Search

 Гоппе Виктор. Стихотворный человек

Wednesday, December 18, 2024

News

"Библиохроника" глазами журналистов или что пишут и о чем говорят в средствах массовой информации о жизни и развитии проекта.

Сонеты Уильяма Шекспира в гравюрах Виктора Гоппе. (4.10.2022 г.)

Зачем императору резец?
Bibliophile

Зачем императору резец?

Мари и Сергей Венгеровы

Тут нечего ни прибавить, ни убавить - свидетельство великого гравёра вне подозрений.

Расследованием истории попавшего в нашу коллекцию артефакта – ученической гравюры – занимался выдающийся специалист в области книг, гравюр, эстампов, последний из могикан золотого ХХ века любителей антикварных изданий Яков Исакович Бердичевский.

Type
Рис.1 - Ученическая гравюра Николая I

Филолог, литератор, музейный работник, библиофил, собиратель и исследователь книжных знаков, меценат, в 1987 году передавший в дар городу Киеву собиравшуюся им более 30 лет коллекцию «Пушкиниана» для организации Киевского музея А. С. Пушкина. Судьба позволила нам довольно часто соприкасаться с ним, поскольку дома в старом Берлине, где раньше жил старший Венгеров, основатель нашей коллекции, и поныне здравствует 92-летний «гранд». Оба мэтра находились в 10 минутах пешего шага друг от друга и довольно часто сходились в баталиях на книжной почве.

Исследуя историю гравюры, Яков Исакович нашёл немало удивительных фактов, чем не преминул поделиться со своим берлинским собеседником, а нам дал разрешение представить его рассказ читателям журнала.

Nicolas

Рис 1. Великий князь Николай Павлович.
Орест Кипренский, 1814 год

Как известно, Николай Павлович был хорошим рисовальщиком. К рисунку он пристрастился в детстве и совершенствовался под руководством придворных художников Ивана Акимова, Василия Шебуева и Александра Зауервейда, чьи батальные сцены особенно его привлекали.

Наибольший вклад в обучение рисованию будущего императора внёс профессор Василий Козьмич Шебуев – живописец, преподаватель, работавший над оформлением Исаакиевского и Троице-Измайловского соборов в Санкт-Петербурге. А в 1816 году двадцатилетний Николай серьезно заинтересовался гравюрой, скорее всего, не без влияния Зауервейда, который блестяще владел гравировальной иглой и изготовил целый ряд прекрасных офортов. Тем не менее первый урок великому князю преподал не Зауервейд, а сам Орест Кипренский, которого быстро сменил в качестве учителя ставший к тому времени гравёром номер один в Российской Империи Николай Иванович Уткин. Тот самый Уткин, который спустя одиннадцать лет, в 1827 году, создал ставший каноническим гравированный портрет Александра Пушкина с рисунка Ореста Кипренского, который воспроизводится до настоящего времени в большинстве собраний сочинений гения российской поэзии.

Пушкин высоко ценил талант гравёра. Ещё весной 1825 года, находясь в Михайловском, он в письме к младшему брату и Петру Плетнёву, которые помогали ему тогда готовить к печати сборник стихотворений, выразил желание разместить в будущей книге виньетку по рисунку Фёдора Толстого, награвированную Уткиным. И отметил, говоря о самой гравюре: «К тому же, кроме Уткина, ничей резец не достоин его (Ф. Толстого) карандаша». 

Общеизвестны десять гравюр, изображающих сапёров и конно-пионеров, выполненных будущим государем под руководством Уткина. Все они описаны и перечислены Дмитрием Ровинским в его труде «Николай Иванович Уткин, его жизнь и произведения», напечатанном Императорской академией наук в 1884 году. Вполне очевидно, что этим десяти гравюрам предшествовали некие ученические пробы.

И вот Его Святейшеству Случаю было угодно, чтобы перед глазами Якова Бердичевского и Алексея Венгерова, влюблённых в Книгу подвижников,  организовавших на двоих более сотни выставок книг, гравюр, изобразительных книжных материалов, предстал лист с явно ученическими гравированными набросками головы гусара, глаза и носа в центре оттиска авторской доски и явно профессиональным очерком головки в профиль в её верхнем правом углу. Каждый из рисунков снабжён соответствующим номером.

Nicolas

Рис 2 Орест Адамович Кипренский. Автопортрет, 1828 год (слева). Портрет гравёра Н. И. Уткина. Василий Тропинин, 1820 год. Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева

Слева от оттиска фаски авторской доски расположен текст:

«Грав<ировал> E<гo> И <мператорское> В<еличество> Государь Николай 1-й.

«№1: В кивере профиль

№2: нос

№З: глаз

№4: подпись отпечатана наоборот//рукою E<го> И<мператорского> В<ысочества> Великого князя// Михаила Павловича

№5 : Орест Кипренский Голову//начертил для руководства, кото//рое я сообщил советом и приуго//товления опыта гравирования // Н. Уткин.»

Над верхним оттиском фаски «Grе<неразб>отаgе».

Под нижним оттиском фаски следует текст «Его Императорскому Величеству Николаю 1-му богоугодно// было сделать опыт гравирования на меди - Gre<нepaзб>onage в 1816 году».

Тут нечего ни прибавить, ни убавить - свидетельство великого гравёра вне подозрений. Именно так, шаг за шагом, под руководством признанных талантов эпохи учили будущих руководителей страны. Под бдительным оком величайших русских мастеров Николай Павлович не только прекрасно разбирался в живописных тонкостях, но и сам не без успеха шёл по трудному пути обучения непростой технике гравирования.
 

 

Previous Article Кто кончил жизнь трагически,
Print
6 Rate this article:
No rating
Please login or register to post comments.

Календарь публикаций

«December 2024»
MonTueWedThuFriSatSun
2526272829301
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
303112345

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Copyright [2016-2024] by Bibliohronika Terms Of Use Privacy Statement
Back To Top