Борьба за самку в царстве животных и человека (1911 год)
Конрад Гюнтер
«Все красивое, а также и многое страшное в природе есть результат мужского желания нравиться. Это желание нравиться, которое заставляет в животном царстве самца стараться обратить на себя внимание своей будущей жены и удалить своих соперников, выражается тремя свойствами: во-первых, яркостью окраски, во-вторых, в искусстве пения и, в-третьих, храбростью.
От райской птицы до павиана и гусарского лейтенанта, мы всюду видим постоянное желание самца сиять в роскошных цветах радуги, в то время как самка, в сознании своего внутреннего значения, обыкновенно скромно стушевывается.
От цикады до глухаря и трубадура самец старается сделаться более заметным своим более или менее громким пением, в то время как самка безмолвствует. От жука до пылкого оленя и богоподобного Ахилла ведется за обладание самкой самая страшная борьба, в то время как последняя спокойно наблюдает и ждет, кто из борющихся одержит верх», - цитирует автор немецкого драматурга Германа Зудермана (Hermann Sudermann; 1857-1928).
Долгое время считалось, что яркое оперение и пение птиц, танцы самцов, роскошные гривы львов и прочее - приманка для самки. Однако в вышедшей в 1911 г. книге К. Гюнтера «Борьба за самку в царстве животных и человека» приводятся многочисленные доказательства того, что самки далеко не всегда выбирают красивейшего или наиболее одаренного самца.
«Некоторые опытные заводчики племенного скота говорили еще Дарвину, что нельзя объяснить выбор самца самкой красотой его окраски. Мы видим очень часто, что в брак вступают самые щипанные петухи или павлины, у которых недостает даже хвоста. <...> Самки собак не смотрят на красоту самцов, а львицы на размеры гривы. Относительно оленей известно, что в то время, как предводитель стада, могучий олень, борется с явившимся соперником, невзрачные годовики пользуются счастьем любви, в котором им не отказывают мало разборчивые самки».
Гюнтер пришел к выводу, что в животном мире выбора самки нет. Ученые много раз наблюдали, как самки бабочек давали оплодотворить себя нескольким самцам, не отталкивая никого. У ночных бабочек было замечено, как самка сидела абсолютно безучастно, пока вокруг нее летало много самцов. Когда же один наконец опускался к самке, остальные исчезали.
Что касается мира людей, то, как пишет Гюнтер, женщины, как правило, отказывают духовным или физическим уродам, хотя большое значение в обществе имеют деньги, наследство, родство и т.п.
Многочисленные примеры из животного мира в книге Гюнтера свидетельствуют о том, что выбор все же делает самец.
«В большинстве случаев выбор делает мужчина, и никто не может отвергать „выбора самцами". Вполне возможно, что вследствие этого выбора произошли длинные волосы у женщин; некоторые племена... более охотно выбирают женщин, имеющих ненормально больших размеров половые части, и вполне возможно, что „готтентотский зад“ произошел вследствие предпочтения, оказываемого женщинам, обладающим ягодицами наибольших размеров».
Но для чего же тогда яркая окраска самцов, которые зачастую выглядят намного оригинальнее и красивее, чем самки? Для чего прекрасные голоса певчих птиц?
«С полным правом говорят, что женщина важнее мужчины для будущего человечества, и одним из самых старых высочайших идеалов всех веков было то, изображению чего старые мастера посвящали свои силы: целомудренная мать с пышущим здоровьем младенцем у груди.
Мы видим, что и природа оценила значение женщины. Более яркая окраска самцов доказывает, что самка находится в более благоприятных условиях борьбы за существование». Так, яркий самец Morpho должен был бросаться в глаза человеку, в то время как коричневая самка была мало заметна. Черного глухаря легко заметить на стволе дерева. Ярко окрашенные самцы таким образом должны отвлекать врагов от самок.
Существует теория «пожертвования самцами». По ней, яркая окраска самцов и их искусство должны привлекать внимание врагов, тем самым отвлекая их внимание от самок. Действительно, многие самцы во время сидения самок на яйцах имеют наиболее яркое оперение, а рыбы и тритоны носят так называемые брачные одежды. Малозаметная окраска у некоторых птиц, например, у соловьев, объясняется тем, что и самка, и самец высиживают яйца.
Яркая окраска самца служит и отпугивающим оружием против соперников. Наиболее яркие окраски самцов как раз у тех птиц (колибри, райская птица, фазаны), которые лишены дара пения, с помощью которого самцы дают знать соперникам о своем присутствии.
Таким же отпугивающим явлением для соперников служит и пение, стрекотание, крики. Самец поет не для того, чтобы привлечь внимание самки, а для того, чтобы обнаружить свое присутствие, показать сопернику, что к этой самке приближаться не стоит.
К устрашающим средствам можно отнести и ощетинивание самца, оскаливание. У мужчин для устрашения использовалась... борода. Мужчины с наиболее роскошной бородой производили впечатление сильнейших, потому никто не осмеливался становиться им на дороге в поисках женщины. «В Средние века старались придать себе устрашающий вид взъерошиванием усов. При таком положении усов верхняя губа несколько поднимается вперед и обнаруживаются клыки. Для аналогии среди животного царства упомянем об оскаливании зубов хищными зверями. Взъерошенные усы были очень распространены во французском рыцарстве прежних времен и в эпоху Тридцатилетней войны».
Раскрашивания, татуировки, проколотые губы, кольца в носу, хохлы из перьев, меховые шапки - все это Гюнтер относит к устрашающим соперника явлениям. Видя грозного и готового к борьбе соперника второй удаляется без боя.
Но часто самцы борются за самку по- настоящему. И здесь в ход идет реальное оружие, как, например, бивни у слона.
Любовь - борьба, которая часто ведется с громадным ожесточением и кончается победой над самкой. У многих животных наблюдается не нежное исполнение желаний самца, а изнасилование самки. Лев в минуту высшего напряжения любви с яростью кусает львицу, которая отвечает ему страшным ударом лапой. В присутствии оленя, производящего впечатление грозного и сильного, самки опасаются заигрывать с другими. Так же и у человека: половое возбуждение часто идет рука об руку с ожесточением и яростью. Как говорил Ницше: «Когда идешь к женщинам, не забудь кнута!»
«Между животными есть и такие, у которых самки не представляют страдающего элемента. Только с большой осторожностью самец сверчка может приближаться к самке, потому что на все подвижное она привыкла бросаться с целью пожрать и очень часто супруг подвергается этой участи. У некоторых саранчевых является правилом, что самец бывает съеден после обладания и часто даже перед этим, по крайней мере по частям, так что остается только несчастный торс, который должен исполнить такую грустную обязанность».
Пока поэты воспевают любовь, а художники в красках и мраморе передают ее, физиологи и натуралисты дают свое объяснение любви, которое подчас бывает интереснее всех гимнов и пасторалей. Каким бы неромантичным оно ни казалось.
Гюнтер Конрад (Guenther Konrad; 1874-1955). Борьба за самку в царстве животных и человека. 4 табл, и 50 илл. в тексте / Под ред. прив.-доц А.И. Колмогорова. Москва: Сфинкс, 1911.153, [5] с., 1 л. фронт, (ил.), 2 л. ил. 21,7x15. (Научная популярная библиотека «Сфинкса»; Т. 2).