Погибшия, но милыя созданья (1862 год)
Александр Лебедев
Председатель
...я здесь удержан
Отчаяньем, воспоминаньем страшным,
Сознаньем беззаконья моего,
И ужасом той мёртвой пустоты,
Которую в моём дому встречаю -
И новостью сих бешеных веселий,
И благодатным ядом этой чаши,
И ласками (прости меня Господь) -
Погибшего - но милого созданья.
А.С. Пушкин. Пир во время чумы
Болдинской осенью 1830 года, работая над «маленькими трагедиями», Пушкин, конечно же, не мог предположить, что слова «о погибших, но милых созданьях», вложенные им в уста Вальсингама, со временем обретут в русской словесности статус эвфемизма, обозначающего женщин, с середины XIX века называвшихся также «дамами полусвета». Например, именно так использовал пушкинскую строчку поэт Я. П. Полонский в стихотворении 1844 года «Встреча»:
Вчера мы встретились; - она остановилась -
Я также - мы в глаза друг другу посмотрели.
О боже, как она с тех пор переменилась;
В глазах потух огонь, и щеки побледнели.
И долго на нее глядел я молча строго -
Мне руку протянув, бедняжка улыбнулась;
Я говорить хотел - она же ради бога
Велела мне молчать, и тут же отвернулась,
И брови сдвинула, и выдернула руку,
И молвила: «Прощайте, до свиданья»,
А я хотел сказать: «На вечную разлуку
Прощай, погибшее, но милое созданье».
В 1861 году будущий известный романист В. В. Крестовский этими же словами озаглавил повесть о трагической судьбе брошенной женщины.
А годом позже уже устоявшаяся традиция литературного цитирования обрела графическое воплощение: в Петербурге под таким названием известная литография Поль-Пети выпустила альбом рисунков одного из ведущих российских художников-карикатуристов, постоянного автора популярных сатирических журналов - Александра Игнатьевича Лебедева.
Сын военного, рано увлёкшийся рисованием, Лебедев по воле отца должен был поступить в Училище топографии. «Лишь в 1849 году, -говорится в биографической заметке о художнике, - Лебедев начал посещать вечерние рисовальные классы Петербургской Академии художеств в качестве вольноприходя-щего ученика, совмещая занятия искусством со службой. В 1857 году он окончил Академию художеств и получил звание свободного художника. Область же, в которой дарование художника раскрылось наиболее полно, -сатирическая графика. В качестве автора пока еще вполне безобидных бытовых карикатур Лебедев дебютировал в 1858 году на страницах модного в то время журнала «Весельчак». Впоследствии он сотрудничал со многими сатирическими журналами: «Заноза», «Иллюстрированная газета», «Пчела», «Кругозор», «Нива», «Осколки», «Стрекоза». Продуктивность художника была просто поразительна. Лебедев изображал различные социальные слои общества, подмечая смешные, а подчас и нелепые коллизии, возникающие в повседневной жизни. Подобные «картинки» он объединял в тематические альбомы».
В один из таких альбомов художник собрал рисунки, отображавшие «блеск и нищету» российских куртизанок. Лебедев попытался представить всю иерархическую лестницу профессии, считающейся древнейшей. Он изобразил и дешёвую уличную проститутку, идущую в номера с бедным чиновником, и полупьяную трактирную посудомойку, и молоденькую актрису на содержании, и наложницу крупного вельможи, за щедрые подношения улаживающую дела его подчинённых. При этом вольно или невольно художник оказался на стороне своих героинь: лебедевские дамы полусвета, как правило, красивы и изысканны, чего не скажешь об окружающих их представителях «благородного» общества. Отобрав тридцать рисунков, налитографировав их и объединив в три тетради по десять литографий в каждой, Лебедев, не мудрствуя лукаво, выбрал для названия всё ту же, уже ставшую расхожей, пушкинскую строку - «Погибшие, но милые созданья».
Все три выпуска разошлись так быстро, что разработку темы решено было продолжить. Годом позже Лебедев выпустил альбом «Еще десяток погибших, но милых созданий», а чуть погодя - два другие: «Прекрасный пол» и «Колпак». Однако, как всякое продолжение, они уступали столь удачному началу.
Александр Игнатьевич по-прежнему много работал. Продолжая сотрудничать в различных периодических изданиях, он обратился к жанру иллюстраций и создал множество замечательных рисунков по мотивам произведений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина.
Однако, как пишет биограф Лебедева, «он до конца жизни так и не смог достичь материального благополучия. На неоднократные обращения Лебедева за помощью в Академию художеств он получал отказы. После его скоропостижной смерти многие газеты и журналы поместили некрологи. Современники отдавали дань превосходному мастеру литографии, наделённому сатирическим даром и талантом интерпретировать литературные произведения».
Библиохроника представляет прекрасный владельческий конволют, состоящий из первых трёх выпусков «Погибших, но милых созданий». Богатство оформления позволяет предположить, что экземпляр являлся подносным.
Лебедев Александр Игнатьевич (1830-1898)
Погибшия, но милыя созданья. Рис.<овал> А. Лебедев. [Санкт-Петербург: Литография Поль-Пети, 1862]. 29 л. литографий. В цельно-коленкоровом переплёте с сохранением передней печатной издательской обложки. На крышках переплёта геометрический орнамент конгревного тиснения. В центре верхней крышки переплёта суперэкслибрис: золототиснёные инициалы «Н. А.» под дворянской короной. На корешке орнамент конгревного и золотого тиснения, золототиснёное заглавие. Форзацы белого атласа. 38х28 см. Одно из самых известных русских иллюстрированных изданий. Редкость.