Кто кончил жизнь трагически,
Мари и Сергей Венгеровы
У нашего отца и дедушки Алексея Венгерова, основателя коллекции и доктора технических наук, на столе всегда лежала логарифмическая линейка. На таких линейках до появления калькуляторов было проще выполнять различные математические действия. Поэтому не удивительно, что Венгеров-старший обратил внимание на тонкую книжку, посвящённую логарифмам.
Семейная реликвия—логарифмическая линейка А. Венгерова
Тот — истинный гений математики
Небез основания распространено мнение, что в императорской России национальные меньшинства, особенно неправославного вероисповедания, имели ограниченные возможности для продвижения по статусной лестнице. Но все-таки бывали и исключения. В том числе и среди еврейской диаспоры. В настоящем очерке речь пойдёт о двух её знаменитых представителях, имя одного из которых и до настоящего времени широко известно, а вот имя второго совершенно забыто, и даже статьи в русской Википедии про главного участника этих событий до сих пор нет. А жаль. Судьба этого героя немного напоминает по невероятной сюжетной линии начало истории Михаила Васильевича Ломоносова.
Зебулон Ицхак Зусманович Пинето родился (предположительно) в 1852 году в маленьком поселении, известном с XV века под названием Цитованы, которое в настоящее время называется Титувенай — город в Шяуляйском уезде Литвы, в 17 км к востоку от Кельме. Отец нашего героя Йоэль Зуссман был пекарем, и семья жила в крайней бедности.
Зебулон Пинето. Фото 1880-1884 годов
Зебулон с самого раннего детства проявил себя очень талантливым малышом. Особенно хорошо получались у него операции сложения, которым он научился сам. Первый учитель сообщил родителям, что у него нет сил дать знания такому талантливому ученику, и посоветовал отправить мальчика к более знающим преподавателям.
К 12 годам Пинето «величайшую силу обнаружил в быстрых расчётах и всего, что связано с математикой и геометрией». У него проявился явный интерес к этим предметам и, не умея читать ни на одном языке, кроме идиша и иврита, он изучил все доступные ему трактаты, которые смог найти на этих языках. Сразу после бар-мицвы,то есть став «взрослым» в 13 лет, Пинето решил оставить священные занятия в еврейской школе и посвятить себя математике.
Родители были ошарашены решением и повели его к местному раввину, который тоже ничего не добился. Спустя небольшое время мальчик исчез из своего родного города и пешком дошёл до Вильны (сегодня столица Литвы — Вильнюс) — города для «образованных людей». Вот и начало истории, как у Ломоносова.
В 1866 году, в IX томе Записок Императорской Академии Наук вышла статья Пинето под очень сложным для нематематиков названием
В Вильно Зебулон начал учиться у доктора Йосефа Зайберлинга, который впоследствии стал ответственным за еврейское образование от имени российского правительства. Пинето познакомился с еврейским писателем и математиком Цви Рабиновичем, автором книги «Покой и движение», с которым потом были и совместные публикации. После восторженного отзыва Рабиновича Зайберлинг принял решение отвезти молодого человека в Петербург для продолжения обучения. Несмотря на плохие исходные данные — еврей, да ещё и не знающий русского языка, — Пинето удивил экзаменаторов, легко решив одну из самых трудных экзаменационных задач. Его приняли в университет, обязав изучить русский и французский языки, и эту задачу он решил на отлично. В процессе обучения написал на французском эссе о своём новом методе вычисления логарифмов, которое было напечатано на иврите его бывшим преподавателем Цви Рабиновичем под названием «Предельные таблицы». Но сначала, в 1866 году, в IX томе Записок Императорской Академии Наук вышла статья Пинето под очень сложным для нематематиков названием «О существовании и пределах положительных корней трёхчленных и четырёхчленных алгебраических уравнений высших степеней».
В1871 году в Санкт-Петербурге на французском же языке выходит тонкая книжечка под названием «Таблицы обычных и десятичных логарифмов, построенных по новому методу 3. Пинето». Посвящено было это математическое исследование другу и наставнику Йосефу Зайберлингу. А в 1872 году в Париже была напечатана брошюра под названием «Новые таблицы для быстрых расчётов всех интересов государственных предприятий». Были и другие работы, посвящённые расчётам в области государственного заимствования и срочным платежам в коммерческом кредитовании, в том числе работа-исследование под названием «Новые таблицы для быстрого вычисления размера процентов (роста) государственных займов, оборотов разных кредитных, акционерных и страховых обществ и частных оборотов, известных под названием "срочных уплат", т.е. для решения таких задач, в которых по данным % капиталу, срочному платежу и числу сроков, требуется вычислить %% роста».
Собственно говоря, это были первые в истории России таблицы актуарных расчётов для страхового дела. Невероятно, но факт: молодому человеку было всего 20 лет от роду, а он фактически становится основателем такой дисциплины, как финансовая математика. Эти работы сыграли важнейшую роль в судьбе молодого человека.
Обложка статьи Пинето. Санкт-Петербург, 1866 год
Обложка логарифмических таблиц Пинето. Санкт-Петербург, 1871 год
Титульный лист логарифмических таблиц Пинето. Санкт-Петербург, 1871 год
В1876 году, ещё будучи студентом Санкт-Петербургского университета, он получил широкую известность в академических кругах благодаря написанной им математической статье, которая была напечатана в официальном издании Академии Наук. Пинето окончил университет с высшим отличием в 1878 году.
После окончания учёбы за Пинето началась настоящая охота. Банки и финансовые организации, которые росли в то время как грибы после дождя, старались воспользоваться услугами молодого выпускника, блестяще справлявшегося с расчётами и бухгалтерией. Уже через год, в 1879 году министр финансов Российской империи назначил Пинето главным аудитором Государственного банка. Он немедленно взялся за дело и ввёл новые правила и порядки, перестроил весь центральный аппарат. И конечно, наживает немало влиятельных врагов среди уволенных чиновников.
Однако у него были и искренние сторонники и защитники. И вот тут нам является второй герой нашего повествования.
Один из экземпляров своей студенческой работы по логарифмам молодой гений математики и финансов преподнёс виднейшему банкиру того времени, одному из самых богатых людей России Горацию Осиповичу Гинцбургу. Гораций Осипович был не просто евреем-купцом — он был гениальным предпринимателем, развив дело своего отца до поистине мировых масштабов. Его отец Евзель Гинцбург основал банкирский дом «И. Е. Гинцбург» с головным офисом в Санкт-Петербурге и отделением в Париже. Сам Гораций Осипович совмещал банкирскую работу и международную — с 1868 по 1872 год он был гессенским консулом в столице Российской империи, за что получил от великого герцога Гессенского Людвига III баронский титул. Будучи купцом первой гильдии, действительным статским советником, он выполнял различные общественные и государственные обязанности, в том числе побывав и гласным Санкт-Петербургской городской думы, и ктитором петербургской Большой хоральной синагоги. Поистине несовместимые должности, которые тем не менее сошлись воедино в лице этого невероятно одарённого предпринимателя.
Посвящение Йосефу Зайберлингу
Автограф барону Гинцбургу
Практически ни одно мероприятие, проводимое еврейским сообществом Санкт-Петербурга, не обходилось без деятельного участия Горация Осиповича. В 1872 Гинцбург году стал одним из семи учредителей Сибирского торгового банка. В 1874-м выступил в числе совладельцев Берёзовского золотопромышленного дела вместе с полковником Вениамином Асташевым, графом Петром Шуваловым и являлся товарищем-распорядителем предприятия. Он также был активным участником Миасского золотопромышленного дела Вениамина Асташева. Кроме того, Гинцбурги были в числе учредителей Киевского частного коммерческого банка, Одесского Учётного банка, владели Товариществом Могилянского свеклосахарного завода, которому принадлежали сахарный завод и сельхозугодья в Подольской губернии...
Барон Гораций Осипович Гинцбург.
Фото второй половины XIX века
Конечно, молодой Пинето не только прекрасно знал о Гинцбурге, но и, скорее всего, помогал в силу своих возможностей и умений в развитии финансовой империи уже на самых ранних этапах своей научной карьеры. Поэтому не удивительно, что экземпляр книги был преподнесён банкиру с надписью «Барону Горасу Осиповичу Гинцбургу в знак высокого уважения и глубокой благодарности от автора». (Более подробно о семействе Гинцбургов можно прочитать в статье «Дилетанта», которая вышла в октябре 2023 года.)
Однажды утром 1879 года Пинето вышел из своей квартиры. И уже туда не вернулся. Впрочем, он не вернулся никуда. Считалось, что кто-то из его недругов расправился с молодым гением. На момент исчезновения ему было 27 лет.
Возможно, что утрата одарённого и преданного помощника через некоторое время привела банкирские дела Гинцбургов в плачевное состояние, но империя переключилась на золотодобычу, получив контроль над богатейшими Ленскими золотыми приисками, и смогла удержаться от банкротства.
Детективная история исчезновения одного из ярчайших деятелей российской финансовой системы и страхового дела некоторое время была на слуху, особенно если учесть, что через год был отправлен в отставку практически бессменный управляющий Государственным банком Евгений Ламанский, который в должности сначала первого помощника управляющего (с 1860 года), а потом управляющего (с 1866 года) стоял во главе этого учреждения с первого дня основания. Но время идёт вперёд, и вскоре имя и дела Зебулона Пинето были подзабыты. И ничто, кроме нескольких тоненьких изданий, не напоминало о том гениальном молодом человеке, который фактически ещё в юношеском возрасте помогал строить грандиозную финансовую империю, гремевшую на всю Россию, а потом с молодецкой удалью взялся за перестройку государственного управления. Как итог — имя феноменального математика и аналитика было предано забвению почти на 150 лет.
(Статья была опубликована в июньском номере журнала "Дилетант" №102.)