Живописная Россия (1881-1901 годы)
Трудно, возможно даже прискорбно, писать очерк об этом издании. Задумывая его свыше 120 лет назад, авторы вряд ли предполагали, что реальность сметёт все самые смелые предположения о сохранении как единого целого Российской империи, последнего этнографического и политического пространства такого масштаба.
Но история, как известно, особа трудно управляемая, под стать своенравным представительницам слабого пола.
При всех закономерностях, о которых постоянно вещают её (истории) апологеты, она постоянно возводит в культ Её Величество Непредсказуемость.
Поэтому в нашем очерке и сквозит с трудом скрываемая печаль. И дело не в непомерных амбициях, а в том, что за минувшее столетие резко снизилась цена человеческой жизни в целом и чувства Родины. На эту тему можно долго и аргументированно рассуждать с разных точек зрения, но не это является нашей целью.
Мы просто знакомим юного читателя с замыслом и судьбой величественного российского издательского проекта конца XIX - начала XX века под звучным названием «Живописная Россия».
«С пером и карандашом в руке мы посетим города и села, дворцы столицы и беднейшие хижины забытых поселков, заглянем в бревенчатый, смолистый сруб избы великоросса, в белую хату украинца, в кошемную кибитку кочевника, в чум из тюленьих шкур бродячего северного инородца, поклонимся храмам и монастырям, остановимся перед памятниками седой древности, вспоминая о событиях давно минувших. Перенесёмся с читателем в глухие леса, перевалим за высокие горные кряжи, дохнём привольным, ароматным воздухом широких степей, влажным туманом рек и озер. И зиму, и лето, и осень, и весну встретим и проведем на русских дорогах и занесём на страницы нашего издания всё, что увидим и услышим, - занесём, не мудрствуя лукаво, но руководимые одной только правдой, всё то, что дорого и свято для каждого русского или, вернее, каждого обитателя нашего разноплеменного отечества» - так 1 октября 1878 года, как раз на празднование 25-летия издательской деятельности М.О. Вольфа, было объявлено о зарождении совершенно нового, фундаментального исследования о России.
Первоначально Маврикий Осипович Вольф намеревался осуществить свой замысел в виде периодического издания. Вести журнал «Живописная Россия» должны были два популярных в то время писателя - В. Немирович-Данченко и Н. Каразин, последний был к тому же хорошим художником. Получив разрешение на открытие журнала, Вольф, по неизвестным причинам, от своего намерения отказался. Но через год всё же объявил о подготовке многотомного издания. Опытный издатель и коммерсант хорошо понимал убыточность данного многолетнего предприятия, но «Живописная Россия» стала делом всей его оставшейся жизни.
Предполагалось, что издание «Живописной России» будет осуществлено в четырех книгах, но когда большая часть материала была за два года собрана, стало ясно, что вместить все описания необъятного пространства Отечества (а на тот момент наша страна была много больше, чем сегодня) с иллюстрациями в нескольких томах невозможно - пришлось бы многое сократить, а что-то и вовсе исключить. Поэтому было решено расширить первоначальные объемы, и вместо четырех книг, не щадя ни затрат, ни труда, издать «Живописную Россию» в 12-ти томах, причём каждая книга должна была заключать в себе описание одного из крупных районов России.
Знавший лично многих известных учёных и писателей, М. Вольф разослал им приглашения для участия в проекте. Правда, не все на него откликнулись, а некоторые просто проигнорировали (например, Ф. Достоевский). Заручившись обещаниями многих видных писателей, географов, экономистов и критиков, Вольф решил попросить И. Тургенева написать статью о жизни помещиков-дворян в средней полосе России. Когда Тургенев в 1878 году приехал на родину, то, заинтересовавшись программой издания, дал обещание Вольфу, что напишет «при первой же возможности». Проходили месяцы, а из Франции от писателя никаких вестей. Даже посланный ему том «Живописной России» через парижского издателя Гетцеля не заставил Тургенева взяться за перо. Оказывается, писатель был «ужасно обижен на русскую критику, русскую публику, русскую читающую молодежь» за нападки на роман «Новь» и поэтому «считал свою литературную карьеру бесповоротно законченной». Так что очерк Тургенева для «Живописной России» так и остался лишь обещанием. Как, впрочем, и очерки «Орёл» и «Пенза» Н. Лескова.
К участию в задуманном издании «Живописной России» были привлечены лучшие литературные, научные и художественные силы страны. Для изучения некоторых районов России приходилось туда командировать людей, которые всесторонне и беспристрастно изучали условия и проверяли на месте разбросанные и подчас сомнительные сведения. Пришлось пересмотреть все иллюстрированные издания, все исторические, статистические, экономические и этнографические статьи, путешествия русских людей и иностранцев, собрать со всех концов России фотографические и акварельные альбомы и коллекции, находившиеся в правительственных учреждениях и во владении частных лиц.
За тяжёлую редакторскую работу взялся вице-председатель Императорского Русского Географического общества, директор статистического департамента Министерства внутренних дел, сенатор Пётр Семёнов Тян-Шанский. Пригласить учёного на эту должность было дальновидным решением Вольфа, так как на то время никто в России не мог бы оказать лучшего содействия в осуществлении идеи «Живописной России». Ведь в «Живописной России» не допускалось никаких перепечаток или заметок беллетристического содержания, в состав её входили только те статьи, что имели уровень серьёзного научного вклада в сокровищницу сведений о России.
Заведование редакцией было сосредоточено в руках М. Вольфа, при редакционном участии сначала В. Майнова, затем П. Полевого. После смерти Маврикия Осиповича в 1883 году главное руководство изданием перешло к его сыну А.М. Вольфу, а с 1898 года - к Л.М. Вольфу. Обязанности секретаря по изданию «Живописной России» с самого её основания и до окончания исполнял писатель, историк книги С. Ф. Либрович.
После предварительного просмотра всего собранного материала П.П. Семёновым была составлена, исключительно для сотрудников, подробнейшая программа издания. Эта программа была отпечатана отдельной брошюрой и разослана всем русским писателям и учёным, которые занимались изучением России. Согласно этой программе, содержание «Живописной России» должно было выглядеть следующим образом: Т.1 - «Крайний Север и Озерная область с Петербургом», Т.П - «Финляндия и Прибалтийский край», Т.Ш - «Литовские и Белорусские губернии», Т. IV - «Царство Польское», Т.У - «Малороссия по правую и левую сторону Днепра и Новороссия», Т. VI - «Москва и губернии Московской или Верхневолжской промышленной области», Т.УП - «Внутренняя не степная область и юго-восточная Донско- Каспийская степная область», Т.УШ - «Нижне- Волжская и Уральская область», Т. IX - «Кавказ», Т.Х - «Туркестан и Киргизские степи», Т.Х1 - «Западная Сибирь», Т.ХП - «Восточная Сибирь, Амурский и Приморский край». Так как каждый том представлял собой совершенно самостоятельное и законченное целое, то книги выходили в свет по мере их написания, не изменяя нумерации томов.
В 1881 году появились первые две части «Живописной России», посвященные описанию Крайнего Севера. В них были помещены очерки С. Максимова, В. Немировича-Данченко, Д. Мережковского и В. Майнова. Там же было помещено предисловие издателя и основателя издания - М.О. Вольфа. «Отлагая в сторону всякие другие работы, отказываясь от весьма выгодных предложений, мы, - писал М. Вольф, - исключительно предались «Живописной России» и решились всё сделать для осуществления этого предприятия на основании широко задуманной, но строго обработанной программы».
Выход первого тома, как и всех последующих книг «Живописной России», вызвал в печати самые противоречивые отзывы: в одних журналах можно было встретить восторженную похвалу, в других указывались промахи и неизбежные ошибки. «Издание это обещает быть географическо-статистической русской энциклопедией, которая, кроме разнообразия содержания, должно отличаться ещё и живостью изложения», - писали «Отголоски». А вот литературно-политический журнал «Дело» упрекал С. Максимова за «картинность его слога», что он вместе с В. И. Немировичем- Данченко слишком стараются украсить угрюмую природу Крайнего Севера, которая, по словам критика, под пером этих писателей выходит гораздо более привлекательной, чем в действительности.
Некоторые части «Живописной России» вызвали и ожесточенные нападки по соображениям чисто политическим. В особенности подверглось жёсткой критике описание Литвы и Белоруссии в статье Кояловича на страницах аксаковской «Руси». А вот выпуски, посвященные Кавказу, Русской Средней Азии и Западной Сибири, будучи уже напечатанными, не успели поступить в продажу. Большая часть тиража была уничтожена, и эти тома всегда считались самыми редкими из комплекта. Но в то же время многие из помещенных в «Живописной России» очерков были восторженно встречены за границей и появились в немецком и французском переводах.
Полное издание «Живописной России», законченное уже после смерти Вольфа его преемниками, составляло 12 томов (19 или 20 книг, т.к. второй том вышел в двух вариантах: под одним переплётом или в двух), содержало 6984 страницы текста и 3815 иллюстраций, из них 400 - на отдельных листах: торцовые ксилографии и гравюры на цинке, фотоцинкографии с натуры и фототипии Н. Каразина, И. Попова, Г. Седова и др. Титульный лист оформлял художник Н.С. Самокиш. Не было ни одного более или менее крупного учёного того времени, занимавшегося изучением Отечества, который бы не сделал своего вклада в «Живописную Россию».
Несмотря на грандиозность и уникальность проекта, «Живописная Россия» ' расходилась тяжело и приносила издателям только убытки. Общая сумма капитала, затраченного на проект, составила 5 500000 рублей. И если первоначальная цена за комплект была 300 руб., то впоследствии все 19 книг продавались всего за 69 рублей. Склады «Товарищества М. О. Вольфа» были в буквальном смысле завалены «Живописной Россией». В ночь на 16 мая 1900 года (по ст. стилю) во время пожара на книжных складах «Товарищества М.О. Вольфа» сгорел дотла почти весь запас уже готовых томов и листов. Пожар был замечен с каланчи Васильевской части, только когда пламя выбросилось наружу через окна и крышу. «Трудно себе представить, какой это был адский огонь... Ужасную картину представляли вылетавшие из окон в огромном количестве отдельные горевшие книжные листы, разносимые ветром по саду и сваливавшиеся на землю в виде пепла», - писала «Петербургская газета».
Отпечатать заново сгоревшие тома, естественно, оказалось невозможным, как в силу дороговизны издания, так и в силу условий с большинством сотрудников, предоставлявших свои очерки только для одного издания. Едва оправившееся от пожара «Товарищество М.О. Вольфа», в 1914 году подверглось погрому черносотенцев. В силу сложившихся обстоятельств «Живописная Россия» - эта энциклопедия «Отечества нашего в его земельном, историческом, экономическом и бытовом описании», плод усилий и совместной деятельности многих учёных, литераторов и художников на протяжении трёх десятков лет - стала библиографической редкостью.
Конечно, многие сведения, помещенные в «Живописной России», устарели, и облик страны сильно изменился, но тем ценнее стало это издание, которое включает в себя массу интересного, а порой и уникального, бытового, этнографического и исторического материала.
Живописная Россия: Отечество наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом и бытовом значении. В 12т. Т.1-12 (19 книг). С.-Петербург: Издание М. Вольфа, 1881-1901. Т. 1. 4. 1-2. Северная Россия: Север и северо-восток Европейской России. Озерная или древне-Новгородская область. СПб., 1881. XXII, 492, VI с„ 34 л. ил.; 493-834, IV с., 29 л. ил. Т. 2. 4.1-2. Северо- западные окраины России: Великое княжество Финляндское. Прибалтийский край. СПб., 1882-1883. 306, IV с.; 15 л. ил. Т. 3. Ч. 1. Литовское полесье. Ч. 2. Белорусское полесье. СПб., 1882. 490, VI с.; 24 л. ил. Т. 4. 4.1. Царство Польское: Варшавская, Калишская, Келецкая, Ломжинская, Люблинская, Петроковская, Блоцкая, Радомская, Сувалкская и Седлецкая губернии. СПб., 1896. 500, IV с., ил. Т. 4. Ч. 2. СПб., 1896. 244, II с„ ил. Т. 5. 4.1. Малороссия, Подолия и Волынь: Полтавская, Черниговская, Волынская, Подольская, Харьковская и Киевская губернии. СПб., 1897. 332, III с., ил.; 1 карта. Т. 5. 4.2. Малороссия и Новороссия: Бессарабская, Херсонская, Екатеринославская и Таврическая губернии. СПб., 1898. 298, III с„ ил., II л. ил., карт. Т. 6. 4.1. Москва и Московская промышленная область: Москва. СПб., 1898. 301, III с„ ил. Т. 6. Ч. 2. Московская промышленная область. СПб., 1899. 324, III с., ил. Т. 7. 4.1. Центральная черноземная и Донско-каспийская области: Центральная черноземная область. СПб., 1900. 308, III с., ил. Т. 7. Ч. 2. Донско-каспийская степная область. СПб., 1899. 304, III с„ ил. Т. 8. 4.1. Среднее Поволжье и Приуральский край: Среднее Поволжье. СПб., 1901. 305, III с„ ил. Т. 8. 4. 2. Приуральский край. СПб., 1901. 311, III с„ ил. Т. 9. Кавказ. СПб., 1883. Х1УШ, 232, IV с., 44 л. ил. Т. 10. Русская средняя Азия. СПб., 1885. 448, IV с., 43 л. ил. Т. 11. Западная Сибирь. СПб., 1884. 379, IV с., 17 л. ил., карт. Т. 12. Ч. 1. Восточные окраины России: Восточная Сибирь. СПб., 1895. 364, IV с„ ил.; 2 л. карт. Т. 12. 4. 2. Восточные окраины России: Приморская и Амурская области. СПб., 1895. 470, III с., ил.; 2 л. карт. В нашем комплекте тома 1, 6, 9, 10,11 в особых подносных переплётах с форзацами из парчи, с тройным золотым обрезом. Остальные книги в издательских коленкоровых переплётах с узорным цветным и золотым тиснением, с иллюстрированными форзацами и узорными обрезами. 36,5x27 см.