Завещание и последние дни жизни императора Николая Первого (1856 год) Описание погребения блаженной памяти императора Николая I-го: Текст и альбом (1856 год)
Дмитрий Блудов
Трудно представить себе более печальный конец царствования, чем последние полтора года правления императора Николая I. Монарх, претендовавший на главенствующую роль в политической жизни Старого Света, гордившийся тем, что поднял свою страну на невиданные доселе высоты могущества и процветания, бессильно наблюдал разрушение властной вертикали, над созданием которой неустанно трудился почти три десятилетия. Его армия, крупнейшая в Европе, считавшаяся им непобедимой, терпела поражение за поражением от шестидесятитысячного сборного экспедиционного корпуса, высадившегося в Крыму и успешно воевавшего вдали от своих коммуникаций. А выпестованная им имперская бюрократическая машина, идеальная, как казалось ему самому, не могла обеспечить русские войска самым необходимым на собственной территории. Для императора это было не военное поражение, а крах выстроенной им государственной системы.
По мнению людей, близких ко Двору, именно неослабевающее внутреннее напряжение за год с небольшим источило железное здоровье Николая I. Его сердце перестало биться 18 февраля 1855 года. Согласно официальной версии, причиной смерти стала пневмония. Дочь поэта, фрейлина А. Ф. Тютчева, имевшая возможность увидеть императора сразу после кончины, так описала поразившую её картину: «Он лежал поперёк комнаты на очень простой железной кровати. Голова покоилась на зелёной кожаной подушке, а вместо одеяла на нём лежала солдатская шинель. Казалось, смерть настигла его среди лишений военного лагеря, а не в роскоши пышного дворца. Всё, что окружало его, дышало самой строгой простотой, начиная от обстановки и кончая дырявыми туфлями у подножия кровати».
Умиравший в ясном сознании, Николай дал подробные распоряжения касательно собственных похорон. По свидетельству одного из придворных, «он сам назначил в нижнем этаже Зимнего дворца залу, в которой должно было поставить гробницу с его смертными останками, и место для могилы в Петропавловском соборе; требовал, чтобы погребение его было совершено с наименьшею, по возможности, роскошью: без пышного катафалка, без великолепных в зале и церкви убранств, избегая излишних для казны и, следственно, для народа издержек».
Прощание в Зимнем дворце продолжалось девять дней. Ясным зимним утром 27 февраля гроб с телом императора перевезли в Петропавловский собор, куда был открыт доступ народу. Похороны состоялись 6 марта.
Все крупные русские периодические издания в течение всего этого времени публиковали подробные отчёты о ходе болезни, кончине, прощании, переносе праха и захоронении «в бозе почившего» монарха. Некоторые из них, например «Русский художественный листок», подготовили специальные иллюстрированные выпуски, целиком посвященные траурным событиям.
Библиохроника представляет два издания, посвящённые смерти и захоронению Николая I. Прежде всего, это крайне редкий альбом с раскрашенными от руки литографиями, которые изображают траурный кортеж, сопровождавший гроб с телом Николая I из Зимнего дворца в Петропавловский собор. К альбому отдельной книжицей прилагается «Описание погребения» (существовали идентичные брошюры на русском и французском языках). Издал их Фердинанд Михайлович Беллизар, содержатель французского книжного магазина, снабжавший новинками европейской литературы ещё Пушкина. На протяжении нескольких десятилетий Беллизар выпускал «Revue etrangere» и «Journal de Saint-Petersbourg» - лучшие в России франкоязычные журнал и газету.
Однако по сравнению с протокольным языком «Описания», куда более выразительным комментарием к помещённым в альбоме литографиям могут послужить воспоминания участника похоронной процессии Д. Н. Блудова, представленные в Библиохронике отдельным изданием 1856 года. Один из основателей литературного общества «Арзамас», приятельствовавший с И. И. Дмитриевым, В. А. Жуковским, Н. М. Карамзиным, К. Н. Батюшковым, А. С. Пушкиным, Блудов в николаевскую эпоху сделал блистательную карьеру: был делопроизводителем в Следственной комиссии по делу декабристов, товарищем министра народного просвещения, министром внутренних дел, министром юстиции, главноуправляющим II отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, членом Государственного совета. Его записки о кончине и погребении Николая I вышли в середине 1855 года отдельной брошюрой в государственной типографии с пометкой: «Печатано с Высочайшего соизволения». Они неоднократно переиздавались, а вскоре их перевели на основные европейские языки. Таким образом, перед нами свидетельство очевидца, прошедшее августейшую цензуру. Блудов повествует: «Печальный звон колоколов не перестаёт оглушать воздух. На улицах тесною толпою стекается любопытный, но скромный народ: кортеж начал своё медленное и мерное шествие. Впереди его едет верхом церемониймейстер и даёт направление шествию. Проходят хоры музыки, эскадроны кавалерии, роты гвардии, конюшенные, офицеры, придворные лакеи, скороходы, камер-лакеи, пажи с их офицерами. Это первое отделение кортежа. Следующее за ним, как и все остальные, открывается особым церемониймейстером. Вот знамя Императорской фамилии и военное. Эти знамёна опущены. Эта лошадь под богатою попоною, ведомая двумя штаб-офицерами, беспокойно бьёт ногою землю и, кажется, спрашивает, почему не несёт она на себе своего обычного Всадника? За нею следуют гербовые знамёна областей, составляющих обширную Русскую Империю. Я насчитал их более сорока. Вот рыцарь в золотых латах, с обнажённым мечом, верхом на лошади, покрытый роскошным чепраком; за ним пеший латник в чёрных латах, с обнажённым мечом, опущенным вниз. Сколько трогательного в этой аллегории: кто не узнает в ней жизни и смерти, радости и горя, торжества и печали. Далее несут гербы... Далее следуют все государственные сословия, представляемые их депутатами; цехи общества, правительственные места, учебные заведения, министерства, Сенат, Государственный совет. Кортеж продолжает шествие. Мимо нас проходят два взвода Кавалергардского Её Величества полка в золотых касках. Вот иностранные ордена Императора, несённые на золотых глазетовых подушках. Их тридцать четыре. Вот ордена русские, короны царств и областей, присоединённых к России. За ними следуют государственные регалии: Держава, Скипетр и Императорская Корона... Вот торжественное шествие духовной процессии: певчие, дьяконы и протодьяконы, священники, архимандриты, архиепископы и Преосвященный митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский, придворные певчие, придворные протодьяконы, священники со святыми иконами и за ними духовник покойного государя. За духовною процессиею следует печальная колесница, обитая серебряною парчою с высоким балдахином из той же материи. Широкий гробовой покров - из золотой парчи: он весь усеян русскими орлами и по краям обшит горностаем. Четыре генерал-адъютанта окружают гроб, стоя на ступеньках печальной колесницы, запряжённой восемью лошадьми под богатыми попонами. Генерал-адъютанты и генерал-майоры Свиты Его Величества поддерживают покров; на обе стороны печальной колесницы шестьдесят пажей несут зажжённые факелы, красное колеблющееся пламя которых бросает чудный отблеск на печальное шествие. За печальной колесницею величественно шествует Император - сын благочестивый и преданный, провожающий гроб обожаемого отца своего... Является и проезжает ряд траурных карет: нужно ли именовать членов августейшего семейства! Проходят отряды пешей и конной гвардии с крепом, развевающимся на касках и рукоятках сабель... Кортеж останавливался перед всеми церквами, находившимися на его пути: над гробом Императора совершалась лития, и снова совершалось торжественное шествие при похоронных звуках колоколов, печальных раскатах барабанов и стечении народа, теснившегося на пути процессии. Прошед мимо Первого кадетского корпуса, кортеж перешёл Неву, по улицам старого Петербурга достигнул крепости и Петропавловского собора. Под священные своды этого собора вступает теперь великий монарх, чтобы величием Престола облечь величие могилы».
Другая свидетельница прощального обряда, А. Ф. Тютчева, на следующий день после похорон записала: «Вчера состоялось погребение. Было очень грустно, но после того как в течение долгих трёх недель присутствуешь при суете, царящей вокруг бедного покойного денно и нощно, испытываешь чувство облегчения за него при мысли, что он обрёл наконец последнее пристанище».
[Блудов Дмитрий Николаевич (1785-1864)]
Завещание и последние дни жизни императора Николая Первого. Москва: В типографии А. Евреинова, 1856. 48 с. Во владельческом тканевом переплёте второй половины XIX века. 19х12 см. На титульном л. владельческая надпись «орешковыми» чернилами. Описание погребения блаженной памяти императора Николая I-го, с присовокуплением исторического очерка погребений царей и императоров всероссийских и некоторых других европейских государей. (С 47 рисунками). Санкт-Петербург: В Типографии «Journal de Saint-Petersbourg» Фердинанда Беллизара, 1856. [1], 129, Х с. Во владельческом тканевом переплёте второй половины XIX века со следами реставрации ХХ века. На передней крышке вытиснен вензель «N I» под императорской короной в обрамлении цепи ордена Св. Андрея Первозванного. 22,5х13,5 см.
Description des funerailles de feu I'Empereur Nicolas I, de glorieuse memoire, precedee d'un apergu historique sur les funerailles des tsars et des empereurs de toutes les Russies et de quelques autres souverains europeens. Planches. Saint-Petersbourg: Imprimerie du «Journal de Saint-Petersbourg» (Fd Bellisard), 1856. [Описание погребения блаженной памяти императора Николая I-го, с присовокуплением исторического очерка погребений царей и императоров всероссийских и некоторых других европейских государей. (С 47 рисунками): Иллюстрации. Санкт-Петербург: Типография «Journal de Saint-Petersbourg» (Ф<ердинан>да Беллизара]), 1856 - фр. ] 47 (XLVII) разворотов (94 л.) литографий, иллюминованных от руки акварелью. В составном переплёте времени издания. Крышки оклеены чёрным коленкором. На передней крышке вытиснен вензель «NI» под императорской короной в обрамлении цепи ордена Св. Андрея Первозванного. На корешке чёрной кожи тиснёные инициалы императора под короной в обрамлении орнамента. Форзацы красного муара. Тройной чёрный обрез. 25,5х34 см. На переднем форзаце экслибрис библиотеки императрицы Александры Фёдоровны. На обороте свободного л. переднего форзаца экслибрис собрания А. А. и С. А. Венгеровых. На титульном л. штемпель библиотеки Николаевской инженерной академии и училища. Литографии рисовались на камне К. Гессем и печатались в литографическом заведении А. Петерсена.
Александра Фёдоровна (урождённая принцесса Фридерика-Шарлотта-Вильгельмина Прусская; 1798-1860) - жена императора Николая I, императрица российская. Большая часть её библиотеки - 9046 томов на русском, немецком, французском, итальянском и др. языках - в 1862 году передана сыновьями, великими князьями Николаем и Михаилом, в Румянцевский музей. Николаевская инженерная академия создана в 1820 году по инициативе тогда ещё великого князя Николая Павловича для образования инженерных, сапёрных и пионерных офицеров, находилась под его особым патронажем. В 1855 году, в память основателя, стала называться Николаевской. Известно, что книги из императорских библиотек нередко передавались в учебные заведения, находившиеся под особым покровительством того или иного члена августейшей семьи. Судя по всему, перед нами именно такой случай.