Search

Стихотворный человек

26 апреля 2024 г.

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Церемониал открытия памятника императору Николаю I (1859 год)

Церемониал открытия памятника императору Николаю I (1859 год)

Дочь поэта Ф. И. Тютчева - А. Ф. Тютчева, вошед­шая в историю культуры своими воспомина­ниями фрейлины «При дворе двух импера­торов», - вскоре после кончины Николая I записала в дневник: «Престиж власти в зна­чительной степени поддерживается окружа­ющими её этикетом и церемониалом, сильно действующими на воображение масс. Опасно лишать власть этого ореола». Образцом такого действа, поддерживающего «ореол власти», можно назвать «Высочайше утверждённый церемониал торжественного открытия памят­ника императору Николаю I».

Создание памятника отцу стало для Алек­сандра II одним из первых государственных решений: архитектор О. Монферран получил заказ на монумент уже через несколько недель после кончины Николая Павловича; ещё через два месяца проект был утверждён; год спустя, летом 1857-го, заложили краеугольный камень; открытие состоялось 25 июня 1859 года.

Монферран привлёк к работе архитекто­ров Н. Е. Ефимова, А. А. Пуаро и М. Г. Евреинова. По их чертежам многоярусный пьеде­стал был сложен из 118 блоков финляндского и сердобольского гранита, шокшинского пор­фира и белого итальянского мрамора. Баре­льефы на постаменте, с изображениями Нико­лая, представляющего своего сына Александра Сапёрному батальону 14 декабря 1825 года, усмирение холерного бунта 1831 года в Санкт-Петербурге, открытие Верейского железнодо­рожного моста и награждение М. М. Сперан­ского за создание Свода законов исполнили скульпторы Н. А. Рамазанов и Р. К. Залеман. Им же принадлежит авторство аллегорических скульптур «Правосудие», «Сила», «Мудрость» и «Вера», в ликах которых, как говорилось в официальных сообщениях, были «сохранены черты близких в Бозе почившему Императору Особ Августейшей Фамилии» - императрицы Александры Фёдоровны и дочерей Николая I: великих княжон Марии, Ольги и Александры. С трёх сторон постамент украшали «трофеи», составленные «из оружий древнеславянских, кавказских и настоящих».

Изваяние отлил по собственной модели про­славленный скульптор-анималист Пётр Кар­лович Клодт (1805-1867). Николай I Павлович, считавшийся знатоком лошадей, но не любив­ший ездить верхом, изображён в мундире кавалергардского полка поднявшим лошадь на дыбы: Александр II хотел увидеть в памятнике «черты своего незабвенного родителя в том вооружении, в котором в Бозе почивший Госу­дарь был всего величественнее».

Предложив смелый план, согласно кото­рому колоссальная конная статуя императора должна была держаться лишь на двух точках опоры, Клодт при помощи брата Владимира, профессора высшей математики Михайлов­ского артиллерийского училища, сделал рас­чёты, доказав ими, что скульптура будет сто­ять прочно. За изготовление памятника Пётр Карлович получил чин действительного стат­ского советника. Эта работа стала последним крупным заказом как для самого мастера, так и для литейной мастерской Императорской Академии художеств: не выдержав конкурен­ции с частными предприятиями, та вскоре прекратила своё существование.

Об открытии памятника газета «Русский художественный листок» сообщала: «Наконец наступило 25-е июня. В этот день вся жизнь Петербурга, можно сказать, сосредоточилась на памятнике. Оставлены были ежедневные заботы, отложены были все обычные заня­тия, и обширная Мариинская площадь сдела­лась центром столичной деятельности. При­мыкающие к ней улицы превратились как бы в бьющие артерии, по которым к общему сре­доточию неслись пёстрые волны народа, кати­лись всех родов экипажи и стройно двига­лись густые массы войска. Но вот Мариинская и Исаакиевская площади обхватились пёстрою лентой из разноцветных мундиров, за кото­рыми колыхались не менее пёстрые толпы народа. Эстрады покрылись сплошною мас­сою зрителей. Окна соседних домов превра­тились в маленькие амфитеатры. Даже самые крыши унизались, как бусами, разноцвет­ными дамскими зонтиками. И над всем этим ярко светило жгучее летнее солнце». Импера­тор в сопровождении великих князей и свиты въехал на площадь верхом около 11 часов. Чуть позже подъехал кортеж из золочёных карет - это прибыли императрица и великие княжны. На специально устроенном помо­сте был отслужен благодарственный молебен. При этом, как пишет очевидец, «площадь пред­ставляла необыкновенно торжественное зре­лище: на обширном пространстве, где стояли несколько тысяч человек, царствовала глу­бокая тишина, так что на самых отдалённых концах слышно было церковное пение». После окончания службы Александр лично дал знак, по которому стоявшие вокруг памятника вой­ска «отдали честь, а с Петропавловской крепо­сти, с расположенных на Неве судов и изо всех орудий, при войсках находившихся, по дан­ному сигналу началась пушечная стрельба, на Исаакиевском же соборе и ближайших церк­вах раздался колокольный звон». Вечером весь город и суда на реке были иллюминованы, а у памятника зажглись бенгальские огни.

Церемония произвела глубокое впечатле­ние на молодого императора. Сразу же по её окончании он написал матери: «Моё сердце было потрясено, и в то же самое время я был счастлив, что смог завершить это святое дело в память о моём императоре, о моём отце, о том, кто обращался со мной не только как с сыном, но и как с истинным другом, и кому я продол­жаю служить в своём сердце, как будто он всё ещё жив».

Современники оценивали памятник по-раз­ному. По Петербургу тогда ходила шутка: мол, Николай Павлович скачет за Петром Вели­ким, да вот только догнать никак не может. У потомков нашлись свои резоны. Категорич­ная Марина Цветаева призывала: «Единствен­ный памятник, который следовало бы сбить, -это памятник Николаю I, убийце Пушкина. Или, щадя работу Клодта, сделать надпись: "Памятник, воздвигнутый самодержавием убийце Пушкина"».

Как бы то ни было, после октября 1917 года памятник одному из самых ненавистных для советской идеологии персонажей отечествен­ной истории избежал сноса. Величественный всадник в каске с орлиным пером по-прежнему вздыбливает коня перед Исаакием...

 


Высочайше утверждённый церемониал торжественного открытия памятника императору Николаю I. [Санкт-Петербург, 1859]. [12] с. 20x31 см. Текст на русском и французском языках. В цельнокожаной папке с геометрическими и узорчатыми рамками золотого и бордового тиснения. В центре верхней крышки золототиснёный герб Российской империи. Форзацы белого атласа. Празднично оформленный экземпляр для участников церемонии. Редкость.

Предыдущая статья Листок знакомых. (1857-1858 годы)
Следующая статья Погибшия, но милыя созданья (1862 год)
Печать
1576 Оценить статью:
Без рейтинга

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Back To Top