Жизнь киргизских степей (1865 год)
Бронислас Залеский
В середине XIX века обширные пустынные земли от реки Урал до предгорий Тянь-Шаня на востоке, до Аральского моря на юге и до границ Тобольской губернии на севере географы называли киргизскими степями, а кочевавшие по ним племена - киргиз-кайсаками. В наши дни эти территории поделены между Россией и Казахстаном, на них обнаружены колоссальные залежи нефти. Но ещё полтора столетия назад Российская империя ссылала сюда своих политически неблагонадёжных граждан. Одним из них оказался поляк Бронислас Залеский.
Шляхтич, уроженец Минской губернии, Залеский получил домашнее воспитание. В 1837 году поступил на историко-филологический факультет Дерптского университета, но вскоре оказался оттуда исключён за участие в тайном студенческом обществе. После двухлетнего пребывания в тюрьме, где находился на положении подследственного, был выслан под надзор полиции в Чернигов. В 1842 году окончил Харьковский университет. По окончании ссылки, в 1845 году, поселился в Вильно. Горячий сторонник идеи польской независимости, Залеский вновь принял участие в работе антиправительственного кружка, был вторично арестован и приговорён к отправке рядовым в линейные батальоны Отдельного Оренбургского корпуса.
Здесь, «в киргизских степях», Залеский прослужил с 1848 по 1856 год. Рядовой, унтер-офицер и, наконец, прапорщик 2-го (Оренбург), 4-го (Ак-Мечеть), 7-го (Златоуст) и 9-го (Богословский завод) линейных батальонов - таковы этапы воинской карьеры сосланного польского повстанца в Российской армии. Унтер-офицером он стал за «отлично-усердную» службу во время Каратауской экспедиции по разведке месторождений каменного угля (где, кстати, провёл три месяца в одной палатке с другим ссыльным - Т. Г. Шевченко), эполеты прапорщика получил за отличие под Ак-Мечетью. Однако не только личная храбрость выделяла Залеского среди его сослуживцев в глазах начальства. Как «умеющий рисовать», он принял участие в нескольких научных экспедициях, выполнял поручения начальства по составлению географических карт и «гидрографических видов берегов Аральского моря».
Как человек образованный, знающий литературу, осуществлял закупки книг и составлял каталог библиотеки при канцелярии Оренбургского и Самарского генерал-губернатора (в ту пору эту должность занимал просвещённый либерал знакомый Пушкина В. А. Перовский). Наконец, 12 июня 1856 года прошение Залеского об отставке было удовлетворено, и он смог вернуться на родину. Некоторое время служил в комиссии по подготовке крестьянской реформы. В 1860 году получил заграничный отпуск и более в Россию не возвратился. Живя в Европе, сотрудничал в польской эмигрантской прессе, по мере сил помогал антироссийскому освободительному движению, в частности закупал оружие для повстанцев Литвы и Белоруссии. Умер 60 лет от туберкулёза во Франции, в Ментоне.
Сегодня в России и на Украине Залеского чаще всего вспоминают как друга и адресата писем Шевченко, выполнявшего роль «связного» между опальным поэтом и ссыльными в Оренбурге, Уфе, Ак-Мечети, Богословске. Однако для европейских этнографов Залеский прежде всего - автор альбома офортов «Жизнь киргизских степей», изданного им в Париже в 1865 году. История этого изумительного по красоте издания подробно описывается в авторском предисловии: «Страницы, которые я сегодня представляю на суд публики, не являются ни историческим исследованием, ни этнографическим очерком, ни заметками туриста. Сосланный в эти удалённые места, я провёл в них девять долгих лет и имел возможность пересечь необъятные пространства вдоль и поперёк: несколько раз пешком, чаще -верхом на лошади. В это время рисование превратилось для меня в нечто большее, чем просто развлечение. Часы, когда я держал в руках карандаш, были для меня самыми счастливыми, временем предельной концентрации, забвения горестей и печалей. Невидимая связь возникала между мной и природой; я брал у неё уроки, и, когда мне доводилось проводить многие дни в одном и том же месте, я ощущал себя частицей необъятной пустыни и, оглядывая горизонт, линию которого нарушали лишь несколько одиноких скал, учился находить в этой картине особую неповторимую красоту».
«Кибитка киргиза», «Киргизская женщина», «Могила киргиза», «Меловая гора», «Сад в Мангышлаке» - каждый офорт представляет из себя отдельный сюжет, а вся серия в совокупности являет величественную панораму природы киргизских степей и очерки быта народов, их заселявших. Сюжетную целостность изображений дополняют авторские комментарии, лаконичные, но образные, остроумные и наполненные меткими наблюдениями. Вот одно из них: ««Киргиз необычайно любит поговорить. Кажется, его вопросам не будет конца, если только сам он не является владетельным князем или старшим в племени. В этом случае он почитает себя обязанным сохранять важный вид и не вступать с незнакомцем в долгие разговоры; отвечает односложно или же после долгой паузы выдавливает из себя отдельные предложения. Он непрерывно обращается к толмачу, заставляя переводить ему каждое слово, и должно пройти какое-то время, чтобы он превратился в простого смертного, а позднее даже в друга, «кунака» заезжего иностранца, и только тогда тому будет позволено вести с ним долгие, пространные беседы».
Альбом «Жизнь киргизских степей» не остался незамеченным в России. На страницах «Известий Императорского Русского географического общества» появилась рецензия известного востоковеда Василия Григорьева, за несколько лет перед тем встречавшегося с Залеским в Оренбурге. Поэтому, говоря о его офортах, рецензент со знанием дела мог утверждать, что «природа киргизских степей и жизнь киргизов отражены на них в полном соответствии с действительностью. Фантазия художника не прибавила и не убавила ни малейшей детали: карандаш и штихель Залеского с удивительной точностью представляют бескрайние пустынные равнины, на которых нет иных строений, кроме кладбищ, иной красоты, кроме голых известняковых скал и болот, поросших камышом». Особо отметил Григорьев тексты, сопровождающие офорты: «Тихой печалью веет от всех описаний и рассказов автора. Не могло быть иначе: ведь нелегко найти радость среди монотонной степной природы и в настрое духа, в котором находился пишущий».
Экземпляр книги, представленный в Библиохронике, интересен тем, что принадлежал литератору Владимиру Дмитриевичу Яковлеву (1817-1884). Воспитанник Императорской Академии художеств и Главного педагогического института, Яковлев преподавал в нескольких уездных и приходских училищах, перебрался в Петербург, некоторое время состоял корректором «Санкт-Петербургских ведомостей», а затем оставил и эту службу, чтобы целиком посвятить себя литературе. Его стихи, рассказы, повести, путевые очерки и критические статьи печатались в «Отечественных записках», «Библиотеке для чтения», «Современнике», а позднее в «Русском слове», «Светоче», «Сыне Отечества» и др. В 1860 году Яковлев ослеп и в течение двадцати четырёх лет, до самой смерти, не вставал с постели, живя на пенсию от Общества пособия бедным литераторам.
В своё время Яковлев приобрёл широкую известность путевыми заметками об Италии, так что книга о путешествиях ссыльного поляка по отдалённым территориям Российской империи должна была привлечь его пристальное внимание.
Описываемый экземпляр иллюминован, находится в превосходном состоянии и, несомненно, является замечательной книжной редкостью.
Залеский Бронислас [Zaleski Bronislas; 1820-1880]
La vie des steppes kirghizes. Descriptions, recits et contes. Texte et illustrations a I'eau-forte par Bronislas Zaleski. Paris: J.-B. Vasseur, Libraire-editeur, 36, rue du Petit-Lion, 36, 1865. [Жизнь киргизских степей: Описания, рассказы, сказки. Текст и иллюстрации, выполненные в технике офорта, Бронисласа Залеского. Париж: Ж.-Б. Вассёр, Книготорговец-издатель, ул. Пти-Лион, 36, 1865.] 1 л. гравированный фронтиспис, 21 л. офорты, иллюминованные от руки акварелью: 1. Une Kibitka ou tente Kirghize; 2. Interieur d'une Kibitka; 3. Femmes Kirghizes; 4. L'Arbre venere des Kirghizes; 5. l'Irghiz; 6. Un tombeau Kirghise; 7. Le Lac Djalangatch; 8. Le mont d'Ayrouk; 9. Oust-Ourt; 10. Baie de Novopietrowsk; 11. Le rocher du moine; 12. Le jardin de Manghichlak; 13. Un ravin au Manghichlak; 14. Khanga-Baba; 15. Vallee d'Apazir; 16. Cimetiere d'Agaspeyar; 17. Le czir Kala; 18. Tombeau d'un sainton Kirghize; 19. Montagnes de craie; 20. Les monts Aktau; 21. Cimetiere de Dolmapa; [11] c. В издательском полукожаном переплёте. На корешке золототиснёные имя автора и заглавие, продольные полосы золотого тиснения. В центре верхней крышки золототиснёные имя автора и заглавие. По углам крышек узорчатые «углы» слепого тиснения. Форзацы бумаги «павлинье перо». Тройной золотой обрез. 31,5х42 см. На переднем форзаце экслибрис: «Из библиотеки Владимира Дмитриевича Яковлева» и ярлык «Papeterie. Impression. Lipinski. 9. Rue de Sully, Paris». [«Бумажная фабрика, печать Липинского. 9, ул. Сюлли, Париж».] Офорты проложены папиросной бумагой.