Анекдоты, или Достопамятные сказания о Михаиле Ларионовиче Голенищеве-Кутузове Смоленском (1814 год)
Анонимный сборник «Анекдотов, или Достопамятных сказаний о Михаиле Ларионовиче Голенищеве-Кутузове Смоленском» увидел свет через тринадцать месяцев после смерти фельдмаршала, наступившей 16 апреля 1813 года, и явился одним из первых жизнеописаний прославленного полководца. Разные партии тиража этого издания имели разные фронтисписы (в распоряжении составителей Библиохроники имеются оба известных варианта). Чаще встречаются экземпляры, в которых перед титулом помещена гравированная сцена переговоров главнокомандующего русской армией с посланцем Наполеона графом Жаком-Александром де Лористоном, приехавшим в русский лагерь под Тарутином просить перемирия. В меньшую часть тиража был вплетён поясной портрет Кутузова, выполненный гравёром А.А. Осиповым. Под изображением мелким шрифтом воспроизведены слова Михаила Илларионовича из его письма от 23 декабря 1812 года к митрополиту Новгородскому и Санкт-Петербургскому Амвросию: «Скажите с благодарностию к промыслу: врагов России уже не стало, мщение Божие постигло их на земле русской, и путь, ими пройденный, усыпан костьми их на устрашение хищного буйства и гордого властолюбия». Нижнюю часть листа заполняет крупно набранный текст: «Праху Русского полководца Князя Кутузова Смоленского с благоговением посвящает изд.<атель> Русского Вестника. Москва. 1813».
Издателем основанного в 1808 году журнала «Русский вестник» был московский писатель, публицист и драматург С. Н. Глинка. Этот известный своим патриотическим настроем литератор оказался связан с появлением «Анекдотов... о Кутузове» не только тем, что в качестве фронтисписа книги была использована напечатанная на его средства гравюра, но и рецензией на сборник, опубликованной в № 36 за 1814 год «Русского вестника». Автор заметки обращал внимание, прежде всего, на компилятивный характер представляемого сочинения: «Сии Анекдоты выписаны из разных биографий с приправою, иногда весьма приторною. Лучше было бы просто рассказывать без всяких размышлений. Будущий жизнеописатель мог бы ими пользоваться, если б источники, из коих они заимствованы, были с точностию означены». Рецензия, видимо, принадлежала перу самого Глинки, поскольку в то время он являлся едва ли не единственным сотрудником своего журнала.
И неизвестный составитель сборника, и его рецензент указали только на один источник «Анекдотов» - шеститомный труд Ф. М. Синельникова «Жизнь, военные и политические деяния Михаила Ларионовича Голенищева-Кутузова Смоленского», вышедший в 1813-1814 годах и признанный современниками лучшей биографией «светлейшего».
Заимствований из Синельникова, служившего под началом Кутузова в пору его губернаторства в Киеве в 18о8-1809 годах, в сборнике много. Среди них - описание образа жизни полководца в мирное время, его появившихся «с капитанского чина» привычек есть один раз в сутки, ложиться спать не прежде одиннадцати и не позже двенадцати часов, а вставать не ранее семи и не позже восьми часов. Из того же источника - пользовавшийся особой популярностью во всех слоях русского общества рассказ об орле, парившем над головою Кутузова, когда тот 17 августа 1812 года прибыл к русским войскам в качестве главнокомандующего. Очевидцы увидели в этом «парении» предвестье «будущих великих дел».
В целом «Анекдоты. о Кутузове» представляют собой пример той разновидности исторических биографий, начало которым в России положили сборники анекдотов о Петре I, подготовленные Я. Штелином и И. И. Голиковым. Подобное жизнеописание, состоявшее из кратких рассказов, выстроенных в хронологической последовательности, содержало сведения не только о государственной деятельности исторического лица, но и о чертах его характера, привычках, внешнем облике, свойствах ума и души. Большая часть таких изданий XVIII-XIX веков посвящена полководцам. По закону жанра, они содержали многочисленные примеры их проницательности, личного мужества, мудрых стратегических решений и, конечно же, приверженности к вере, государю и отечеству. Всё это есть и в «Достопамятных сказаниях о Михаиле Ларионовиче Голенищеве-Кутузове Смоленском».
Всего в сборник помещены 129 анекдотов, разделённых на две части. В первую вошли сюжеты от начала службы будущего генерал-фельдмаршала в полку А. В. Суворова до заключения им 16 мая 18l2 года «полезного» Бухарестского мирного договора с Турцией, принёсшего Кутузову княжеское достоинство. Вторая часть начиналась с избрания Кутузова дворянством Санкт-Петербургской губернии начальником ополчения 17 июля 1812 года и заканчивалась его кончиной в немецком городке Бунцлау и погребением в Казанском соборе. Здесь нашли отражение все главные события Отечественной войны 1812 года: сражения при Бородине, Тарутине и Малоярославце, битвы под Вязьмой и при Красном, переправа через Березину, окончательное изгнание неприятеля из пределов России.
Один из анекдотов назывался «Шестое число у нас в руке» и рассказывал, каким знаменательным в военной биографии Кутузова оказалось шестое число каждого из шести месяцев пребывания французов в России в 1812 году. В известиях, издаваемых при главной квартире русской армии, главнокомандующий приказал даже напечатать специальное «Замечание» по этому поводу, приведённое в сборнике. В документе обращалось внимание на следующие события: 6 августа икона Смоленской Божьей Матери была вынесена из собора при оставлении Смоленска; 6 сентября главная армия совершила скрытый манёвр, перейдя на Калужский тракт, закрыв дорогу неприятелю в центральные губернии России и смешав планы противника; 6 октября при Тарутине русские разбили французский авангард под командованием Мюрата, а при Полоцке - корпус Сен-Сира; 6 ноября при Красном был рассеян и уничтожен корпус маршала Нея, а икона Смоленской Божьей Матери вновь препровождена в Смоленск. «К 6 числу декабря, -говорилось в «Замечании», - священному дню Святого Чудотворца и Угодника Николая, издревле воинам покровительствующего, мы почти не имеем с кем драться, Россия освобождена, и верным сынам осталась одна пламенная благодарность к Подателю побед и спасения».
Сборник «Анекдотов... о Кутузове» носил ярко выраженный панегирический характер, диктовавший составителю определённую тональность в трактовке тех или иных моментов биографии полководца. Так, удаление его Александром I в 1802 году c поста военного губернатора Санкт-Петербурга из-за неудовлетворительного состояния столичной полиции и полуторагодичное пребывание в имении Горошки Волынской губернии составитель объяснял «дальновидностью» монарха, предвидевшего «страшную грозу» наполеоновских завоеваний и потому предоставившего возможность «герою» «преклонить увенчанную лаврами главу свою под мирную сень отдохновения». Что касается болезненного для тысяч потерявших кров москвичей вопроса о виновниках сожжения Москвы, составитель сборника дипломатично приводил в одном из анекдотов слова Кутузова, якобы сказанные им французскому парламентёру: «Я приказал сжечь мага-зейны, но по прибытии французов русские сами истребили только каретные ряды, которыми вы овладели и начали делить между собою кареты. Жители причинили городу очень мало вреда. Вы разрушали столицу по своей методе: определяли для пожара дни и назначали части города, которые надлежало зажигать в известные часы».
В соответствии с традицией в сборнике нашли отражение «героические» черты характера Кутузова, его «крылатые» слова, которые потом на протяжении десятилетий будут переходить из книги в книгу. Таким образом, «Анекдоты, или Достопамятные сказания о его светлости генерал-фельдмаршале князе Михаиле Ларионовиче Голенищеве-Кутузове Смоленском» не только ценный исторический источник, но и своего рода «кирпичик», положенный современниками в фундамент мифа, подменившего полную драматических коллизий биографию реального человека «глянцевой» легендой о непобедимом полководце, спасителе отечества, любимом каждым солдатом, каждым соотечественником. Созданному в сборнике образу соответствовал и эпиграф из В. А. Озерова:
Великий человек - народам дар небес:
Полезна жизнь его, и смерть,
и гробный камень,
Могущий возродить в сердцах
геройский пламень...
Анекдоты, или Достопамятные сказания о его светлости генерал-фельдмаршале князе Михаиле Ларионовиче Голенищеве-Кутузове Смоленском. Начиная с первых лет его службы до кончины, с приобщением некоторых его писем, достопамятных его речей и приказов. [В 2-х ч.] Санкт-Петербург: В Морской типографии, 1814. Ч. 1. 106 с. Ч. 2 130 с. Фронтиспис портрет М. И. Кутузова, гравированный А. А. Осиповым. 22,5х14 см. В одном цельнокожаном переплёте конца ХХ века. На передней и задней крышках геометрические рамки блинтового тиснения, в центре орнаментальный узор конгревного тиснения. В верхней части корешка ярлык красной кожи с золототиснёным названием, по корешку тиснённый золотом узорный орнамент. Форзацы «мраморной» бумаги. В верхней и нижней частях титульного л. первой части владельческая надпись «орешковыми» чернилами: «Сахарнова».
То же. Фронтиспис - гравюра «Князь Кутузов, отвергая предлагаемый Наполеоном чрез генерала Лористона мир, произносит сии достопамятные слова: "Как! Мне предлагают мир! И кто? Тот, который попирает священные права народные! И где? В России! Нет, не будет сего, пока в России есть русские!"» В одном цельнокожаном переплёте времени издания. На корешке тиснёный орнамент, в верхней части ярлык красной кожи с тиснёным заглавием. 21х13 см. На форзаце надпись коричневыми чернилами: «По каталогу Киммеля, № XXXVI/794 - 2р. 50 к.» Имеется в виду 36-й каталог рижского книготорговца Н. Г. Киммеля, выпустившего с 1858 по 1910 год 61 «антикварный каталог».
Два экземпляра одного из первых жизнеописаний М. И. Голенищева-Кутузова. Редкость.