Чадолюбец, размышляющий о нравственном повреждении и исправлении детей своих (1807 год)
[Иван Кандорский]
В конце XVIII - начале XIX вв., как считал С. Я. Маршак, «книга для детей была сухой, нравоучительной, схематичной, но у нее были свои воспитательные задачи, свои идеи и строгий вкус». В этот период детская литература религиозного содержания, в которой наставления давались в виде рассуждений или проповедей, еще не утратила своего ведущего значения. В основном это были переводные издания с немецкого или французского или, в лучшем случае, пересказы иностранных сочинений.
Печатались церковные книги, а также многие другие издания религиозного содержания преимущественно в Синодальной типографии. Будучи одной из самых больших в России, она практически полностью удовлетворяла спрос на богословскую и богослужебную литературу. Значительная часть книг была учебной: азбуки, буквари, псалтыри учебные, грамматики, хрестоматии греческого, латинского и всех других языков. Именно по книгам, вышедшим в Синодальной типографии, учились в церковно-приходских школах, духовных академиях, семинариях.
Типография была основана в 1721 г. после передачи Синоду Печатного двора и всех остальных московских типографий (а в 1727 г. и петербургских, кроме Сенатской). На ее гербе изображались лев и единорог.
В 1807 г. в Синодальной типографии вышла книга (а в 1821 г. переиздана) протоиерея московской Варваринской церкви, что на Варварке, духовного писателя Ивана Михайловича Кандорского «Чадолюбец, размышляющий о нравственном повреждении и исправлении детей своих...».
И. М. Кандорский был возведен в сан протоиерея 1 мая 1810 г., до 1800 г. он служил священником Никитской церкви за Яузой.
Среди его духовно-нравственных сочинений «Образование духа и сердца в непрестанном богомыслии» (1799); «Жертва величию Божию, или Умиленные мысли о делах Его» (1801); «Дух, или Избранные мысли из душеспасительных поучений московского митрополита Платона» (1804); «Литтеральное и нравственное изъяснение молитвы Господней: Отче наш» (1806); «Нравственный псалтырь для так называемых старообрядцев, или Доброжелательное послание от некоего ревнителя по благочестии грекороссийской церкви к наставнику Феодосиевского согласия» (1811) и др.
И. М. Кандорский много переводил (и пересказывал) религиозные сочинения, преимущественно с французского: «Мир души, проистекающий из соблюдения мира с Богом, с самим собою и с ближними» (1807); «Благословенный зритель природы, или Утренние, полуденные, вечерние и нощные размышления славного
Гервея» (1800); «Вера честного человека, самым сильным образом отражающая противников христианства» (1803) и др.
В библиотеке известного библиофила Н. П. Смирнова-Сокольского (1898-1962) находились две книги Кандорского далеко не религиозной тематики. Первая - «Дух, или Избранные мысли четырех монархов-философов: Марка Аврелия, Юлиана, Станислава и Фридерика» вышла анонимно в 1797 г. и подписана «п. д. И. М.». Вторая называется «О веселости нравственной и физической, имеющей влияние на все состояния человеческой жизни» (1797) и представляет перевод творения французского писателя- моралиста Луи-Антуана Караччоли (1721-1803).
«Российское сочинение» (как указано на титульном листе) «Чадолюбец.» посвящено митрополиту Московскому и Коломенскому и Свято-Троицкой Сергиевой Лавры священно- архимандриту Платону. Митрополит Платон (в миру Петр Георгиевич Левшин, 1737-1812), автор первого систематического курса русской церковной истории «Краткая Церковная Российская История» (1805), был придворным проповедником и законоучителем наследника российского престола великого князя Павла Петровича (с 1763 г). Он являлся наместником Троице-Сергиевой Лавры, с 1775 г. - директором Славяно-Греко-Латинской академии. 15 сентября 1801 г. - первоприсутствующий митрополит на коронации Александра I и его супруги Елизаветы Алексеевны.
Книга, по всей вероятности, происходит из библиотеки А. С. Ефремова, отца известного библиофила и библиографа Петра Александровича Ефремова (1830-1907). Об этом свидетельствует надпись чернилами на титульном листе «Ефремовъ» и «№ 88». На последнем форзаце наклеен ярлык антикварно-букинистической торговли В. И. Клочкова (1861/1862— 1915).
По некоторым данным, Александр Степанович Ефремов был офицером, профессором географии в Московском университете. От отца П. А. Ефремову перешло около 10 000 томов, большую часть из которых он забрал при переезде в Петербург. После смерти П. А. Ефремова библиотека была продана вдовой книгопродавцу А. Фельтену, у которого Пушкинский Дом приобрел 24 тысячи томов. Около 500 томов приобрел сибирский коллекционер Г. В. Юдин (1840-1912), одним из основных поставщиков которого был Клочков. У Фельтена же значительное число ефремовских изданий купил известный собиратель из Иваново-Вознесенска Д. Г. Бурылин (1852-1924). Сегодня экземпляры из библиотеки П. А. Ефремова находятся во многих государственных и частных книгохранилищах, каталога собрания не существует, точных сведений об объеме коллекции до сих пор нет.
«Чадолюбец...» напечатан на бумаге верже, имеет кожаный переплет с золотым тиснением на корешке. Фронтиспис украшен гравюрой, изображающей Иегову и подписанной двумя цитатами «Даждь ми сыне твое сердце» (Прит. Гл. 23. Ст. 26) и «Готово сердце мое к Тебе, Боже! готово» (Псал. 107. Ст. 2).
Кандорский, Иван Михайлович
Чадолюбец, размышляющий о нравственном повреждении и исправлении детей своих сообразно 1-е с примерами живого опыта, 2-е с правилами здравого разсудка и 3-е особенно с Евангельскою притчею о блудном сыне: Российское сочинение. М.: В Синодальной типографии, 1807. [6], 93, [1] c., [1] л. ил. 20х12 см.