Search

 Гоппе Виктор. Стихотворный человек

Sunday, November 24, 2024

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Чин действия, каким образом совершилось Священнейшее Коронование Его Императорского Величества Государя Императора Николая Павловича, Самодержца Всероссийского, по церковному чиноположению (1826 год)

Чин действия, каким образом совершилось Священнейшее Коронование Его Императорского Величества Государя Императора Николая Павловича, Самодержца Всероссийского, по церковному чиноположению (1826 год)

Что ни говори, мудрено быть самодержавным», -заметил однажды Пушкин.

Начав своё царствование с подавления мятежа, причиной которого стало сомнение части общества в легитимности его прав на россий­ский престол, Николай I особое значение при­давал созданию образа монарха, получившего власть не только по земным законам, но и согласно Божьему промыслу. Именно поэтому в церемо­нии его коронования столь важная роль отво­дилась высшему духовенству. На протяжении коронационных торжеств свиту императора составляли не только видные сановники и гене­ралитет, но также церковные иерархи. Как писал современник, это свидетельствовало, что «монарх окружён был мудростью, опытнос­тью и заслугами, на алтарь Веры и Отечества принесёнными». Описание церковных обря­дов, сопровождавших коронацию Николая, составило содержание специальной книжечки, выпущенной московской Синодальной типо­графией всего лишь через несколько недель после самих событий.

Приветствие императора членами Священ­ного Синода и Преосвященными Архиереями в Кремле, величественные песнопения в Успен­ском соборе, колеопреклонённый молящийся Николай, торжественная литургия, во время которой император и императрица приняли причащение, - всё это произвело глубочайшее впечатление на присутствующих и нашло отражение на страницах издания Синодаль­ной типографии. Однако, помимо самого «Чина действия», сюда же вошли речи, произнесён­ные по случаю коронации тремя видными клириками: митрополитом Московским Фила­ретом, митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским Серафимом и митрополитом Киевским Евгением. Признанные образцами духовного красноречия, они были тогда же напеча­таны ведущими российскими газетами и впо­следствии неоднократно переиздавались.

В речи Филарета современникам более всего запомнились слова, в которых участники вос­стания на Сенатской площади сравнивались с ветхозаветными Иоавом и Семеем, претендо­вавшими на престол Давида и умерщвлёнными по приказанию Соломона: «Нетерпеливость верноподданнических желаний дерзнула бы вопросить: почто ты умедлил? если бы не знали мы, что как настоящее торжественное пришествие твоё нам в радость, так и предше­ствовавшее умедление твоё было нам благоде­яние. Не спешил ты явить нам свою славу, потому что спешил утвердить нашу безопас­ность. Ты грядёшь, наконец, яко царь не только наследственного твоего, но и тобою сохранён­ного царства. Не возмущают ли при сем духа твоего прискорбные воспоминания? Да не будет! И кроткий Давид имел Иоава и Семея. Не диво, что имел их и Александр Благосло­венный. В царствование Давида прозябали сии плевелы, а преемнику его досталось очищать от них землю Израилеву. Что ж, если и преем­нику Александра пал сей жребий Соломона! Трудное начало царствования тем скорее пока­зывает народу, что даровал ему Бог в Соломоне. Ничто, ничто да не препятствует священной радости твоей и нашей!»

Митрополит Серафим произнёс свою речь уже после возложения короны на главу импе­ратора: «Бог, сам Господь Бог избрал и поста­вил тебя царём над нами... Всевышний в сем действии промысла своего явил к тебе, вели­кий государь, особенное благодеяние своё. Ибо он, содержа все царства земные в руце своей, дал тебе из них то царство, пределы коего простираются от восток солнца до запад. И обладая, яко царь царей, всеми народами, сделал тебя главою того народа, доблести коего всюду поведуются и всеми прославляются. Се знамение Божия к тебе благоволения, но купно се знамение и особенности любви его к Рос­сии и его о благе ея отеческого промышления. Ибо как Россия веру в Христа Господа, спаси­теля мира, святою церковью нашею содержи­мую и исповедуемую почитает главным нача­лом и источником спокойствия, тишины, силы и славы своея, то коль великая для неё сия милость Божия, что Господь даровал ей в авгу­стейшей Вашего Императорского Величества особе верного блюстителя драгоценного сокровища её - сокровища веры! Царь - блю­ститель святости веры, царь православный и благочестивый, сие имя есть для православ­ной России «миро излиянное», и в сем заклю­чаются надежды ея».

Речь митрополита Евгения была произнесена два дня спустя в Кремлёвском дворце, во время поздравления импера­тора членами Святейшего Синода: «Вся церковь и Россия молит: "Да благодать Его святая излиется на тя и царство твое, и да будет таинственное действие венчаия и помазания твоего знамением и залогом благости Его к тебе и печатию любви, соединяющей тебя с верными твоими подданными, коих счастье признаёшь сам ты единою целью твоих мыслей, исполнением желаний, наградою трудов и верховною твоею наградою перед Царём Царствующих"».

Усилия организаторов коронации на акцентировании идеи божественного про­исхождения монаршей власти не остались незамеченными современниками. Д. Н. Блудов, чиновник и литератор, прия­тель Карамзина и Пушкина, занимавший летом 1826 года пост статс-секретаря, чело­век очень чуткий к новым веяниям в оте­чественной политике, через несколько часов после  завершения  церемонии в Успенском соборе писал жене: «И как величественны, как трогательны обряды, установленные нашею церковью для сих торжественных случаев! Читанные импе­ратором и митрополитом молитвы испол­нены глубокого смысла: слушая и повто­ряя их в душе, я снова уверялся в сладости, в необходимости Веры, в том, что всякая страсть и самая благородная любовь к отечеству, не очищенные религией, ведут к одним заблуждениям, следственно, к несчастиям».

С воцарением Николая I идея единения монархии, церкви и народа стала доминирую­щей в политической жизни страны. Через восемь лет министр просвещения С. С. Уваров выкристаллизует её в знаменитой формуле: «самодержавие, православие, народность», которая на десятилетия останется главной российской национальной идеей.


Чин действия, каким образом совершилось Священнейшее Коронование Его Императорского Величества Государя Императора Николая Павловича, Самодержца Всероссийского, по церковному чиноположению. Москва: В Синодальной типографии, 1826. 33, 16 с. В обложке бумаги «павлиний хвост». 15х24 см. Помимо «Чина действия» включает: «Речь Его Императорскому Величеству Государю Императору Николая Павловичу Самодержцу Всероссийскому, пред высочайшим вступлением в Успенский собор для священнейшего коронования и миропомазания, говоренная Святейшего Правительствующего Синода членом Филаретом, архиепи­скопом Московским августа 22 дня 1826 года»; «Речь Его Императорскому Величеству, Государю Императору Николаю Павловичу Самодержцу Всероссийскому, по совершении Священнейшего коронования в Успенском соборе, говоренная первенствующим Святейшего Правительствующего Синода членом Серафимом, митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским, августа 22 дня 1826 года»; «Речь Его Императорскому Величеству, Государю Императору Николаю Павловичу Самодержцу Всероссийскому, поздра­вительная от всего духовенства после Священнейшего венчания и миропомазания, говоренная в Большом Кремлёвском дворце Святейшего правительствующего Синода членом Евгением, митрополитом Киевским августа 24 дня 1826 года». Редкий коронаци­онный сборник.

Previous Article Церемониал торжественного вшествия в первопрестольный град Москву и Священнейшего Коронования Государя Императора Николая Павловича (1826 год)
Next Article Ода на коронование Николая Павловича (1826 год)
Print
1687 Rate this article:
No rating
 

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Copyright [2016-2024] by Bibliohronika Terms Of Use Privacy Statement
Back To Top