Search

 Гоппе Виктор. Стихотворный человек

Friday, November 22, 2024

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Гуси-лебеди. Сборник русских народных сказок, песенок, загадок и скороговорок (1941 год)

Гуси-лебеди. Сборник русских народных сказок, песенок, загадок и скороговорок (1941 год)

Наступал Новый, 1941-й год. В последние дни перед праздником люди стремились завершить начатые дела, и вот 30 декабря 1940 г. была подписана в печать эта книга, второе издание, предназначенное для детей дошкольного возраста. Сборник русских сказок, песенок, загадок и скороговорок, составленный фольклористом и литератором М. А. Булатовым (1913-1963), получил название по одному из входивших в него произведений - «Гуси-лебеди». На титульном листе вместе с фамилией Булатова, как и полагалось для детской книжки, значились еще два соавтора - художники Юрий Васнецов (1900-1973) и Константин Кузнецов (1886-1943). Сборник для малышей вышел тиражом 50 000 экземпляров, но какое количество книг уцелело, сколько смогли сберечь в военные годы юные читатели, сейчас не скажет никто.

Юрий Алексеевич Васнецов родился в Вятке в семье священнослужителя. Шестеро детей росли в просторной квартире, располагавшейся на втором этаже соборного дома рядом с кафедральным храмом. «Живу всем, что видел в детстве», - говорил художник. «Сказки я с детства очень любил - читала мне мама. С юных лет я научился чувствовать и ценить красоту народного творчества. Впечатления этого времени во многом воспитали мой художественный вкус и позднее позволили найти свой собственный стиль».

Именно старая, родная Вятка, красивая во все времена года, стала неиссякаемым естественным источником творчества для художника. Зимой весело празднуют Рождество: каток с оркестром, маскарады, на улицах люди в расписных валенках; на масленицу - катание на лошадях, где «всё на показ: ковры, сани с бархатом. Едут красавцы с усами: военные! Метелочки у лошадей на головах... Дамы в белом! Жемчуг, мундиры! Сабли волочатся. Ленты, косы, юбки длинные. Эполеты, погоны. Золото! Пышность!» Весной, как обычно, открывалась ярмарка Свистунья, где «чего только нет!» В торговых рядах образцы ремесленного труда - много глиняной посуды, домотканых скатертей, деревянных кадок, валенок и игрушек - из глины, дерева, гипса, есть Петрушки, лошадки, телеги, гномы. Повсюду продают свистульки, и от общего ярмарочного свиста целый день стоит на площади гул. Рассказывал об этом Васнецов часто: знакомым, дома гостям, искусствоведам.

Юрия Васнецова отдали учиться в гимназию, где он приобрел серьезный авторитет на танцевальных вечерах и в качестве декоратора - украшал киоски, рисовал плакаты и афиши, здесь же в 1911 г. нашел друга на всю жизнь - сына губернского архитектора - Евгения Чарушина (19011965). Гимназическая наука Васнецову не давалась, весь курс так и прошел с репетиторами, зато лепил, паял, переплетал книги, шил сапоги, работал на кустарном складе, где писал пейзажи на шкатулках - перчаточницах, расписывал ящики мороженщикам. «Был я живой мальчишка. кипел в жизни все время, без дела не жил».

В революцию Васнецовых выселили из соборного дома. Заканчивать художнику пришлось уже не гимназию, а советскую Единую трудовую школу второй ступени им. И. С. Тургенева. Вскоре Юрия Васнецова и вовсе мобилизовали в Красную Армию. Воевать с Колчаком, по счастью, не довелось: как человека с образованием и художественными навыками его пристроили в декоративную мастерскую писать плакаты.

В Петрограде в 1921 г. Васнецов поступил в Академию художеств (ВХУТЕМАС - ВХУТЕИН), куда через год пришел и Чарушин, затем в компании появились Николай Костров (1901-1996) и Валентин Курдов (1905-1989). По совету Владимира Лебедева Васнецов вместе с Курдовым отправились «доучиваться» в Государственный институт художественной культуры (ГИНХУК) к К. С. Малевичу (1879-1935), в «отдел живописной культуры», потом Васнецов сел за парту еще раз - в аспирантуре Института живописи, скульптуры и архитектуры. Деньги были нужны постоянно, и Васнецов устроился преподавать рисование и ручной труд трудновоспитуемым детям, как их называли «дефективным»: «Мне так хотелось работать в книжке, именно в детской... Меня очень интересовало, как они рисуют», - рассказывал позднее Васнецов.

Очередной просмотр у Лебедева в Доме книги привел к тому, что Васнецов осенью 1928 г. получил заказ проиллюстрировать книжку Виталия Бианки (1894-1959) «Карабаш», повествующую о бездомном псе. С помощью друзей, поправивших некоторые рисунки, книжка благополучно вышла в 1929 г. Вслед за лебедевским высказыванием «вот Юрочке надо сказки давать» началась карьера детского книжного иллюстратора.

1 марта 1936 г. в газете «Правда» появилась статья «О художниках-пачкунах». Объектом атаки стали В. Лебедев (1891-1967), Н. Розенфельд (1886-1938) и В. Конашевич (1888-1963). Творчество художников было объявлено «непонятным» и не соответствующим стилю эпохи пролетарской революции - социалистическому реализму. Руководящая статья вызвала поток аналогичных опусов в прессе, где назывались уже и другие фамилии. Не избежал упоминаний и Юрий Васнецов: ему припомнили все «формалистические деформации» - «Путаницу» (1934), одобренную К. Чуковским, «Аленушкины сказки» Д. Н. Мамина-Сибиряка (1935) и даже переделанный по редакционному заданию вариант «Конька-горбунка» (1935). По мнению критика из «Детской литературы», Васнецов предложил советским детям «хищных страшилищ», «болезненную пессимистичность» и «призраков кошмара», сдобрив их «пряничными избушками и кружевными занавесками».

Ленинградский Детиздат разгромили - оказалось, что там засели шпионы и предатели, Маршак и Чуковский срочно переехали в Москву, спасаясь от сталинской мясорубки. По всей стране пропадали люди, в том числе знакомые художники, писатели, поэты, а Юрий Васнецов, сын священнослужителя, недавно женился и даже обвенчался с помощью своего отца в Вятке, появилась в семье дочь Елизавета, затем в 1939-м - Наташа. Помощь пришла от Самуила Мироновича Алянского (1891-1974), организатора «Алконоста», издававшего в свое время произведения Александра Блока (1880-1921), обосновавшегося в Детгизе. Алянский сказал, что Васнецову необходимо сделать большой сборник сказок и детских песенок, но работать не одному, а с московским художником реалистического направления Константином Васильевичем Кузнецовым (1886-1943), который совершенно не пострадал в 1936 г. и только что (в 1935 г.) проиллюстрировал сборник народных сказок, также составленный М. Булатовым. Вскоре в рабочую группу вошел Валериан Двораковский (1904-1979), создавший титульный лист и переплет. Художники кое-как сработались, и в 1937 г. «Гуси-лебеди» вышли первым изданием. О процессе создания иллюстраций говорится в предисловии М. Холодовской (1898-1989) к каталогу персональной выставки Кузнецова (1949): «По требованию издательства, каждый рисунок проходил через руки обоих художников. Искусственное объединение в работе с далеким по творческим установкам художником (Ю. Васнецов дает иллюстрацию народных сказок путем искусственной “сказочности” и стилизации рисунка под примитив), вызвало в Кузнецове своеобразный протест. Это был как бы взрыв, обнаживший лучшие стороны его таланта, заставивший художника в полной мере осознать и оценить свою собственную оригинальную и сильную творческую индивидуальность. Многие из гравюр на картоне на темы народных сказок возникли в результате именно этой работы Кузнецова».

После выхода сборника жизнь Ю. А. Васнецова, казалось, наладилась: была квартира - бывшая мастерская живописца и графика Константина Сомова (1869-1939), дача в Дудергофе, домработница и шуба; на некоторое время перестали критически разносить в печати, но тут грянула война, блокада Ленинграда, смерть друзей и знакомых, эвакуация в Пермь и работа в Загорске в Институте игрушки.

Со второй половины 1950-х гг. Ю. А. Васнецов - наконец-то признанный мастер. Он стал народным художником СССР (1966), обладателем многочисленных премий, наград, его постоянно приглашали на европейские выставки, но он никуда не ездил, потому что не любил оставлять дом и семью, да и, собственно, «когда делаешь книжку, где только не перебываешь». По предложению того же Алянского в «Детской литературе» вышли его «Ладушки» (1964) и «Радуга-дуга» (1969), получившие в 1971 г. Государственную премию СССР. В летние месяцы жил и работал в Рощино, которое стало своеобразной заменой Вятке.

Константин Васильевич Кузнецов, в отличие от Васнецова, не получил профессионального художественного образования, он обосновался в «Новом Сатириконе» и в 1913 г. напечатал там первый рисунок. С 1922 г. в Москве работал как художник детской книги, в 1930-е служил в Музее детской книги. В 1949 г. в Москве прошла персональная выставка Кузнецова, «художника русской сказки», как тогда писали. Вышел и небольшой каталог с портретом и несколькими тоновыми иллюстрациями, тиражом всего 450 экземпляров. Иллюстрациям к русским сказкам посвящены несколько страниц издания: «его фантастический замысел не уводит от жизни, а заставляет особенно любить и ценить эту жизнь...»

 


Гуси-лебеди. Сборник русских народных сказок, песенок, загадок и скороговорок. Сост. М. Булатов, рис. Ю. Васнецова и К. Кузнецова. 2-е изд. Для дошкольного возраста. М.; Л.: Центр. Комитет Всесоюзного Ленинского коммунистического союза молодежи; Издательство детской литературы, 1941.216 с., ил. 26,4х19,4 см.

Previous Article Сказка-загадка (1941 год)
Next Article Ромео и Джульетта (1944 год)
Print
2009 Rate this article:
No rating

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Copyright [2016-2024] by Bibliohronika Terms Of Use Privacy Statement
Back To Top