Человек из МИНАПА: Первая сексуальная советская повесть (1966 год)
Юлий Даниэль
Второе издание повести «Человек из МИНАПА» вышло в Лондоне в тот же год, когда писатель, переводчик Юлий Маркович Даниэль (1925-1988) был приговорен вместе с литературоведом, критиком А.Д. Синявским (1925-1997) к пяти годам мордовских лагерей за публикацию на Западе своих литературных произведений. 2 марта 1966 г. Даниэль писал из лагеря: «...началась моя фольклорно-этнографическая экспедиция... мои представления о подобных местах безнадежно устарели... Все совсем не так плохо, как это, может быть, представляется вам... посылки пока посылать мне нельзя. Но бандероли можно. Мне нужна авторучка, Пастернак, Цветаева, электробритва - полный джентльменский набор».
К 1966 г. на Западе под псевдонимом Н. Аржак вышли три книги Даниэля - повесть «Говорит Москва» (1962), рассказ «Искупление» (1964), сборник «Руки. Человек из МИНАПА» (1963).
Ю.М. Даниэль родился в семье еврейского писателя Марка Намовича Мееровича, писавшего на идише под псевдонимом М. Даниэль. Во время Великой Отечественный войны Ю. Даниэль был ранен, работал учителем, переводчиком поэзии с калмыцкого, азербайджанского, армянского и других языков. После выхода из лагеря ему было позволено заниматься переводческой деятельностью - под псевдонимом Ю. Петров появились переводы стихов шотландских и грузинских поэтов, произведений Дж. Г. Байрона, В. Гюго и др.
Первая публикация рассказа «Человек из МИНАПА» состоялась в Нью-Йорке в 1960 г. Его содержание сводится к трагикомической коллизии: в МИНАПе - Московском Институте Научной Профанации - учится студент Владимир Залесский, обладающий удивительной способностью зачинать по заказу мальчика или девочку. Таким образом часто решаются проблемы социалистических семей. История получила огласку, и молодой «человек из МИНАПА» вынужден оправдываться перед комсомольским собранием, затем пройти медицинскую экспертизу, пообщаться с органами.
Секрет успешного метода заключался в том, что «каждый раз, когда происходит целенаправленный в смысле мужского пола coitus, то есть соитие, он усилием воли мысленно воссоздает облик... Карла Маркса. - А если девочка? - Тогда Клару Цеткин». За все время ошибка случилась лишь однажды, так как вместо Клары Цеткин ему представился писатель Федор Васильевич Гладков (1883-1858) - дважды лауреат Сталинской премии, автор романов «Цемент» (1925), «Энергия» (1933) и «Березовая роща» (1941). Можно только гадать, как выглядел спустя девять месяцев результат «ошибки»...
Метрические записи подтвердили «частоту попаданий» Володи Залесского, и было решено использовать его дар на благо государства: в планировании деторождения, загруженности промышленности («уточнить цифры выпуска одежды, обуви, бюстгальтеров и дамских велосипедов»), а также в обучении потенциальных продолжателей социалистически полезного дела.
Так как «талант юноши оказался уникальным, вроде таланта Паганини», Володю поселили на подмосковной даче, где он ест, спит, занимается спортом и смотрит телевизор. Когда за ним присылают машину, он едет выполнять свои обязанности. Есть версия, что его способности передаются по наследству. Однако из грандиозных экономических планов ничего не вышло.
Рассказ вышел из печати в разгар сексуальной революции на Западе. В СССР, несмотря на известную фразу об отсутствии секса, половой вопрос начал решаться еще в 1920-х гг. декретами В.И. Ленина об упразднении семьи, разрешении абортов, «общественных» женщинах и проч.
Оперативно откликаясь на результаты новой политики, газета «Правда» в середине 1920-х гг. замечала, что «каждый комсомолец, каждый рабфаковец и вообще любой зеленый юнец может и имеет право реализовать свое половое влечение. По каким-то непонятным причинам это считается непреложным законом. Каждая комсомолка, каждая рабфаковка или другая учащаяся, на которую пал выбор того или иного парня, должна быть покорна ему, иначе она - “мещанка” и не заслуживает звания пролетарской студентки».
Однако из-за всплеска венерических заболеваний к началу 1930-х гг. нормой стали идеи социалистического аскетизма. В 1936 г. И.В. Сталин снова запретил аборты, в 1943 - было введено раздельное обучение в школах (до 1954 г.).
И все равно по сравнению с Западом уровень «сексуальной свободы» в Советах был выше. Согласно исследованию сотрудника Социологического института РАН С.И. Голода, в 1960-х гг. на вопрос о принципиальной возможности вступить в сексуальную связь с «любимым человеком», в группе молодых ленинградских рабочих и служащих (126 человек) положительно ответили 91% мужчин и 81% женщин. С просто «знакомым(ой)» это готовы были сделать около 60% мужчин и только 14% женщин.
Консерватизм руководства Л.И. Брежнева (1906-1982) привел к системе двойных стандартов, диссонансу между «быть» и «казаться». Именно поэтому повесть Даниэля была обречена на успех, а писатель на лагерное заключение.
Крылатая фраза о том, что в СССР «секса нет» прозвучала во время одного из русско-американских телемостов, организованных журналистом Владимиром Познером в 1986-1987 гг. Авторство принадлежит ленинградке Любови Ивановой. На вопрос американской стороны, не используются ли сексуальные мотивы в советской рекламе, Любовь Иванова ответила: «В СССР секса нет, и мы категорически против этого...» - в зале раздался смех, Познер убрал микрофон, и поэтому никто не услышал, как она добавила: «...на телевидении».
После «отсидки» Даниэль отказался уезжать из страны (в отличие от Синявского) и некоторое время жил в Калуге, позже смог вернуться в Москву. Галина Медведева, жена поэта Давида Самойлова (1920-1990), близко знавшая Даниэля, считала, что «свой незаурядный по советским временам поступок - печатание за границей неподцензурных произведений - Юлик, похоже, обмозговал и прочувствовал со всех возможных сторон. Он нимало не сожалел о содеянном как лицо ответственное за свои взгляды и поступки. И резкая перемена участи была для него далеко не главной мукой. Себе он вменял то, что, пойдя на поводу у авторского самолюбия, жажды осуществиться творчески, не предвидел тяжких моральных последствий для близких».
Юлию Даниэлю повезло - он увидел свои произведения напечатанными на родине, подписанными его настоящим именем.
Даниэль Юлий Маркович (псевд. Николай Аржак; 1925—1988). Человек из МИНАПА: Первая сексуальная советская повесть. 2-е изд. Лондон: Flegon Press 1966.32 с. 18.4x12.5.