Что есть табак (около 1920 года); О происхождении моей книги о табаке. Что есть табак (1983 год)
Алексей Ремизов
Если каждый из двадцати пяти экземпляров первого издания повести А.М. Ремизова «Что есть табак» (Санкт-Петербург, 1908) можно отнести к очень редким, то единственный корректурный экземпляр, оставшийся от попытки её переиздания на заре советской власти - это уже уникум. Курьёзная история, связанная е ним, весьма характерна для того бурного и непредсказуемого времени.
Написанный в форме старинной христианской легенды рассказ о победе Богородицы над Дьяволом, впервые изданный в императорской России тайно, в обход цензуры, е величайшими предосторожностями, в атеистической стране победившего пролетариата было решено официально поставить в план крупнейшего государственного издательства.
Конечно же, заведующего петроградским отделением Госиздата И.И. Ионова, давшего разрешение на выпуск книги, заинтересовала не искусно выполненная Ремизовым стилизация под раннехристианские тексты, а сама эта «пряная» история, родившаяся во время осмотра мужской компанией воскового слепка с пениса Г.А. Потёмкина и выводившая возникновение табака из «уд дьявольских». Дополни тельную ценность изданию добавляли весьма откровенные иллюстрации, специально подготовленные для него К.А. Сомовым.
Предполагалось, что и второй тираж книги будет библиофильским, но значительно большим по сравнению с первым выпуском: 333 нумерованных экземпляра, из них 25 раскрашенных от руки. Всё складывалось на удивление удачно: воодушевлённый идеей переиздания, Сомов разработал новое оформление повести, текст и рисунки быстро передали в типографию, даже были изготовлены клише, оставалось только утвердить макет, но... вмешался случай. Вот как об этом рассказывал сам А.М. Ремизов: «Посланный из типографии с клише задумал позабавить каких-то своих товарищей: развернул пакет и при всей честной публике показал потёмкинский пенис. Кто уди вился, кто ахал и хохотал. А проходили какие-то из фабричной инспекции. «Что за безобразие? Куда и зачем?» Посланный только мог сказать: «Из типографии в Госиздат, к товарищу Ионову». А на другой день к Ионову «делегация от баб»: «Как это так, - говорят, - нашим детям нет бумаги для учебников. А на пенисы находится». И пошли крыть. Ионов попробовал было вступиться за бумагу, что на таких бумагах учебники не печатают, и бумаги то такой на книгу не набрать - обрезки. Да с бабами нельзя сговориться. «Пускай утихнет». Так на утих и отложили издание».
Судьбы участников этой истории сложились по-разному. Воспринявший Октябрьскую революцию 1917 года как трагедию и крах страны, Алексей Михайлович Ремизов в 1921 году покинул Россию и до конца своих дней жил в Париже.
В декабре 1923 года вместе е выставкой русского искусства выехал в Нью-Йорк Константин Андреевич Сомов. Из командировки он не вернулся, а перебрался во Францию, где приобрёл квартиру на парижском бульваре Эксельманс и стал писать столь любимые им сценки из жизни маркизов и маркиз XVIII столетия уже на французской земле.
Илья Ионович Ионов (Бернштейн), брат З.И. Лилиной, жены всесильного председателя Петроградского совета Г.Е. Зиновьева, был переведён в Москву, возглавил издательство «Земля и Фабрика», но в годы борьбы с троцкистско зиновьевской оппозицией подвергся аресту и умер в заключении в 1942 году.
А о несостоявшемся втором издании «гоносиевой повести» «Что есть табак» напоминает лишь единственный известный на сегодняшний день корректурный экземпляр. Предпоследний владелец книги, коллекционер библиофил М.В. Рац, так описал его: «Вёрстка форматом 20 х 16 см имеет марку «Обезьяньей великой вольной палаты» работы Ю. Анненкова. На листе с издательской маркой <владельческая надпись> пером: «Этот корректурный экземпляр книги А. Ремизова «Что есть табак» подарен мне в 1950-х годах Оскаром Эдуардовичем Вольценбургом. Леонтий Раковский».
О.Э. Вольценбург (1886-1971) в 1918-1921 годах работал в библиотечном отделе Наркомпроса, заведовал библиотечным отделом Политпросветуправления Петроградского военного округа, библиотечной секцией Политпросвета при Петроградском губернском отделе народного образования. Вероятно, именно тогда к нему, крупному советскому чиновнику, могла попасть корректура не пропущенной в печать книги. Впоследствии О.Э. Вольценбург долгие годы возглавлял библиотеку Эрмитажа. В этот период он и подарил курьёзную редкость из своего собрания известному писателю, автору популярных исторических романов, крупному библиофилу Леонтию Иосифовичу Раковскому (1895-1975)
В 1983 году в Париже в количестве 100 нумерованных экземпляров вышла книга А.М. Ремизова «О происхождении моей книги о табаке. Что есть табак». Её издатель, Г.В. Чижов-Холмский, долгие годы был дружен с писателем, и по его просьбе Алексей Михайлович записал невероятную историю двух изданий «повести старца Гоносия». В тексте приводится воспроизведение листа ремизовской рукописи с надписью: «Единственный экземпляр Глеба Владимировича Чижова-Холмского. 5.V.1946».
Перед нами редчайший случай, когда экземпляры каждого из трёх изданий одной книги относятся либо к редкостям, либо к уникам. Равным образом ситуацию, при которой все они оказались в одной коллекции, кроме как исключительной назвать нельзя.
Ремизов Алексей Михайлович (1877-1957)
Что есть табак (Гоносиева повесть). [Петроград, около 1920.] 30 с. Заставка и концовка работы К. Сомова. Корректурный экземпляр в бумажной обложке. 20,4х15,7 см. На л. с издательской маркой - владельческая надпись Леонтия Иосифовича Раковского (1895— 1975). На оборотной стороне верхней обложки — экслибрис М.В. Раца. Оттиск на дешёвой газетной бумаге. О происхождении моей книги о табаке. Что есть табак. Paris, Tchijoff, 1983. 1 л. — фото (А.М. Ремизов и Г.В. Чижов-Холмский), 68, [2] с. В печатной издательской обложке работы Н. Артамонова. 20x13,9 см. Тираж 100 экземпляров отпечатан на матовой бумаге высшего качества. Экземпляр № 003.