Search

 Гоппе Виктор. Стихотворный человек

Thursday, November 21, 2024

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Цвет ликующий (2006 год)

Цвет ликующий (2006 год)

Татьяна Маврина

В жизни Татьяны Алексеевны Мавриной (1900-1996) было только две страсти: к живописи («Бывало, страшнее не было двух вещей: первое - в разные стороны уходящих поездов, второе - невозможности нарисовать то, что видишь») и к мужу, художнику Н.В. Кузьмину (1890-1987), с которым она прожила с 20 лет до самой его смерти («Наш роман с К. самый нежный»).

Окончила Маврина ВХУТЕМАС в Москве. «Несмотря на долгие годы учения (1922-1929) - мы все самоучки. Учились главным образом в двух галереях французских художников: Щукинской и Морозовской», - писала художница. «Преподаватели ничему не учили. Говорили: “Пишите, а там видно будет”». «Весь ВХУТЕМАС держался на „сочетаниях" - только не „тонов", а „цветов". Тона у старых мастеров - цвета у нас. Цветом со времен ВХУТЕМАСа ушиблена и я». Вместе с группой своих соучеников Маврина участвует в двух выставках «Группы 13». Владимир Милашевский, идеолог группы, так отзывался о творчестве художницы: «Ее темы - темы ребенка, смотрящего любопытными глазами на мир, и мудреца, знающего, что выше и глубже этой быстротекущей жизни нет ничего на свете». После окончания ВХУТЕМАСА художница много и плодотворно занимается станковой живописью: пейзажи, портреты, «ню» - порой весьма ироничные.

Многое сделала Т.А. Маврина для русского искусства во время Великой Отечественной войны. Боясь бомбежек, которые могли уничтожить красоту древней столицы, она написала и собрала несколько папок с рисунками московских улиц и храмов.

В основном художница известна как иллюстратор сказок, особенно любимого ею Пушкина: «...Кажется, с ним и родилась. Сначала был Пушкин, потом уже сказки». Маврина иллюстрировала его в послевоенные годы, потом вернулась к нему в 1974 г. За иллюстрации к «Руслану и Людмиле» она получила медали ВДНХ и Международной книжной ярмарки в Лейпциге. Всего Т.А. Маврина оформила около 200 книг.

В 1975 г. за иллюстрации к детским книгам Татьяна Алексеевна Маврина была награждена Государственной премией СССР, в 1976 г. - золотой медалью Г.X. Андерсена за международный вклад в дело иллюстрирования детских книг.

В 1960-1970 гг. Маврина много путешествовала по старинным русским городам и селениям. Она не только писала картины и зарисовки, но и глубоко изучала фольклор. Результатом стала изданная в 1980 г. книга-альбом «Пути-дороги». Маврина известна также и другими этюдами об искусстве: «Тринадцать», «Загорск», «Лукоморье», «Север», «Воспоминания об Афинах», «О древнерусской живописи (наша коллекция)» (речь идет о коллекции старинных икон и предметов прикладного искусства, собранных Кузьминым и Мавриной и затем переданной ею в дар Государственному музею изобразительных искусств им. Пушкина) и др.

Большой интерес представляют малоизвестные широкому читателю дневники Мавриной. Они замечательны тем, что вела их художница практически всю сознательную жизнь - с 1930 по 1996 г. (исключение составляют годы с 1946 по 1956 и 1972).

По стилю дневники Мавриной любопытны тем, что в них практически отсутствуют воспоминания (небольшое их количество есть лишь в записях позднего периода). Ее дневники - именно записи того, что произошло в данный конкретный день, насыщен ли он событиями или нет. Это может быть бытовая запись вроде: «Приехали хозяева “нас проверять. Прятание ню’шек”», краткие записи об общении с редакторами и заметки о том, над чем она в данный момент работает, о гонорарах, погоде, ежедневных хозяйственных делах. Дневники интересны полным отсутствием рефлексии и душевных излияний. Даже в момент романа с Кузьминым мы не найдем в дневниках бурных рассказов о своих чувствах. Только словно бы зашифрованные записи: «Лето у попа. Друзья К. и слава Онегина. К. уезжает. Засуха. Деревенские акварели. Переписки нет. Неожиданный приезд. Дорожка в сосенки. Смущение. Я обернулась и упала в объятия К.». Маврина сдержанна и после смерти мужа. Только одна скупая запись от 29.1.87: «Я 29-й день сижу на этом диванчике одна - среди газет и бумаг и с очками». (Только зная дату смерти Кузьмина, мы можем понять смысл этой фразы.) Маврина никого не пускает в область своих интимных переживаний.

Секретов творчества художница тоже не раскрывает: «Сочинение на тему “Как я работаю”. Как бы извернуться половчее, потому что я не знаю, как я работаю, а что знаю - не скажу»; но с удовольствием записывает свои эксперименты по смешиванию красок, поиску освещения и т.д. Известно, что свои картины писала она, за редким исключением, за один день.

Представление Мавриной об искусстве часто созвучно мнениям прочитанных ею авторов: «...Муки творчества, что нам приписывает литература, - мне просто непонятны, я человек рабочий. Если трудно - то не нужно, сказал еще давно философ Г.С. Сковорода. Повторю за ним и я!»

Маврина, вообще, очень четко расставляла приоритеты своей жизни: «Читаешь, читаешь, а это занятие против живописи ничего не стоит. В этой жизни, на этой земле лучше всего глядеть».

И она «глядит», и видит все абсолютно по-своему: «У солнца были уши. А когда я стала смотреть после солнца на снег - малиновое пятно очень яркое; закрыла глаза - на красном зеленые пятна. Потом малиновые шары были везде - на снегу, на небе, на березах, потом ослабело и прошло». Или: «Такого анилиново-розового неба я никогда не видала, ярче сирени, освещенной электричеством. Я держу банку с водой на небе и не знаю, что сильнее - ярчайшее светлое небо или нежный цвет сирени в руке. Как все это написать?»

Что касается круга чтения Татьяны Алексеевны, то он очень обширен. Прежде всего, это Пушкин и Блок, которые периодически «вытесняют» друг друга: «Я Пушкиным сейчас не занята. Появился опять Блок». Среди интересных Мавриной писателей Толстой, «колдун» Достоевский, Тургенев, А. Белый, Пастернак, Гофман, Моэм, философы - Сократ, Флоренский, Розанов («Восхищаюсь любопытным его мозгом») и др. Неординарны ее записи о Мериме («Что значат все Наташи Ростовы и Настасьи Филипповны в сравнении с его испанками! Какой он сверхъестественной силы!») и Некрасове («Читала между делом воспоминания... Он из брехунов, видимо»). Парадоксально впечатление Мавриной от Андрея Белого: «Каждый раз, когда я читаю Белого, поражаюсь его гениальностью. Потом забываю, и он для меня, как и для других, надоедливый чудак, которого и понимать-то трудно. Но видел он космический разрез жизни, если можно так сказать, и любовь была его знаменем. Что же еще? Что лучше? “Что в мире лучшего сыскать?”». Уже в зрелом возрасте Татьяна Алексеевна интересовалась современной литературой, казалось бы, непривычного ей жанра: «Читала “Улитку на склоне” братьев Стругацких... Такая богатейшая остроумная чепуха».

Весьма остра на язык Татьяна Маврина и в оценке своих собратьев-художников, о которых она писала после посещения выставок или просмотра альбомов (хотя, надо отдать ей должное, когда художница видела что-либо, по ее мнению, действительно стоящее, восхищение ее было столь же искренно, как и критика).

«Петров-Водкин бездушный сухарь. Зато Кандинский сочный, мягкий... Малевич допер до “квадрата” неспроста, ему не было жаль свои самоварные трубы - людей из самоварных труб. А Ларионов остался миром не признанный. Почему? Наш единственный “импрессионист”, француз по духу живописи и очень русский по темам и восприятию жизни. Ни на кого не похож, а в орбите этих великанов, хоть по годам и позже. Где найти лучше?»

«Фальк - это ...нирвана индийской философии».

«Хорош только сам Пикасс - пугало масс. Связывание в узлы всякой чертовщины».

«Поехали на сомовскую выставку ...Сомов в первой комнате восторгов не вызвал, но среди всех этих “точных” рисунков... - целая галерея цветовых чудес... Это один из праведников, на которых держится русское искусство. Цветовик. Лучше Врубеля».

На первом месте в искусстве для Татьяны Мавриной всегда оставались древнерусское искусство и импрессионисты. «Открытием Америки» стала для художницы японская живопись: «Какое необыкновенное, совсем особенное, интеллигентное искусство. Вот теперь я ясно вижу, откуда вышла вся Европа, импрессионизм и все до сих пор, каноны красоты и вольности. Но откуда они сами? И давно ли?»

Маврина писала до глубокой старости (в том числе продолжала активно заниматься детской иллюстрацией) и ушла из жизни «с кистью в руках».


Маврина Татьяна Алексеевна (1900-1996). Цвет ликующий: Дневники. Этюды об искусстве. Близкое прошлое. Москва: Молодая гвардия, 2006. 638 c. ил. (Б-ка мемуаров. Вып. 22)

Previous Article Дневники императрицы Марии Федоровны (1914-1920,1923 годы) (2005 год)
Next Article Sex в большой политике (2007 год)
Print
1044 Rate this article:
5.0

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Copyright [2016-2024] by Bibliohronika Terms Of Use Privacy Statement
Back To Top