Иван Бунин был из древнего, но разорившегося дворянского рода. Детство он провел в поместье Елецкого уезда Орловской губернии, где его окружали сказки, предания и легенды, живой разговорный язык, особенности крестьянского и поместно-дворянского быта. Все это оказало влияние на становление личности будущего писателя.
Не меньшую (если не большую) роль сыграла и замечательная наследственность: «Писателем я стал, вероятно, потому, что это было у меня в крови: среди моих дальних родичей Буниных было не мало таких, что тяготели к писательству, писали и даже печатали, не приобретя известности, но были и такие, как очень известная в свое время поэтесса Анна Бунина, был знаменитый поэт Жуковский, сын тульского помещика Афанасия Ивановича Бунина и пленной турчанки, получивший фамилию своего крестного отца Жуковского только потому, что был он сыном незаконным».
Бунин не имел даже гимназического образования. В 1886 г. его исключили из Елецкой гимназии - не явился с каникул, не внес плату за обучение. Однако, занимаясь со старшим братом Юлием, Иван Бунин все же прошел гимназический и частично университетский курсы.
В 1889 г. он переехал к Юлию в Харьков, где началась его скитальческая, полная бытовых невзгод, материальных лишений и беспрестанного труда жизнь.
Первая публикация Бунина состоялась в газете «Родина» (стихотворения «Над могилой Надсона», «Деревенский нищий», 1887). В 1891 г. приложением к «Орловскому вестнику» вышла первая книга «Стихотворения 1887-1891 гг.», получившая сочувственные отзывы.
В начале 1895 г. Бунин переехал в Петербург, а после в Москву. Хотя в литературной среде он считался «своим», отношения с коллегами по перу зачастую складывались непростые. Иван Бунин вообще был человеком нелегкого характера, не терпел пререканий, не любил фальши. Особенно строг бывал в литературных оценках.
В 1897 г. вышла книга «На край света и другие рассказы», в 1898 г. - поэтический сборник «Под открытым небом». Литературная слава росла. Книга стихов «Листопад» (1901) выдвинула его в среде отечественных поэтов. В 1903 г. за этот сборник и перевод «Песни о Гайавате» Г.У. Лонгфелло Иван Бунин был награжден Пушкинской премией. В 1909 г. он снова получил Пушкинскую премию и стал академиком Петербургской академии наук.
Настоящим событием в литературной жизни страны оказалась повесть «Деревня» (1910), вызвавшая шквал обвинений в клевете на народ, в барской слепоте, в сгущении красок. Однако почти все бунинские «деревенские» рассказы 1910-х гг. - жестоко реалистичны, насыщены картинами явно обличительными.
Бунин отстоял от модных поэтических течений и не принимал современных поэтов. Он противостоял словесному экспериментаторству модернистов и придерживался классического направления, принципиально отрицая любые попытки изломать стих, внести в него новшество.
В 1913 г. газета «Русские ведомости» праздновала пятидесятилетие. Среди прочих на банкете слово было дано академику Бунину. Он посвятил речь «обнищанию, оглуплению и омертвению русской литературы»: «Исчезли драгоценнейшие черты русской литературы: глубина, серьезность, простота, непосредственность, благородство, прямота - и морем разлилась вульгарность и дурной тон, - напыщенный и неизменно фальшивый. Испорчен русский язык...»
Первую мировую войну Бунин принял как роковую для России, как предзнаменование ее краха. «Я - писатель, а какое значение имеет мой голос? Совершенно никакого. Говорят все эти Брианы, Милюковы, а мы ровно ничего не значим. Миллионы народа они гонят на убой, а мы можем только возмущаться, не больше. Древнее рабство? Сейчас рабство такое, по сравнению с которым древнее рабство - сущий пустяк».
Иван Бунин категорически не принял Февральскую революцию и Октябрьский переворот 1917 г. В письме к П.А. Нилусу Бунин делился своими наблюдениями: «Жить в деревне и теперь уже противно. Мужики вполне дети, и премерзкие. “Анархия” у нас в уезде полная, своеволие, бестолочь, и чисто идиотское непонимание не то что “лозунгов”, но и простых человеческих слов - изумительное. Ох, вспомнит еще наша интеллигенция - это подлое племя, совершенно потерявшее чутье живой жизни и изолгавшееся насчет неведомого ему народа, - вспомнит мою “Деревню” и пр.!»
Работал Бунин в это время мало, как признавался в письмах, все время уходило только на чтение газет. Зиму 1917- 1918 г. он прожил в Москве. Все дневниковые записи той поры вошли в «Окаянные дни», одну из самых беспощадных русских книг.
С весны 1918 по февраль 1920 г. Иван Бунин с Верой Николаевной Муромцевой жил в Одессе. С этим периодом и связана бунинская книга, представленная в «Библиохронике».
«Чаша жизни» - это книга ранних рассказов И.А. Бунина, впервые опубликованная в Москве в 1915 году. Потом она неоднократно переиздавалась, а потому представленная в «Библиохронике» парижская перепечатка 1922 года сама по себе редкостью не является. Уникальным описываемый экземпляр делает дарственная надпись на титульном листе: «Антону Ивановичу Деникину в память прекраснейшего дня моей жизни - 25 сент. 1919 г. в Одессе - когда я не раздумывая и с радостью умер бы за Него. Ив. Бунин. Париж, 1922 г.».
Бунины оказались в Одессе, спасаясь от большевиков. Город находился тогда под властью французов. В апреле 1919 года Одесса перешла в руки красных. В дневнике, который Бунин вёл в ту пору и который красноречиво назвал впоследствии «Окаянные дни», подробно описывается каждодневная жизнь советской Одессы: обыски, разбой на улицах, газеты со списками расстрелянных заложников, реквизиции необходимого под видом «изъятия» излишков, царящие в городе ощущения страха и незащищённости населения.
С тем большим воодушевлением встретил писатель отряды Добровольческой армии, вступившей в Одессу 24 августа 1919 года.
Лето - начало осени 1919 года явились звездными часами Добровольческой армии и её главнокомандующего - генерал-лейтенанта А.И. Деникина. 3 июля, после взятия Царицына, Деникин издал знаменитый приказ №08878, начинавшийся словами: «Имея конечной целью захват сердца России - Москвы, приказываю...» В ближайший после этого месяц отряды Белой армии вошли в Воронеж, Орел, Киев. Падение «Совдепии» казалось неминуемым.
В конце сентября 1919 года А.И. Деникин прибыл в Одессу. 25 сентября в его честь был устроен банкет. Бунин произнёс на нём краткую речь: «Ваше Высокопревосходительство! Я не в силах выразить перед Вами даже и малейшей доли тех сложных и глубоких чувств, которыми охвачен я в сознании всей великой важности минут, нами переживаемых, когда незримо пишутся новые славные страницы русской летописи, на коих уже неизгладимо начертано Ваше славное имя и коим предстоит такая долгая, долгая историческая жизнь».
Ожидания писателя не оправдались: менее чем через месяц Красная армия вернула Орёл. Отступление Добровольческой армии постепенно превратилось в бегство, и 26 января 1920 года Бунин на переполненном корабле отплыл из Одессы в Константинополь, не зная, что покидает Россию навсегда.
Воспоминания об этих месяцах несбывшихся надежд ясно читаются за строками дарственной надписи на книге, которая была подарена Буниным А.И. Деникину в Париже в 1922 году, при личной встрече, очевидно, в конце мая, когда генерал оказался во Франции проездом в Венгрию.
Известно, что кончина Деникина в августе 1947 года произвела на Бунина тяжёлое впечатление.
Поселившись в Париже, Бунин в духовно-политической жизни русского зарубежья выдвинулся как крупнейшая общественная фигура, возглавил в 1920 г. Союз литераторов и журналистов, вел в газете «Возрождение» в 1925-1927 гг. рубрику о политике и литературе.
При всем трагизме мироощущения Бунин не испытал в эмиграции творческого кризиса. Напротив, драма жизни вдали от родины наметила для него новые писательские горизонты.
Наиболее значительное произведение, написанное в эмиграции, - роман «Жизнь Арсеньева» (1930), запечатлевший старую Россию. С 1937 по 1944 г. созданы «Темные аллеи» - книга, которую сам автор называл «самой совершенной по мастерству». В 1933 г. Иван Бунин получил Нобелевскую премию по литературе - «за правдивый артистический талант, с которым он воссоздал в прозе типичный русский характер».
К концу 1930-х гг. Бунин все больше тосковал по России, избегал прямых оценок Советского государства. Остро, с болью переживал события на родине во время Великой Отечественной войны, радовался победам советских войск. И хотя он уже не был ярым противником советского строя, принять произошедшие перемены в России так и не смог.
В последние годы жизни Иван Бунин сильно болел, и все же, несмотря на слабость, продолжал работать, сохранив ясный ум, резкость и меткость суждений. Очевидно, что он отчаянно не хотел умирать.
Спокойно на погосте под луною...
Крестов объятья, камни и сирень...
Но вот наш склеп, - под мраморной
стеною,
Как темный призрак, вытянулась
тень.
И жутко мне...
В этом стихотворении «Смерть» Иван Бунин передал свой страх. По воспоминаниям В.М. Зернова, врача Бунина, писатель часто спрашивал о России, и было очевидно, что его тянуло туда. Однако здравый смысл был сильнее. Незадолго до ухода из жизни писателя, в СССР скончался в результате кровоизлияния в мозг (по официальной версии) «великий и простой человек, добрый учитель человечества и отец народов...».