Search

 Гоппе Виктор. Стихотворный человек

Thursday, November 21, 2024

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Жизнь и военные подвиги Генерал-Фельдмаршала, Светлейшего Князя Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова-Смоленского (1813 год)

Жизнь и военные подвиги Генерал-Фельдмаршала, Светлейшего Князя Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова-Смоленского (1813 год)

Генерал-фельдмаршал светлейший князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов-Смоленский умер 16 (28) апреля 1813 года. А уже через несколько месяцев на прилавках россий­ских книжных лавок лежали сразу несколько «полных» биографий знаменитого полководца. Так, в июне в типографии Военного министер­ства вышли «Исторические записки о жизни и воинских подвигах князя М. Л. Голенищева-Кутузова-Смоленского». В августе в петербург­ской типографии И. Байкова появились «Жизнь и военные деяния генерал-фельдмаршала свет­лейшего князя Михаила Ларионовича Голенищева-Кутузова-Смоленского». Вскоре эта книга легла в основу фундаментального труда Ф. М. Синельникова «Жизнь, военные и полити­ческие деяния его светлости генерал-фельд­маршала князя Михаила Ларионовича Голенищева-Кутузова-Смоленского». И хотя именно Синельникова в дальнейшем стали называть первым биографом Кутузова, судя по дате цен­зурного разрешения, представленное в Библиохронике издание «Жизнь и военные подвиги генерал-фельдмаршала светлейшего князя Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова-Смоленского» явилось самым ранним из куту­зовских посмертных жизнеописаний. Цензор Иван Осипович Тимковский выдал позволение на его публикацию 6 июня 1813 года, за пять дней до официального прощания с телом умер­шего Кутузова в Санкт-Петербурге. Можно пред­положить, что включение в книгу описания траурной церемонии и текстов произнесённых тогда речей было заранее обговорено с цензо­ром. Возможен и другой вариант: составитель, решив, что подобные материалы не могут вызвать возражений, и дорожа временем, опу­бликовал их на свой страх и риск.

На стремление издателей выпустить книгу как можно быстрее указывалось в специальном «предуведомлении»: «Представляя читателям нашим исторические записки о жизни и воин­ских подвигах Светлейшего князя Михаила Ларионовича Голенищева-Кутузова-Смоленского, мы смеем ласкать себя надеждою, что оные удостоятся благосклонного принятия. Краткость времени и недостаток в способах не позволили нам издать книгу сию в лучшем виде и систематическом порядке. Цель наша при настоящем издании состояла единственно в том, чтобы на первый раз хотя кратким описа­нием знаменитых деяний победителя всеоб­щего врага и спасителя любезного нашего Оте­чества почтить память его и вместе с тем ока­зать истинным сынам России некоторую услугу».

«Жизнь и военные подвиги Генерал-Фельд­маршала Светлейшего Князя Михаила Илла­рионовича Голенищева-Кутузова-Смоленского» состоят из фрагментов воспоминаний, докумен­тов, писем, приказов и реляций, напечатанных в хронологическом порядке. Начинается пове­ствование с краткого рассказа о происхожде­нии, детстве и юности будущего полководца. Именно в отроческие годы, указывает автор, сформировались качества, которые впослед­ствии помогли Кутузову достичь таких успехов в служении Отечеству. «Отец светлейшего князя Голинищева-Кутузова-Смоленского Ларион Мат­веевич Голенищев-Кутузов, инженер-генерал-майор, служил более 30 лет по Инженерному корпусу, впоследствии пожалован был сенато­ром. Он почитался весьма умным и сведущим человеком, почему и звали его, как говорят, раз­умною книгою... Светлейший князь Михаил Ларионович родился в Санкт-Петербурге 1745 года сентября 5 дня. Он воспитывался до 15 лет в Инженерном Шляхетном кадетском корпусе. Отец прилагал об образовании его неусыпное попечение и все свободные от должности часы посвящал на усовершенствование его способно­стей и познаний. Строгое и тщательное воспи­тание образовало природные в нём дарования и сделало его способным по отправлению раз­личных должностей. Он имел основательные познания в разных науках, а особливо в матема­тике, артиллерии и в деле инженерном, хорошо говорил и писал на немецком и французском языках и преимущественно любил немецкую словесность. По обширным сведениям в науках политических он был весьма искусен в делах дипломатики. Сими науками занимался он не только в молодости, но в прочее время жизни и даже в старости своей посвящал им часы сво­бодные, остающиеся от важнейших разнообраз­ных дел по службе. С отличными дарованиями и сведениями и с быстрой проницательностью соединился в нём характер человеколюбивый, высокий, презирающий все низкие страсти. На войне всегда он был одним из отличнейших полководцев, умел вдруг обозреть все части целого, предусмотреть и сообразить все обстоя­тельства. Сверх того, личная храбрость его и предприимчивость каждому известны. Служба его, более пятидесяти лет непрерывно продол­жавшаяся, ознаменованная верностью и усер­дием к государям и Отечеству, приобрела ему справедливое и неотъемлемое право на дове­ренность и почтение русского народа и всех воинов».

Далее следует изложение важнейших этапов военной карьеры Кутузова. Вполне естественно, что особое внимание уделяется автором собы­тиям Отечественной войны 1812 года и той роли, которую сыграл в ней полководец. Вот как, например, описывается отступление рус­ских войск после Бородинского сражения, которое, как подчёркивает сочинитель, проис­ходило в полном соответствии с волей Куту­зова, а не только под воздействием сложив­шихся обстоятельств: «Французская армия, несмотря на чрезвычайную потерю в сраже­нии при Бородине, всё ещё была гораздо мно­гочисленнее российской. Проницательный и мудрый вождь предвидел, что неприятель чем далее станет проникать во внутренность России, тем более будет затрудняться в продо­вольствии себя жизненными припасами или в получении подкрепления войсками. Россий­ская же армия, напротив, отступив, тем ближе будет находиться к южным хлебородным губерниям и к свежим войскам, со всех сторон к ней поспешавшим. Итак, не желая испыты­вать счастья с ослабленною своею армиею, в которой при том самые нужные генералы были переранены, решился он отступить к Московской дороге. Отступление сие после­довало в спокойствии и порядке и показывало, что оно было обдуманным планом, а не след­ствием поражения».

Однако особый интерес представляют мате­риалы, связанные с кончиной и погребением М. И. Кутузова. Совершенно очевидно, что они собирались, редактировались и публиковались в кратчайшие сроки, а потому могут рассма­триваться как репортаж с места событий, пере­дающий атмосферу и настроения тех траур­ных и величественных дней.

Как известно, М. И. Кутузов скончался в городке Бунцлау, в Силезии. Полководец, только что изгнавший Наполеона из пределов России, находился в зените своей славы. В книге об этом говорится: «Новое солнце вос­сияло для человечества, угнетённого гнусней­шим тиранством, и Европа начала дышать сво­боднее, начала надеяться. В то самое время, как миллионы голосов проклинали врага нечести­вого и благословляли память своего избави­теля, бессмертный герой волею непостижи­мого промысла остановлен на славнейшем своём поприще».

Тело генерал-фельдмаршала по высочайшему повелению отправили в Петербург «для преда­ния земле со всеми высокому званию и навеки незабвенным Отечеству оказанным заслугам приличными почестями». Путь скорбной про­цессии пролегал через Митаву, Ригу, Нарву, Ямбург. 11 июня она достигла Петербурга. Читателю предлагалось подробное описание прощального шествия, организованного вла­стями северной столицы от городской черты до Казанского собора - места последнего упо­коения светлейшего князя, а также траурных церемоний, продолжавшихся на протяжении последующих двух дней, вплоть до погребе­ния: «В этот день столица российская пред­ставляла собой зрелище самое торжественное и сколько для сынов Отечества прискорбное, столько же по оказанному жителями при сем случае общему усердию привлекательное. В сей день смертные остатки вождя российских войск светлейшего князя Кутузова-Смоленского привезены были в сию столицу для воздания оным последней почести от лица благодарного

Отечества... На границе Петербурга, у камен­ного моста чрез речку Таракановку, встреча телу учинена была преосвященным Амвро­сием, митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским с знатнейшим духовенством, также главнокомандующим в столице, управ­ляющим военным министерством, мини­страми, сенаторами и многими другими знат­ными особами, при собрании дворянства, чиновников и купечества. Народ, стекшийся в бесчисленном множестве, возгласил "ура!" незабвенному спасителю Отечества. Многие из зрителей при виде гроба, скрывающего прах великого мужа, залились слезами. На сем месте отправлена была над телом покойного лития, и отсюда началось уже по предназначенному порядку церемониальное шествие. Сначала за отрядом конной команды шёл домовый штат покойного, ведены были верховые лошади, тра­урные и парадные, и следовала траурная карета с принадлежащими уборами и свитою служи­телей. За сим в предшествии маршала несены были чиновниками гербы дворянского, граф­ского и княжеского достоинства. Потом шло купечество, а затем чиновники и члены коми­тета Санкт-Петербургского ополчения и губерн­ский предводитель с дворянством. За оными несены были военными чиновниками знаки орденов покойного: прусских Красного и Чёр­ного Орла, австрийского Марии-Терезии, Свя­того Иоанна Иерусалимского, Святой Анны, Святого Владимира, Святого Георгия, Святого Александра Невского и Святого Андрея Перво­званного, жезл фельдмаршала и знак портрета государя императора. Вслед за сим пред гро­бом шло духовенство. Каждое отделение в сем шествии имело пред собою своего маршала или церемониймейстера. За гробом, по сторо­нам коего шли 80 человек с зажжёнными факе­лами, следовали родственники и ближние покойного, а также знатнейшие обоего пола особы, в заключение же всего - многочислен­ные отряды войск пехотных, конных и артил­лерия со своими орудиями. Шествие сие про­должалось таким образом от Триумфальных ворот через Калинкин мост до Никольского собора и оттуда чрез Мойку в Большую Мор­скую на Невский проспект к Казанскому собору. Все дороги и улицы усыпаны были зеленью, а по иным местам и цветами. Чувство благодар­ности и уважения к памяти покойного видно было на всех лицах, но редкою и наилучшею почестью можно почесть то, что с самого всту­пления печальной колесницы с гробом в пре­делы города жители отпрягли лошадей и везли оную на себе до самого собора. В приближе­нии к собору гроб встречен был преосвящен­ным митрополитом Амвросием с знатнейшим духовенством и потом внесён воинскими чиновниками в церковь, где поставлен на воз­вышенном и с особливым вкусом устроенном катафалке. За сим отправлена была лития, а от воинской команды поставлен к телу почётный караул. На другой день, 12-го числа, в оном соборе совершаема была Божественная литур­гия архиерейским служением. В вечеру же того дня их величества государыни императрицы с их императорскими высочествами изволили приезжать в сию церковь и слушать панихиду, которую отправлял преосвященный митропо­лит Амвросий с знатнейшим духовенством. 13-го числа, яко в назначенный для погребения день, собрались в Казанский собор знатней­шие особы обоего пола, многие чиновники, дворянство и почётное купечество, а около собора великое множество народа. Божествен­ную службу в сей день совершал в присутствии их императорских высочеств государей вели­ких князей преосвященный митрополит Амвросий с знатнейшим духовенством. Пред окончанием литургии известный проповед­ник архимандрит Филарет произнёс надгроб­ное слово... За сим по совершению Божествен­ной службы гроб, вмещающий в себя прах зна­менитого князя Смоленского, опущен был в могилу, приготовленную в том же соборе к левой стороне оного против Царских врат придела. Окончание сего печального обряда ознаменовано было залпами ружейных и пушечных выстрелов от стоявших в параде войск. Таким образом столица сия, откуда сей поседелый во бранях муж призван был на защиту Отечества, прияла в недра свои смерт­ные остатки его и погребла оные в том самом храме, где в твёрдом уповании на Господа силу умолял он Его о благословении праведного оружия России и где ныне хранятся трофеи знаменитых побед его».

В качестве приложения к книге издатели поместили речь архимандрита Филарета, про­изнесённую над гробом Кутузова. Ректор Санкт-Петербургской духовной академии архимандрит Филарет (в миру Василий Михай­лович Дроздов; 1782-1867) считался одним из лучших ораторов Русской Православной Церкви. В тот день он сказал: «Михаил, бес­смертный Архистратиг Российский, Светлей­ший князь Смоленский... скончался тогда, когда не род его только, не Отечество едино, но целая Европа чувствует, что его лишается. Между тем сам Бог подвизает сердца народов, чтобы торжественное возвращение в Отечество, свой­ственное бессмертному победителю, соверши­лось над смертными останками его, и сей гроб прошёл обширные страны иноплеменные и отечественные с такою славою, какая никогда с толико свободною ревностью, с толиким еди­нодушием не была приносима победителям в их жизни. Так если Смоленский не жил никогда для себя, но всегда для Отечества и Провидения, то Провидение даровало ему кончину для него самого».

Однако самое известное «слово над гробом» полководца прозвучало не тогда, а почти два десятилетия спустя. Произнёс его Пушкин, которому в момент погребения Кутузова едва сравнялось 14 лет. В 1831 году он, уже извест­ный поэт, написал знаменитое стихотворение «Перед гробницею святой»:

Перед гробницею святой
Стою с поникшею главой.
Всё спит кругом. Одни лампады
Во мраке храма золотят
Столпов гранитные громады
И их знамён нависший ряд.
Под ними спит сей властелин,
Сей идол северных дружин,
Маститый страж страны державной,
Смиритель всех её врагов,
Сей остальной из стаи славной
Екатерининских орлов.
В твоём гробу восторг живёт!
Он русский глас нам издаёт.
Он нам твердит о той године,
Когда народной веры глас
Воззвал к святой твоей седине:
"Иди, спасай!" Ты встал - и спас...

 


Жизнь и военные подвиги Генерал-Фельдмаршала, Светлейшего Князя Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова-Смоленскаго. С описанием родословной его фамилии, портретом и с планом Бородинского сражения. С присовокуплением говоренного слова архимандритом Филаретом при погребении тела Его Светлости в присутствии Их Императорских Высочеств. Санкт-Петербург: В типо­графии Военного министерства, 1813. 1 л. фронтиспис - гравированный портрет М. И. Кутузова (под изображением: «Грав. <ировал> <Е. М.>Кудреков (Кудряков). 1813»), 1 л. титульный, 396 с., 2 л. - выполненные гравёром Андреем Михайловичем Шелковниковым (1788-1840-е) «План позиции при селе Бородине близ города Можайска 1812 года августа 26» и «План осады Измаила». В цельнокожаном пере­плёте времени издания. На корешке золототиснёный орнамент, в верхней части ярлык красной кожи с тиснённым золотом заглавием: «Жизнь Кутузова». 21х12,5 см. Цензурное разрешение от 6 июня 1813 года. В тексте читательские пометы простым карандашом.

Previous Article Сын отечества (1813 год)
Next Article Анекдоты достопримечательнейших происшествий, случившихся в течение нынешней войны с французами (1813 год)
Print
1518 Rate this article:
No rating

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Copyright [2016-2024] by Bibliohronika Terms Of Use Privacy Statement
Back To Top