История Серпухова в связи с Серпуховским княжеством и вообще с отечественной историей (1880 год)
Павел Симсон
Один из городов губернского кольца Подмосковья - Серпухов поражает целостностью пейзажа, созданного множеством образцов старинной промышленной архитектуры и несколькими десятками храмов. Время его основания - великая эпоха создания централизованного Российского государства и небывалого ранее подъема русского национального самосознания. В древности же территория города, расположенного всего в 99 километрах от Москвы, отличалась суровым климатом и была малопригодна для занятий земледелием: «дремучие леса росли себе вволю, вдоволь питая болота, реки и ручьи... В полном ходу должно было быть звероловство. Дикие звери: лоси, медведи, бобры, выдры были весьма обыкновенны. До сих пор в серпуховском уезде существуют названия: Бобровка, Лисинки, Выдра, Барсуковка и др.». С другой стороны, эти земли рано или поздно должны были обратить на себя внимание уже хотя бы потому, что лежали в центре «матушки России», близ такой крупной реки как Ока, по которой удобно можно было доплыть до приволжских торговых стран, куда ввозились диковинные для наших предков товары из Средней Азии...
Рассказ о дальнейшей истории Серпухова, возможно, был бы полон большим количеством белых пятен, если бы не выход в свет издания, отдельно рассматривающего судьбу города не только как самостоятельного субъекта (типичного древнего города допетровского времени с меняющейся постепенно численностью населения и родом его занятий), но и в контексте истории страны. Так, в сочинении отмечается, что первое письменное упоминание Серпухова связано с именем московского князя Ивана Калиты. Другими словами, «прозвание» Калита связано с правом князя сбора с русских земель татарской дани и означает «мешок для денег».
«Отправляясь в 1328 году в Золотую Орду и не зная, приведет ли Бог ещё вернуться оттуда живым (примеров гибели там русских князей было немало), Калита написал первую свою «душевную грамоту», в которой, оставивши Москву в общем владении, разделил свои земли... между тремя сыновьями и женой». В число этих земель вошёл и Серпухов, завещанный младшему сыну князя - Андрею. Именно князь Андрей стал первым серпуховским князем, но, как и все остальные преемники, он жил в Москве, в первую очередь разделяя именно её интересы.
Одновременно с возникновением у города постепенно складывается и его военно-торговый характер. Надежный форпост Московского княжества, Серпухов был сооружён против населяющих ближайшие земли литовцев и рязанцев. Впоследствии дважды сжигавшийся татарами, разграбленный затем литовским князем Свидригайлом и отданный однажды в кормление двум бывшим казанским царям, он не смотря ни на что, активно развивался, росла численность его населения. О характере же занятий жителей Серпухова свидетельствует впервые опубликованная в издании «Сотная князя Фуникова 1552 г.», где по фамилиям указаны предки некоторых из ныне здравствующих серпуховичей - все посадские люди (то есть несущие тягло или обязанные государству) и приведена также сфера их деятельности - преимущественно торговля и ремесло. Содержит книга и иные документы относительно внутренней жизни Серпухова.
При внуке Ивана Калиты и сыне упомянутого выше князя Андрея, соратнике Дмитрия Донского, командовавшим засадным полком в битве на Куликовом поле и величаемым за то Храбрым, город достиг наибольшего расцвета.
Князь Владимир воздвигнул в Серпухове главную городскую крепость - кремль и заложил значительную часть его величественных и существующих по сей день храмов. Особая заслуга Владимира Храброго состоит в возведении одной из главных достопримечательностей современного города - Высоцкого монастыря, стоящего на высоком холме. Известнейший православный святой преподобный Сергий Радонежский пришёл в Серпухов пешком из своей обители, чтобы благословить князя на это строительство. С течением времени в монастыре происходило немало чудес, наиболее известное из которых - спасение города от набега крымских татар. В 1571 году во время осады из ворот обители, покинутой монахами, вдруг выехал на коне держащий в руках жезл инок с густой черной бородой. Он объехал стан неприятелей, бросая на них суровые взгляды, заставившие врагов обратиться в бегство. Все свидетели чуда признали в человеке на коне главного святого Серпуховской земли - бывшего настоятеля монастыря, преставившегося более ста пятидесяти лет назад, преподобного Афанасия младшего.
Обязан город Высоцкому монастырю и возникновением в XVIII веке своего герба. В это время Екатерина начала закреплять за городами гербы, и от каждого города требовалось предоставить герольдмейстеру - графу Франциско Санти - особые сведения... Из Серпухова пришёл ответ: «В монастыре одном павлины родятся». Эти павлины были подарены некогда монастырю окольничьим Михаилом Колупаевым... Изображение павлина с распростертым хвостом, выполненное итальянским художником, стало историческим символом города.
С установлением советской власти герб был на какое-то время ликвидирован, а в 1967 году вернулся в новой модификации: изображение павлина был дополнено кольцами с атомом, шестернями, колосом и символизирующей столичную область башней Московского Кремля. Но недаром павлин считается символом бессмертия. В 1992 году гербу города был возвращен практически первоначальный вид. Так хочется надеяться, что подобная судьба ждёт и разобранный на строительство московского метро уникальный белокаменный кремль, что не дадут упасть колокольне одной из старинных каменных церквей города - Троицкой, фундамент которой был повреждён строителями в XX веке, что меняющийся Серпухов помнит свою историю и свои легенды. Ведь во Владычном монастыре, почти полностью разрушенном в советский период и именовавшимся тогда Авиагородком, где размещалось военное училище, сегодня зачем-то начали разводить павлинов...
Симсон Павел Федорович (1845-1923)
История Серпухова в связи с Серпуховским княжеством и вообще с отечественной историей. Москва: Типография Т. Рис, близ Яузской части, дом Медынцевой, 1880. 12, 348 с. С одной фото-литографией и картой. В современном составном переплёте: кожаные уголки и корешок с бинтами и золотым узорным тиснением, мраморированная бумага. 25х17,5 см.