Димитрий Самозванец (1830 год)
Фаддей Булгарин
Не успели стихнуть шумные толки по поводу вышедшего в 1829 году романа «Иван Выжигин», как перед читателем предстало другое произведение Ф. В. Булгарина - двухтомный исторический роман «Димитрий Самозванец». Книга, отпечатанная двумя «заводами», появилась в продаже 17 февраля 1830 года, а на следующий день, 18 февраля, цензор О. И. Сенков-ский, хороший знакомый Ф. В. Булгарина, подписал цензурное разрешение на её второе издание. Такая поспешность в стремлении удовлетворить ожидаемый читательский спрос диктовалась прирождённой коммерческой интуицией писателя, умевшего не только взбудоражить публику своими сочинениями, но и продать их с максимальной для себя выгодой.
Посвящён «Димитрий Самозванец» многолетнему другу и компаньону автора - Н. И. Гречу - в ознаменование десятилетней годовщины их дружеского партнёрства. Они вместе издавали журналы «Северный архив» и «Сын Отечества», объединив их в 1829 году в одно периодическое издание под названием «Сын Отечества и Северный архив», а также самую многотиражную российскую частную газету - «Северная пчела». В «Сыне Отечества» (1829, №№ 45-47) и «Северной пчеле» (1829, №№ 1-2) печатались отрывки из «Димитрия Самозванца».
Идея написать роман об эпохе Смуты, возможно, была спровоцирована пушкинской трагедией «Борис Годунов», с которой Ф. В. Булгарин имел возможность познакомиться по списку, поданному на «Высочайшее» рассмотрение. По мнению исследователей, именно он являлся автором «замечаний» на трагедию, подготовленных для Николая I. Хотя прямых заимствований из «Бориса Годунова» в романе нет, однако многие сцены в нём, например приход князя В. И. Шуйского к Борису Годунову с известием о появлении Самозванца, пророчество московской кликуши о грядущих бедах, свидание Марины Мнишек ночью в саду со своим женихом паном Осмоловским, рассуждения героев о «мнении народном», свидетельствуют о том, что у А. С. Пушкина были основания подозревать Ф. В. Булгарина в плагиате.
«Димитрию Самозванцу» предпослано обширное предисловие, где методично изложены и нравственная цель романа («показать, что все усилия частных лиц к достижению верховных степеней косвенными путями всегда кончаются гибелью пронырливых и дерзких властолюбцев и бедствием отечества»), и эстетические правила, которым следовал автор («самые верные изображения нравов должно подчинять правилам вкуса»), и его точка зрения на события Смутного времени. В спорах историков о фигуре Самозванца, его происхождении и степени личного участия в восшествии на русский престол Ф. В. Булгарин придерживался мнения митрополита Платона, считавшего Лжедмитрия орудием иезуитского заговора. В «Краткой Церковной истории», вышедшей в 1823 году, митрополит Платон не давал однозначного ответа на вопрос, был ли первый Лжедмитрий на самом деле Григорием Отрепьевым, сыном мелкого галицкого дворянина, или иным подставным лицом. Но зато он с уверенностью утверждал, что этот умный, образованный, искусный в военном деле и государственном управлении молодой человек с детства готовился иезуитами к роли русского царя, который будет посажен на трон для насаждения в России римско-католической веры. В романе Ф. В. Бул-гарина Самозванец, получивший образование в иезуитском «коллегиуме» города Львова, предстаёт то Иваницким, секретарём польского посла в Москве Льва Сапеги, то иноком Чудова монастыря Григорием, то царевичем Димитрием. Однако ревностным католиком булгаринский Лжедмитрий не становится -напротив, заняв московский трон, он проводит время в праздности, развлечениях и вовсе не спешит выполнять обещание, данное магистру Иезуитского ордена.
По форме «Димитрий Самозванец» напоминал одновременно и историческую эпопею, и готический роман с привидениями. Прежде чем объявиться в Польше, главный герой совершает много самых разных поступков: распространяет среди московского купечества слух о чудесном спасении царевича Димитрия, в Кремлёвском дворце толкует «ужасный» сон Борису Годунову, там же случайно знакомится с царевной Ксенией и влюбляется в неё. Перебравшись из Москвы в Киев, он соблазняет сестру своего сподвижника Алексея Криницына - Калерию, а затем, узнав, что она беременна, пытается утопить её в Днепре. Но Калерия остаётся жива и, томимая жаждой мести, начинает преследовать своего соблазнителя, всякий раз появляясь перед ним как таинственный и зловещий призрак.
Состоящий из четырёх частей роман «Димитрий Самозванец» включал материалы, зачастую имевшие весьма косвенное отношение к сюжету. Рядом с текстами документов, заимствованных из «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина, располагались подробные описания жилищ, костюмов, времяпрепровождения, гастрономических привычек русских и поляков. Несколько страниц занимали одни только списки думных бояр в царствование Бориса Годунова (около сорока имён) и польской знати, составлявшей Двор короля Сигизмунда. С особой тщательностью изображалась военная форма разных родов войск. Наиболее сильное впечатление на читателей должны были производить описания «крылатых» польских гусар: «Каждый воин одет был в блестящий панцирь, поверх кольчуги. За спиною развевались два большие крыла из орлиных перьев, прикрёпленные к серебряной проволоке. Три меньшие крыла были по бокам и на верху кованого шлема. Ноги и руки воина защищены были серебряными бляхами. Вооружение состояло из одного короткого меча при бедре, другого длинного меча, топора, ружья и пары пистолетов, прикреплённых к седлу, и длинной пики с шёлковым значком белого и красного цвета. Короткими мечами рубились с неприятельскими всадниками, а длинный употребляли противу пехоты. Воины поверх лат имели медвежьи шкуры шерстью вверх, с прорехами для крыльев. Над головою коня развевался пук страусовых перьев, а шея и тыл покрыты были стальною кольчугою с шёлковыми кистями. У седла были связка шерстяной красной верёвки, для вязания пленных, кожаная сума для корму, чемодан кожаный, коновальский прибор, большой нож, ложка в футляре и кожаное ведёрцо для поения коня. Воины были высокого роста, с бородами, на рослых конях».
Издание «Димитрия Самозванца» украшали четыре иллюстрации (по одной к каждой части романа), гравированные С. Ф. Галактионовым, И. В. Ческим и Д. Вейссом. В конце первой части романа автор поместил описание иллюстраций: «Картинка к первой части изображает Самозванца в монашеской рясе и царя Бориса Фёдоровича Годунова. Картинка ко второй части изображает Самозванца с обманутою им девицей. Картинка к третьей части изображает Самозванца и Марину Мнишек в саду Самборского замка в Польше. Картинка к четвёртой части изображает Самозванца с его польскою дружиной и русских бояр, подносящих ему хлеб-соль под Москвою. Здесь замечательны костюм Самозванца и вооружение польских гусар с крыльями». На авантитуле помещена медаль начала XVII века с изображением Лжедмитрия, выполненная, предположительно, в Голландии. Рецензенты, по-разному отзываясь о содержании романа, отмечали прекрасное качество гравюр.
В Библиохронике представлено второе издание «Димитрия Самозванца». С точки зрения истории бытования романа, оно даже более ценно, чем первое, так как к нему автор написал ещё одно предисловие, отражавшее литературную полемику вокруг его творчества в целом и романа «Димитрий Самозванец» в частности. Хотя роман ругали, главным образом, за искажение исторических характеров, критика не только не вредила, а скорее способствовала его успеху, подтвердившему репутацию Ф.В. Булгарина как самого читаемого русского писателя 1830-х годов.
Булгарин Фаддей Венедиктович (1789-1859)
Димитрий Самозванец, исторический роман. Сочинение Фаддея Булгарина. [В 4-х ч.] Санкт-Петербург: В Типографии Александра Смирдина, 1830. Ч.1. [4], LVI, 290, [5] с., 1 л. иллюстрация - гравюра С. Ф. Галактионова по рисунку К. А. Зеленцова. Гравированный заглавный л. без подписи. Ч.2. 289, [1] с. , 1 л. иллюстрация - гравюра И. В. Ческого. Ч.3. 345, [2] с., 1 л. иллюстрация - гравюра С. Ф. Галактионова. Ч.4. 505, [2] с., 1 л. иллюстрация - гравюра Д. Вейсса. В двух томах «одетых» в полукожаные переплёты времени издания. Крышки оклеены «мраморной» бумагой. На корешках золототиснёные заглавия, геометрический и растительный орнамент. 17,5х10,5 см. В тексте читательские карандашные пометы.