Search

Стихотворный человек

26 апреля 2024 г.

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Описание Киевопечерской Лавры (1847 год)

Описание Киевопечерской Лавры (1847 год)

[Евгений Болховитинов.]

Ещё во времена Нестора-летописца Киево­Печерская Лавра уже была старейшим мона­стырем, но «не по началу оныя, а по заимствова­нию от неё Устава церковного и монастырского другими отечественными обителями». Её осно­ватель, преподобный Антоний, вернувшись с Афонской горы в Киев около 1050 года, ходил по разным церквам города, но так нигде и не сумел остановиться. Тогда нашёл он на холме в лесу пещеру двух сажень, которую до прише­ствия его выкопал будущий митрополит Киев­ский Иларион. Недалеко от пещер находилась летняя резиденция св. князя Владимира, где он и почил в мире, - Берестово с храмом Спаса на Берестове. Село это отстояло от Киева в трёх верстах, было окружено болотами и непрохо­димыми лесами, в которых водились дикие звери и скрывались разбойники. В таком небез­опасном месте, в Иларионовой пещере и посе­лился преподобный Антоний.

Слава о великом молитвеннике быстро разо­шлась по всей округе. Великий князь Изяслав приходил к нему за благословением и часто беседовал со старцем, монахи сходились сюда для «сожительства». Первое Антониево Брат­ство состояло только из четырех человек. Но преподобный, любя уединение, оставил их и начал копать себе особую пещеру на расстоя­нии от первой в 110 сажен, на месте, ныне име­нуемом Ближние Пещеры, и переселился туда. Опять сошлась к нему братия, уже количеством в 20 человек, которые не могли вмещаться в трёх Пещерных церквах при общей молитве. Там образовался сложный подземный лабиринт ходов и келий. Тогда, по просьбе Антония, князь Изяслав подарил монастырю землю на горе над пещерами. И построили сначала там открытую церковь во имя Успения Богородицы, а потом уже и целый монастырь над пещерами: «Игумен и Братия заложиша Церковь велику и Мона­стырь огородиша столпием и Кельи поставиша многи и оттом прозвася Печерский монастырь; быша бо прежде жили Чернцы в печере». В 1062 году монастырь назвали Печерским.

Росло число братства - и уже ни Пещеры, ни монастырь, созданный на горе над ними, не вмещали их. Тогда преподобный Антоний и помощник его, игумен Феодосий, стали помышлять об устроении нового монастыря. По преданию, один варяжский князь Симон, сын князя Африкана, молитвами преподобного спасшийся от смерти в сражении русских кня­зей с половцами на реке Алтее в 1068 году, видел на облаке изображение будущей церкви. Такое же видение церкви на облаке узрели и четыре искусных строителя из Константинополя, кото­рые неожиданно пришли в Киев для возведения сей обители. А само место обозначил князь Свя­тослав Ярославич, случайно приехавший на Берестово поле и своими руками начавший копать там ров под основание.

В 1240 году полчища Батыя разорили Печер­ский монастырь. Много монахов было убито, кому-то удалось бежать. После этих событий достоверных сведений о монастыре нет вплоть до XIV века, когда он был отстроен и даже стал усыпальницей князей и местной знати. Но уже через несколько десятилетий обитель разгра­били и сожгли, на этот раз войска крымского хана Менгли Гирея.

В следующем веке, несмотря на повсеместное окатоличивание украинских земель, монастырю удалось выстоять. Киево-Печерская обитель продолжала оставаться духовным и культурно­просветительским центром Украины. В 1615 году архимандрит Елисей Плетенецкий открыл при монастыре типографию, которая долгое время оставалась самой крупной в Киеве. Была известна далеко за пределами города и иконо­писная мастерская. В 1688 году монастырь полу­чил статус Лавры и стал «ставропигионом цар­ским и патриаршим Московским».

Во времена гетмана Ивана Степановича Мазепы, который проявлял особую заботу о Лавре, она была обнесена укреплённой камен­ной стеной. Со стороны Днепра стены были снабжены бойницами и не раз спасали мона­стырь от нападений. Его стараниями были также построены многие монастырские здания в так называемом «мазепинском» архитектур­ном стиле - стиле украинского барокко.

Чудовищный пожар 1718 года в Киеве не обо­шёл стороной и Киево-Печерскую Лавру. Он уничтожил все деревянные постройки на тер­ритории монастыря, в огне сгорели также архив Лавры и библиотека. В 1720 году началось восстановление центра монашеской жизни. В это же время стали возводить Великую Лавр­скую Колокольню, которая вплоть до сере­дины ХХ века была самым высоким строением в Киеве.

В XIX веке Киево-Печерская Лавра объеди­няла уже вокруг себя 6 монастырей: Главный, Ближние Пещеры, Дальние Пещеры, Больнич­ный, Китаевская пустошь и Голосеевская пустошь. Все русские государи проявляли заботу и внимание по отношению к мона­стырю и хотя бы один раз в своей жизни побы­вали здесь: Алексей Михайлович и Пётр Вели­кий, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Ека­терина II, Павел I, Александр I, Николай I, Александр II, Александр III, Николай II. В 1911 году в Лавре был похоронен выдающийся госу­дарственный деятель Российской Империи - Пётр Аркадиевич Столыпин.

Октябрьская революция разрушила многове­ковой уклад великой русской святыни. В 1918 году был убит настоятель Киево-Печерской Лавры митрополит Владимир, монахов под­вергли репрессиям. Монастырь закрыли. Иму­щество Лавры национализировали: конфиско­вали все драгоценности, земли и недвижимость. На территории монастыря был создан «Всеукра­инский музейный городок» - Государственный заповедник Киево-Печерская Лавра как Музей атеизма. Но верующие, уже под видом экскур­сантов, продолжали посещать монастырские святыни.

Тяжёлые потери понесла Лавра и во время Великой Отечественной войны. В ноябре 1941 года взорвали Свято-Успенский собор, причём до сих пор не выяснили, кем и зачем это было сделано. После занятия гитлеровскими вой­сками территории Киева в 1941 году, на зем­лях Нижней Лавры возобновил свою деятель­ность монастырь, но через 20 лет монастырь вновь упразднили. И только в 1988 году, по случаю празднования 1000-летия крещения Руси, Киево-Печерская Лавра была заново открыта.

Киево-Печерская Лавра всегда занимала одно из центральных мест во всей истории, жизни и системе русского иночества - являлась оча­гом религиозно-нравственной и культурно­просветительской жизни украинского и рус­ского народов. И вот уже почти тысячу лет свер­кают над днепровскими кручами золотые купола Лавры - одной из главных святынь хри­стианского православного мира.

 


[Болховитинов Евфимий/ Евгений Алексеевич (1767-1837)]

Описание Киевопечерской Лавры с присовокуплением разных грамот и выписок, объясняющих оное, также планов Лавры и обеих пещер. 3-е издание, исправленное и умноженное. Киев: Печатано в типографии Киевопечерской Лавры, 1847. 340, [4] с.; ил. Составной переплёт эпохи: кожаный корешок с потухшим тиснением, мраморированная бумага, обрез с напылением; дореволюционные штампы. На последнем форзаце наклеен экслибрис знаменитого русского предпринимателя, мецената Владимира Павловича Рябушинского (1873-1955), выполненный не менее знаменитым художником Евгением Лансере. Гравированный фронтиспис с видом Лавры (грав. А. Афанасьев). 6 гравированных планов в конце книги на отдельных вклейках. По Обольянинову, в третьем издании должен быть ещё один план Лавры с восточной стороны, который отсутствует в нашем экземпляре. 26,5х21 см.

Предыдущая статья История города Углича (1844 год)
Следующая статья Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь (1850 год)
Печать
1638 Оценить статью:
Без рейтинга

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Back To Top