Достопамятности Санкт-Петербурга и его окрестностей (1816–1823 год)
Павел Свиньин
Какие только легенды и слухи не распространялись по обеим столицам, связанные с именем Павла Петровича Свиньина. Говорили, что он приходился родственником и А. С. Пушкину, и М. Ю. Лермонтову, так как его мать, урождённая Лермонтова, была родной сестрой деда поэта, а бабушка, урождённая Боборыкина, приходилась внучкой казненного по приказу Петра Первого стольника Федора Пушкина. Свиньина на протяжении всей его жизни часто принимали за другого человека. В 1787 году вместе с ним родился его тезка – Павел Петрович Свиньин, который также, как и наш Павел Петрович, впоследствии стал статским советником и галичским помещиком Костромской губернии (даже поместья у них были рядом). Но вот только у тезки отец – московский сенатор, а у нашего – костромской дворянин, дослужившийся во флоте до чина капитана-лейтенанта. Сенаторский сын устраивал в Москве различные пиршества, а счета нередко приносили костромскому Павлу Петровичу. Также вполне возможно, что не без оснований ходили слухи о связях Свиньина с органами, как «шпиона высшей полиции…».
Но главное, что давало повод к различным слухам и домыслам, – это самое непреложное свойство натуры Павла Петровича – любовь к преувеличениям и фантазиям. Причём он лгал, искренне веря в то, что говорил, потому лгал уверенно и самозабвенно. Действительно, немало талантов было у Свиньина. Между тем Павел Петрович Свиньин – фигура весьма важная и интересная для истории русской культуры.
Свиньин получил прекрасное домашнее образование, позже учился в Благородном пансионе при Московском университете, потом служил в Коллегии иностранных дел, свободно говорил на английском и французском языках. Три года Свиньин работал в Российском генеральном консульстве в США, побывал в Англии и Португалии, на Гибралтаре и на Мальте, в Испании и Северной Африке, Италии и Греции. Немало он поездил и по России: был в Бессарабии, на Украине, на Кавказе, в Крыму, на Урале, на Волге, в Западной Сибири, в Прибалтике. А результатом поездок стали книги.
В своей московской квартире он создал собственный «Русский музеум» картин, портретов, монет, медалей, рукописей и книг. Именно Свиньину принадлежало анонимное «Предложение об учреждении Русского национального музея», опубликованное в журнале «Сын Отечества». В 1829 году им была издана «Краткая опись» музея. Не дождавшись предложений от правительства о покупке своей коллекции, Свиньин был вынужден в 1834 году продать собрание музея с аукциона. Рукописи Свиньина были выкуплены для российской Академии наук.
Переехав в Петербург, Свиньин с 1818 года начал издавать журнал «Отечественные записки», где впервые было опубликовано около 200 интереснейших документов XIV–XIX веков. Им было исполнено огромное количество картинок с видами русских городов, выходивших как иллюстрации к его статьям. Позднее Свиньина назвали «дедушкой русских исторических журналов» и «пионером в деле публикации документов». Современники обвиняли Свиньина в том, что он описывал местности, которые не посещал. А. Измайлов направил против него басню «Лгун» (напечатана в «Полярной звезде»), а А. Пушкин – небольшую сказочку «Маленький лжец», но общительный Павел Петрович не обращал внимания на обидные шутки друзей и знакомых.
Одним из главных его трудов по праву считались «Достопамятности С-Петербурга и его окрестностей», и после выхода в свет этого издания Павла Петровича уже нельзя было упрекнуть в описании «незнакомой местности». Этим изданием Свиньин желал познакомить с северной столицей как русских, так и иностранцев, и поэтому текст в нем был на русском и на французском языках: «Иностранцы жалуются, что приезжая в Петербург, не имеют никакого руководства для узнания его достопамятностей, а русский не может видеть без сожаления, что столичный город его отечества, город обращающий на себя внимание и уважение вселенной, столица императора Александра, восстановителя царств, столица российского народа, сильного и великого, притом город столь прекрасно выстроенный и великолепный, остаётся, так сказать, в забвении, между тем как в других землях не только столицы, но и самые малые города описаны со всею подробностию, со всею занимательностию для человека, влекомого любопытством из одного края в другой».
Он представил в своей книге колоритный облик Санкт-Петербурга эпохи царствования императора Александра I, а не сухое изложение фактов истории города. Изящным слогом, с определённой долей юмора автор повествует об основании города Петром Великим, о важнейших памятниках, достопримечательностях, музеях и редкостях столицы и пригородных императорских резиденций.
Так, своё повествование о Летнем саде, а точнее о его решётке, Свиньин начал с анекдотичного случая: «Слух о чрезвычайной красоте решётки Летнего сада был причиною, что один англичанин, великой любитель художеств, приехал нарочно в Петербург, дабы увериться собственными глазами своими в справедливости оного. Осмотрев решётку и признавшись, что не был обманут на счет ея достоинств, он немедленно возвратился в своё отечество». Гранитные колонны решётки были высечены из цельных кусков, а ворота украшены позолоченными изображениями корзинок с цветами. Сам же сад был насаждён Петром Великим в 1711 году и принадлежал к Летнему дворцу, от которого, видимо, и получил своё название.
Кроме видов С.-Петербурга и его окрестностей к каждой книге прилагалось описание какого-нибудь из «народных наших увеселений, нарядов и тому подобного». «Посланник одной северной европейской державы, разговаривая с сиамским императором, который слушал его с величайшим вниманием, сказал ему между прочим, что в государстве его в известное время так крепко замерзают реки, что по ним не только можно ходить, но и ездить верхом на лошади. Индийский монарх, почитая себя обманутым, распалился гневом и приказал посланнику замолчать, объявив ему притом, что впредь не поверит ему ни в слове. Но в сколь большее изумление пришёл бы он, если бы сказали ему, что на замерзших реках в России собираются ярмонки и строятся лавки, и что русскими были построены изо льду – домы!» Ведь в Масленицу для русских особое удовольствие составляли ледяные горы. «В Петербурге строят их обыкновенно на Охте, на Крестовском острову и на Неве перед Императорским Дворцом, откуда российские монархи могут видеть народ свой веселящимся невинными забавами зимнего времени».
А летом качели, которые строились обыкновенно к Святой неделе и оставались всё лето, «созывают толпы веселящихся». Но в Петербурге их возводили исключительно к празднику Святой Пасхи на Исаакиевской площади, причём качели разного рода, «как-то: круглые, маховые, подвесные, расписанные и украшенные разными изображениями и флагами». Забава эта вошла в употребление со времен Екатерины, которая «приказала выстроить в Ораниенбауме две горы одну против другой, и так искусно, что спускаясь с одной подымаешься нечувствительно на другую… Вокруг их разбивают шатры для продажи крепких напитков. Разносчики на каждом шагу предлагают лакомства, закуски и прохлаждения».
Каждая глава этого историко-художественного путеводителя по городу сопровождалась гравюрами с видами описываемых памятников, выполненных известными русскими гравёрами Галактионовым, Ческим, Колпаковым, Новиковым по рисункам самого Свиньина. И до сегодняшнего дня полный комплект «Достопамятностей…», да ещё в переплёте своего времени, с сохранением всех гравюр является величайшей редкостью, «дезидератой русского библиофила».
А Павел Петрович Свиньин, «удивительный человек, неутомимый путешественник, прекрасный издатель, чудесный художник, собиратель древностей, радушный меценат и искусный рассказчик», разорившись на коллекционировании и издании журнала «Отечественные записки», так и не сумел поправить своё материальное положение. Он умер в Петербурге в глубокой бедности в феврале 1839 года.
Свиньин Павел Петрович (1787–1839)
Достопамятности Санкт-Петербурга и его окрестностей. В 5 тетрадях. С.-Петербург: В типографии В. Плавильщикова и А. Смирдина, 1816–1823. 113, [3] c.; 204, [2] c., план С.-Петербурга; 183 с.; 195 с.; 151 с. Портрет императора Александра I, 28 вида Петербурга. Все тетради переплетены в два тома. Цельнокожаные переплёты эпохи с золотым узорным тиснением по корешку, с тиснёной рамкой по обеим крышкам, форзацы из мраморированной бумаги, обрезы с напылением. 25,2х19,2 см.