Гиперболоид инженера Гарина (1936 год) Золотой ключик, или Приключения Буратино (1937 год) По следам «Золотого ключика» (1958 год)
Алексей Толстой. Леонид Гальперштейн.
«Я пользуюсь всяким материалом: от специальных книг (физика, астрономия, геохимия) до анекдотов. Когда писал “Гиперболоид инженера Гарина” (старый знакомый, Оленин, рассказал мне действительную историю постройки такого двойного гиперболоида; инженер, сделавший это открытие, погиб в 1918 г. в Сибири), - пришлось ознакомиться с новейшими теориями молекулярной физики. Много помог мне академик П. П. Лазарев. Много лет я веду записные книжки, но записываю мало, главным образом - фразы. Раньше записывал пейзажи, случаи, которые наблюдал, и пр., но это мне ни разу не пригодилось: память (подсознательная) хранит все, нужно ее только разбудить. Но фразы, словечки записывать необходимо. Иногда от одной фразы рождается тип», - писал А. Н. Толстой в 1930 г.
Роман начал печататься в 1925 г. в журнале «Красная новь» (книга первая «Угольные пирамидки»). В 1926 и 1927 гг. в этом же журнале появились книга вторая («Оливиновый пояс») и заключительная часть («Гарин-диктатор»). В 1927-1936 гг. в ГИЗе и Гослитиздате вышли четыре книжных варианта произведения (каждый раз заново переработанного). В 1936 г. текст романа был снова изменен - для детей старшего возраста (Издательство детской литературы ЦК ВЛКСМ). Автор, как и в предыдущих вариантах, внес стилистическую правку. Кроме того, он сократил сложный для детского восприятия текст, расширил материал, посвящен-
ный мальчику Ивану Гусеву, изобретателю Манцеву и экспедиции Волшина в Сибирь, и написал новую главу об одиночестве Гарина и Зои Монроз на коралловом островке.
Последний вариант романа вышел в 1939 г. в Ленинграде в издательстве «Советский писатель».
В 1961 г. в связи с открытием физиками Н. Г. Басовым (1922-2001) и А. М. Прохоровым (1916-2002) квантовых генераторов-лазеров, за которое ученые получили Нобелевскую премию, академик Л. А. Арцимович (1909-1993) отмечал в газете «Правда» (1961): «Для любителей научной фантастики я хочу заметить, что игольчатые пучки атомных радиостанций представляют собой своеобразную реализацию идеи “Гиперболоида инженера Гарина”».
Перу А. Толстого принадлежат также романы «Похождения Невзорова, или Ибикус» (1924), «Эмигранты» (1931), две части «Хождений по мукам» (1922, 1928), много повестей и рассказов.
В середине 1930-х гг. Толстой, по настоянию С. Я. Маршака, решил пересказать сказку итальянского писателя Карло Коллоди (Carlo Collodi, 1826-1890) «Приключения Пиноккио. История одной марионетки».
Отдельное издание сказки «Пиноккио» увидело свет в Италии в 1883 г. (после газетной публикации в 1881 г). «Она вышла во всех тех странах, где есть дети», - говорят итальянцы. На пьедестале памятника Коллоди написано: «Бессмертному Пиноккио - благодарные читатели от четырех до семидесяти лет».
В предисловии к «Золотому ключику» А. Толстой писал: «Когда я был маленький, - очень, очень давно, я читал одну книжку, она называлась “Пиноккио или похождения деревянной куклы” (деревянная кукла - по-итальянски - буратино).
Я часто рассказывал моим товарищам, девочкам и мальчикам, занимательные приключения Буратино. Но так как книжка потерялась, то я рассказывал каждый раз по-разному, выдумывал такие похождения, каких в книге совсем и не было.
Теперь, через много лет, я припомнил моего старого друга Буратино и надумал рассказать вам, девочки и мальчики, необычайную историю про этого деревянного человечка».
В 1934 г., в процессе пересказа итальянской истории, Алексей Толстой выдумал новую страну, новых персонажей и создал в итоге новое произведение. В 1935-1936 гг. сказка появилась в газете «Пионерская правда», а в 1936 г. вышла отдельным изданием в ленинградском отделении «Детской литературы».
Книга посвящена Людмиле Ильиничне Крестинской (1906-1982), будущей четвертой жене писателя. В 1935 г. она стала секретарем, а затем и женой А. Н. Толстого, прожив с ним до его смерти 10 лет. Она была соавтором сценариев по его произведениям, помимо «Приключений Буратино» ей посвящена драматическая дилогия «Иван Грозный» (19421943).
Для оформления книги Толстой пригласил своего друга художника-сатирика Бронислава Малаховского (1867-1934). По воспоминаниям редактора Госиздата Лидии Варковицкой (1892-1975), писатель пришел в гости к художнику читать законченную рукопись. «Алексей Николаевич сидел за большим обеденным столом, рядом с художником, который пробовал делать наброски будущих рисунков™ Часы отзванивали час за часом, уже наступил рассвет, а мы, взрослые люди, сидели, как очарованные, и слушали детскую сказку.»
Сказка оказалась популярной, и в 1936 г. Толстой для Центрального Детского театра написал пьесу «Золотой ключик». В 1939 г. по пьесе был создан сценарий. Фильм снял режиссер Александр Птушко (1900-1973). В 1959 г. появился мультфильм «Приключения Буратино», в 1975 г. - телефильм «Приключения Буратино», прославившийся песнями и репликами Лисы Алисы и Кота Базилио. В 1997 г. вышел телефильм «Новейшие приключения Буратино», в 2009 г. - телемюзиклы «Золотой ключик» и «Буратино».
До 1986 г. сказка издавалась в СССР 182 раза общим тиражом более 14,5 миллионов экземпляров. Переведена книга на 47 языков.
Образ Буратино оказался весьма популярным. Он стал одним из членов Клуба веселых человечков в журнале «Веселые картинки» (с 1956 г), главным персонажем детской телепередачи «Выставка Буратино». Начали производить лимонад «Буратино» и конфеты «Золотой ключик» (более того, огнеметной системе ТОС-1 также присвоили имя сказочного персонажа).
Ириска «Золотой ключик» оказалась не менее популярной, чем сама сказка, и ей даже посвящена отдельная книга «По следам “Золотого ключика”». Она вышла в «Детгизе» в 1958 г. Автор, поэт, переводчик, активный популяризатор науки Леонид Яковлевич Гальперштейн (1918-2007), написал множество детских книг, составил немало энциклопедий для детей. Среди его произведений, которые сегодня переиздаются, - «Открытия», «Транспорт», «Моя первая книга о технике», «Люди и крылья» и др.
В предисловии Буратино обращается к читателям: «Знаете, чего мне сейчас хочется? Хочу узнать, откуда берутся “Золотые ключики”. Не сказочные ключики от волшебной дверцы, а настоящие ириски в красивых бумажках».
В результате недолгих изысканий Буратино с Артемоном пришли от киоска с конфетами к воротам фабрики «Красный Октябрь». Экскурсию деревянный человечек начал со склада, где хранятся «большущие мешки с сахаром и орехами, банки со сгущенным молоком, бутыли с разноцветными жидкостями, бочки с фруктовым пюре, ящики со сливочным маслом». Дальше - котлы для варки сиропа, цех, где варится начинка для карамели™ Кое-что Буратино понимает сам, что-то ему объясняют работники фабрики. «Две стальные гусеницы, как у трактора, крутятся, бегут с громом и лязгом. Хватают змею с начинкой, жмут ее, давят, рубят на отдельные карамельки. Из того места, где гусеницы расходятся, готовые карамельки так и выпрыгивают, словно лягушата. Быстробыстро, глазом уследить не успеешь!»
В конце концов Буратино нашел нужный цех: «...котлы с медными кастрюльками снизу. Работница наклонила одну кастрюльку. Смотрите, какая струя коричневой жидкости льется на железный стол! А стол сливочным маслом смазан, скользкий - прямо каток! И запах здесь такой, какого даже на самых лучших катках не бывает. Как вы думаете, чем пахнет? “Золотыми ключиками” - вот чем!»
Работница вручила напоследок Буратино кулек конфет «Ключик», и Буратино отправился к Артемону, ждущему его у ворот фабрики.
Несмотря на познавательный текст Л. Гальперштейна, главное в книге - иллюстрации: фотографии Якова Халипа (1908-1980), анимированные рисунками Вениамина Лосина (р. 1931).
Мастер советской фотографии, фотограф, фотохудожник Яков Николаевич Халип учился у А. М. Родченко, А. С. Шайхета, С. О. Фридлянда, М. В. Альперта. Свой первый профессиональный фотокадр он сделал в 1924 г. на похоронах В. И. Ленина.
Я. И. Халип работал в журналах «СССР на стройке» (вместе с А. Родченко), «Советское фото», «Огонек», «Смена», «Советский Союз», был корреспондентом газеты «Красная Звезда», Совинформбюро, сотрудничал в газетах «Правда», «Известия».
В качестве фотокорреспондента в 1938 г. участвовал в экспедиции И. Д. Папанина на Северный полюс. Он автор фотоочерков о деятелях науки и культуры, жизни народов различных стран. Среди самых известных его работ - «Торпедист», «В дозоре», «На страже», «Дирижабль над Москвой».
Я. И. Халип первым из фотожурналистов получил орден «Знак почета». Сегодня его работы и негативы находятся во многих музеях и фотогалереях Европы и Америки, продаются на международных аукционах.
Портреты Буратино и Артемона созданы Вениамином Николаевичем Лосиным. С 1952 г. он работал художником-иллюстратором в издательствах «Детская литература», «Малыш», «Советская Россия», «Молодая гвардия» и др. Среди более 180 работ В. Н. Лосина - иллюстрации к произведениям А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, А. П. Гайдара, В. Ю. Драгунского, оформление исторических книг, учебников.
Как говорит сам художник, «работаю над иллюстрациями и сам много интересного узнаю. И если с иронией сказать, веду просветительскую работу».
Толстой, Алексей Николаевич (1883-1945)
Гиперболоид инженера Гарина. Авторская обработка для детей старшего возраста. М.: ЦК ВЛКСМ. Изд-во детской литературы, 1936. 309 с., ил. 15,5х11,5 см. («Библиотека романов и повестей»)
Золотой ключик, или Приключения Буратино. Л.: Детиздат, 1937. 132, [4] с., ил. 23х17 см. Тираж 225 000 экз. Для младшего возраста
Гальперштейн, Леонид Яковлевич (1918-2007)
По следам «Золотого ключика». Фотографии Я. Халипа, рис. В. Лосина. М.: Государственное издательство детской литературы, 1958. 38, [2] с., ил. 27,7х22,2 см. Тираж 125 000 экз. Для младшего школьного возраста