Записки охотника (1852 год)
Иван Тургенев
Первыи из рассказов, составивших «записки охотника», — «Хорь и Калиныч» — напечатал журнал «Современник» в начале 1847 года. Его успех убедил уехавшего тогда за границу Тургенева продолжить работу, и в течение следующих пяти лет читатели журнала могли знакомиться с новыми очерками писателя о быте, нравах и характерах крестьян и мелкопоместного дворянства. Отдельное издание «Записок охотника» появилось в 1852 году, ознаменовав собой завершение периода ученичества автора, мучительной неуверенности в своих силах и обретение индивидуального творческого почерка.
Звеном, связующим самостоятельные повествования, Тургенев не случайно выбрал фигуру охотника. Он сам был страстным охотником, прекрасно разбирался в ружьях. Достоинства и недостатки всех пород охотничьих собак были ему известны досконально. Летом и осенью 1846 года, живя в Спасском, будущий автор «Записок охотника» исходил с ружьём Орловскую, Курскую и Тульскую губернии. В 1852 году Тургенев по просьбе издателей «Современника» написал рецензию на «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» С.Т. Аксакова, где не только и не столько давал оценку рассматриваемому сочинению, сколько дополнял его собственными знаниями и наблюдениями.
Особое отношение автора к охоте и к людям, которым знакома эта страсть, в «Записках охотника» заметно сразу. Достаточно вспомнить начало «Хоря и Калиныча»: «В качестве охотника посещая Жиздринский уезд, сошёлся я в поле и познакомился с одним калужским мелким помещиком Полу-тыкиным, страстным охотником и, следовательно, отличным человеком».
Появлению отдельного издания «Записок охотника» сопутствовали драматические обстоятельства жизни Тургенева. Ещё в 1850 году, проведя три года с супругами Виардо в Германии и Франции, писатель вернулся в Россию. Вскоре после выхода «Записок охотника» он был арестован и через некоторое время выслан в родовое Спасское-Лутовиново Орловской гуоернии. Формальной причиной ареста явилось опубликованное в «Московских ведомостях» письмо Тургенева по поводу смерти Гоголя, ранее не пропущенное петербургской цензурой. Неудовольствие властей вызвало также заграничное общение писателя с А.И. Герценом и М.А. Бакуниным. Сам Тургенев в «Автобиографии», написанной от третьего лица, так объяснял причины своей опалы: «Незначительный перерыв в занятиях произошёл лишь в 1852 году, когда, по поводу напечатания его статьи о кончине Гоголя, или, говоря точнее, вследствие появления отдельного издания «Записок охотника», И.С. был посажен на месяц в полицейский дом, а потом отправлен на жительство в деревню, из которой он возвратился только в 1854 году».
Первое издание «Записок охотника» ценно само по себе. Экземпляр же, представленный в Хронике, содержит ещё и дарственную надпись: «Анне Захаровне Островской в знак искреннего уважения и преданности от автора». А.З. Островская -родственница друга Тургенева, переводчика и сотрудника «Отечественных записок» Н.Н. Тютчева. Имя Островской часто упоминается в письмах Тургенева, просившего своих корреспондентов передать Анне Захаровне его новые книги.
Обе части описываемого экземпляра «Записок охотника» заключены в один цельнокожаный переплёт, на верхней крышке которого вытеснены дворянская корона и владельческие инициалы: «А.О.».
Тургенев Иван Сергеевич (1818-1883)
Записки охотника. [В 2-х частях.] Москва, в Университетской типографии, 1852. 4.1.314, [2] с. 4.2.310, [2] с. В одном цельнокожаном переплёте. На верхней крышке орнаментальные рамки блинтового тиснения, в центре тиснены инициалы владельца под дворянской короной: «А.О.». На корешке золототиснёные заглавие и геометрические рамки. Форзацы белого муара. 20,6x13,2 см. На первом л. дарственная надпись И.С. Тургенева орешковыми чернилами: «Анне Захаровне Островской в знак искреннего уважения и преданности от автора».