Вечера на хуторе близ Диканьки (1831, 1832, 1836 годы)
Николай Гоголь
Самый известный отклик на повести Гоголя принадлежал Пушкину. В рецензии, опубликованной в «Литературных прибавлениях к "Русскому инвалиду"» от 3 октября 1831 года, поэт писал: «Сейчас прочёл «Вечера близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! какая чувствительность! Всё это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился. Мне сказывали, что когда издатель вошёл в типографию, где печатались «Вечера», то наборщики начали прыскать и фыркать, зажимая рот рукою. Фактор объяснил их весёлость, признавшись ему, что наборщики помирали со смеху, набирая его книгу. Мольер и Фильдинг, вероятно, были бы рады рассмешить своих наборщиков. Поздравляю публику с истинно весёлою книгою, а автору сердечно желаю дальнейших успехов». Пушкинская рецензия относилась к первой части «Вечеров», куда Гоголь включил «Сорочинскую ярмарку», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майскую ночь, или Утопленницу», «Пропавшую грамоту». Эти повести и рассмешили наборщиков, если верить Гоголю, который сам поведал в письме к Пушкину историю про своё «свидание с типографией».
Гоголь вовсе не был первооткрывателем малороссийской темы. Напротив, обосновавшись с конца 1829 года в Петербурге, он сразу заметил, насколько велик в столице интерес ко всему малороссийскому. В письмах к матери, обладавшей тонким, наблюдательным умом и знанием прежних обычаев, стали появляться просьбы присылать как можно больше сведений обо всём, что касается украинского национального колорита. Описание полного наряда сельского дьячка и то как он назывался у «самых закоренелых» малороссиян, название крестьянского платья, «носимого до времён гетманских», сведения о страшных сказаниях и поверьях, сохранившихся у простого народа, о духах, нечистых и домовых - такие комиссии постоянно адресовались будущим автором «Вечеров» Марии Ивановне Гоголь-Яновской. Позднее, готовя повести к публикации, Гоголь включил в предисловие небольшой список украинских слов, «которые в книжке не всякому понятны». Аналогичный краткий словарь будет приложен и ко второй части «Вечеров»: «Варенуха - варёная водка с пряностями. Кацап - русский человек с бородою. Кораблик - старинный головной убор. Люлька - трубка. Сопилка - свирель. Чумаки - малороссияне, едущие за солью и рыбою, обыкновенно в Крым».
Сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки. Повести, изданные Пасичником Рудым Паньком» был отпечатан в петербургской типографии Департамента народного просвещения в начале сентября 1831 года. В конце сентября того же года из типографии А. Плюшара вышли «Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А. П.». В издании обеих книг самое непосредственное участие принял П. А. Плетнёв, давний друг и соратник Пушкина. Именно Плетнёву, который всегда охотно покровительствовал молодым дарованиям, русская литература собственно и обязана «открытием» Гоголя. Разглядев в скромном чиновнике и авторе нескольких статей и прозаических отрывков настоящего художника, Плетнёв стал приглашать его на свои вечера, познакомил с Жуковским и Пушкиным. Расположение последнего было тем более лестно, что, по свидетельству А.И. Дельвига, не вполне справедливому, но вместе с тем ценному как взгляд современника, «Пушкин всегда холодно и надменно обращался с людьми мало ему знакомыми и не аристократического круга и с талантами мало известными». «Гоголь же тогда, - продолжал мемуарист, - казался мне ничем более как учителем в каком-то женском заведении, плохо одетым и ничем на вечерах Плетнёва не выказывавшимся».
Первый биограф Гоголя П. А. Кулиш отмечал, что именно Плетнёв, понимая, с каким предубеждением могут быть встречены повести почти никому не известного автора, придумал для него литературную маску «Пасичника» Рудого Панька, живущего на хуторе близ Диканьки. Однако опасения оказались напрасны: «Вечера» снискали громкий успех. Можно предположить, что с особенным вниманием побасёнки Рудого Панька читал министр внутренних дел князь Виктор Павлович Кочубей: ведь Диканька Полтавской губернии являлась его родовым имением, пожалованным гетманом Мазепой его прадеду Василию Леонтьевичу Кочубею. Для Гоголя же Диканька была воспоминанием о детских годах, проведённых в расположенной неподалёку родительской Васильевке.
В начале марта 1832 года появилась вторая часть «Вечеров», куда вошли повести «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть», «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка», «Заколдованное место». Незадолго до выхода книги, 19 февраля 1832 года, Гоголь присутствовал на знаменитом литературном обеде по случаю переезда книжной лавки А. Ф. Смирдина на Невский проспект. Само приглашение автора «Вечеров» на столь представительный праздник, где собрались все корифеи отечественной словесности, было актом признания его таланта и «официальным» причислением простого учителя истории в Патриотическом институте к писательскому кругу.
«Вечера» принесли Гоголю не только первые лавры, но и душевные мучения, связанные с поиском дальнейшего пути. «Я стою в бездействии, в неподвижности. Мелкого не хочется! Великое не выдумывается! Одним словом, умственный запор», - писал он М. П. Погодину 1 февраля 1833 года. Первый творческий кризис не оказался продолжительным, и в начале 1835 года вышел из печати «Миргород» - сборник повестей, служивших продолжением «Вечеров на хуторе близ Диканьки». В 1836 году повести Рудого Панька были выпущены вторым изданием.
Гоголь Николай Васильевич (1809-1852)
Вечера на хуторе близ Диканьки. Повести, изданные Пасичником Рудым Паньком. Первая книжка. Санкт-Петербург: В типографии Департамента народного просвещения, 1831. XXII, [2], 244 с.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Повести, изданные Пасичником Рудым Паньком. Вторая книжка. Санкт-Петербург: В типографии А. Плюшара, 1832. XVI, 354, [3] с. В двух картонажных переплётах времени издания. Форзацы жёлтой бумаги. 16,5x8,5 см. На передних форзацах экслибрис: «Из книг Александры Ивановны Доброхотовой». Доброхотова Александра Ивановна (1884-1958) - врач-инфекционист, член-корреспондент Академии медицинских наук СССР, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Повести, изданные Пасичником Рудым Паньком. Части 1-2. Издание 2-е. Санкт-Петербург: В типографии Департамента народного просвещения, 1836. Ч.1 [4], 204 с. Ч.2 X, [4], 294 с. В двух полукожаных переплётах времени издания. На корешках тиснёный орнамент. В верхней части корешков ярлык коричневой кожи с тиснённым золотом заглавием.21,5х13 см.