалиями впервые были объявлены две присланные из Византии короны - «Мономаховы венцы». После того как в XIV веке трон русских самодержцев и оба венца обманом вывезли в Краков, их место стали занимать другие символы монаршей власти. Так, в 1498 году, венчая на «великое княжение» своего внука Дмитрия, Иван III возложил на него бармы и шапку Мономаха, якобы присланные в дар Владимиру Мономаху византийским императором. При коронации Ивана Грозного ему, кроме шапки Мономаха, животворящего креста и золотой цепи, подали также скипетр. Во время коронования Бориса Годунова среди знаков царского достоинства впервые появилось яблоко, или держава: «Как это яблоко, приняв в свои руки, держишь, говорил патриарх, так держи и все царства, данные тебе от Бога, соблюдая их от врагов непоколебимо». Фёдор Алексеевич ввёл в коронационный обряд пурпурную мантию - порфиру. Императорскую корону, пришедшую на смену шапке Мономаха, первой надела Екатерина I, приняв её из рук Петра Великого, который также заменил использовавшиеся при коронации древние бармы мантией из золотого штофа, расшитой двуглавыми орлами и подбитой белыми горностаями. Совместное коронование императора и императрицы впервые проходило при Павле I, собственноручно возложившем на супругу венец и мантию; при этом Мария Фёдоровна преклонила перед ним колени.
Отшлифованный веками и поколениями правителей процесс коронации русских самодержцев к концу XIX столетия представлял собой тщательно разработанный церемониал, в котором детально учитывались любые действия, связанные с перемещениями императорских регалий и поведением тех, кто был причастен к венчанию государей на царство. Подтверждением этому служит представленный в Библиохронике конволют, содержащий документы Императорского Двора, связанные с коронацией Николая II. Вступив на престол 21 октября 1894 года, после кончины своего отца Александра III, он короновался полтора года спустя, 14 мая 1896 года. К этому дню подготовили и издали подробнейшие описания всех этапов коронационного церемониала: от перевозки монарших регалий из Петербурга в Москву до торжественного момента коронования. Вот как это должно было выглядеть:
«По возложении Порфиры, Государь Император повелит подать Себе Корону. Сановник, нёсший оную в шествии, поднесёт её на подушке Митрополиту Санкт-Петербургскому для представления Его Императорскому Величеству. Государь Император, приняв с подушки Корону, возложит оную на Главу Свою. Засим Его Императорское Величество повелит подать себе Скипетр и Державу.
Сановники, нёсшие оные в шествии, поднесут их на подушках Высокопреосвященному Митрополиту, который представит Регалии сии Государю Императору и произнесёт по книге речь. Его Величество, приняв в правую руку Скипетр, а в левую Державу, воссядет на Престол и вскоре затем, положив обе Регалии на подушки, поданные нёсшими их сановниками, изволит призвать к Себе Государыню Императрицу Александру Фёдоровну. Её Величество, подойдя к Государю Императору, станет пред Августейшим Супругом Своим на колени, на малиновую бархатную подушку, окаймлённую золотою тесьмою и положенную одним из сопровождающих Её Величество Ассистентом, а Монарх, сняв с Себя Корону, прикоснётся оною к Главе Императрицы и снова Оную на Себя возложит. Затем поднесена будет Государю Императору малая Корона сановником, нёсшим оную. Его Величество возложит её на Главу Государыни Императрицы, а четыре Статс-Дамы оную оправят. Затем поднесутся Его Императорскому Величеству, для возложения на Государыню Императрицу, Порфира и Цепь ордена Святого Апостола Андрея Первозванного, нёсшими оные Сановниками. Те же четыре Статс-Дамы Регалии сии оправят.
Тогда Государыня Императрица Александра Фёдоровна изволит встать и возвратиться к Своему Престолу, а Государь Император снова воспримет Скипетр и Державу. Протодиакон, возгласив весь Императорский Титул, воскликнет многолетие Государю Императору и Государыне Императрице, а певчие пропоют трижды: "Многая лета!"»
Тщательно продуманная церемония прошла без осложнений. На следующий день император записал в дневник: «Великий, торжественный, но тяжкий в нравственном отношении день... Погода стояла, к счастью, дивная; Красное крыльцо представляло сияющий вид. Всё, что произошло в Успенском соборе, хотя и кажется настоящим сном, но не забывается на всю жизнь!!!»
В народе издавна считалось, что если коронация пройдёт успешно, то и царствование будет счастливым. Празднества, связанные с коронованием Николая II, продолжались ещё неделю и завершились давкой во время угощения народа на Ходынском поле, когда в возникшей суматохе были затоптаны насмерть 1138 и ранены 459 человек...
Представленный в Библиохронике конволют коронационных документов когда-то принадлежал одному из императорских книгохранилищ - библиотеке Ново-Михайловского дворца. Находившийся в том же собрании «Церемониал бракосочетания» Николая II и Александры Фёдоровны ныне хранится в Музее книги Российской государственной библиотеки.
Конволют: Высочайше утверждённый церемониал перевезения Императорских Регалий из Императорского Зимнего дворца в Москву, в Оружейную Палату, перед Св. Коронованием Их Императорских Величеств Государя Императора Николая Александровича Самодержца Всероссийского и Государыни Императрицы Александры Фёдоровны. [СПб.]: Типография Тренке и Фюсно, [1896]. 4 с. Приплёт: То же на французском языке. [СПб.]: Типография Тренке и Фюсно, [1896]. 3 с. Приплёт: Высочайше утверждённый церемониал торжественного въезда в Первопрестольный Град Москву перед Священным коронованием Их Императорских Величеств Государя Императора Николая Александровича Самодержца Всероссийского и Государыни Императрицы Александры Фёдоровны. [СПб.]: Типография Тренке и Фюсно, [1896]. 12 с. Приплёт: То же на французском языке. [СПб.]: Типография Тренке и Фюсно, [1896]. 13 с. Приплёт: Высочайше утверждённый церемониал торжественного объявления о дне Священного Коронования Их Императорских Величеств Государя Императора Николая Александровича Самодержца Всероссийского и Государыни Императрицы Александры Фёдоровны. [СПб.]: Типография Тренке и Фюсно, [1896]. 5 с. Приплёт: То же на французском языке. [СПб.]: Типография Тренке и Фюсно, [1896]. 6 с. Приплёт: Высочайше утверждённый церемониал Перенесения в Москве Императорских регалий из Оружейной Палаты в Тронный Зал Большого Королевского Дворца. [СПб.]: Типография Тренке и Фюсно, [1896]. 3 с. Приплёт: То же на французском языке. [СПб.]: Типография Тренке и Фюсно, [1896]. 3 с. Приплёт: Высочайше утверждённый церемониал Священного Коронования Их Императорских Величеств Государя Императора Николая Александровича Самодержца Всероссийского и Государыни Императрицы Александры Фёдоровны. [СПб.]: Типография Тренке и Фюсно, [1896]. 28 с. Приплёт: То же на французском языке. [СПб.]: Типография Тренке и Фюсно, [1896]. 28 с. Высочайше Утверждённое Расписание торжеств и празднеств, имеющих быть в Москве по случаю Священного Коронования Их Императорских Величеств. [СПб.]: Типография Тренке и Фюсно, [1896]. 4 с. В общей обложке. 31х20,5 см. На обороте переднего л. обложки экслибрис-наклейка: «Библиотека Ново-Михайловского дворца». Вложен в папку красного марокена. На крышках папки - золототиснёные рамки с растительным орнаментом. В центре верхней крышки - золо-тотиснёный герб Российской империи. Голубая атласная дублюра с золототиснёными узорными подвёртками. 31,5х21 см.