Знаменитые русские девушки (1909 год)
Виктор Русаков
«На стороне мужчины всегда находились сила, власть и неоцененное право мучить по своему благоусмотрению подчиненную, безответную и, сравнительно с ним, слабую спутницу... - писал в 1861 г. критик Д.И. Писарев (1840-1868) в статье «Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева и Гончарова». - Женщина у нас знает несравненно меньше, чем мужчина, изнежена несравненно больше и также несравненно больше мужчины сдавлена контролем общественного мнения... Много ли у нас таких людей, которые способны заговорить с женщиною по-человечески? а из тех людей, которые на это способны, много ли таких, которые достойны этого?.. Что сделает женщина, если она будет развиваться наравне с мужчиною? - это вопрос великий и покуда неразрешимый».
В 1859-1904 гг. женщины в России боролись, во-первых, за профессиональную занятость и, следовательно, экономическую независимость, а во-вторых - за доступ к высшему образованию. Модель поведения уже существовала на Западе, необычному явлению присвоили название «феминизм».
В 1862 г. организована первая женская трудовая ассоциация - «Общество женского труда». В 1863 г. учреждена женская издательская артель. С 1864 г. в Петербурге открылся первый магазин женских рукоделий - владелицей и работницами, естественно, были исключительно дамы.
Тем не менее, при разработке университетского устава в 1863 г., на запрос Министерства народного просвещения, могут ли женщины быть допускаемы к слушанию лекций совместно со студентами, к испытанию на ученые степени и какими правами, в случае выдержанна испытания, они должны пользоваться, советы московского и дерптского университетов дали резко отрицательный ответ. И хотя другие университеты не были столь категоричны, никакого решения по этому вопросу так и не приняли. И русские девушки устремлялись учиться за границу. Только в конце 1860-х гг. появились курсы, где женщины наравне с мужчинами могли слушать лекции. Однако завершать образование им приходилось за рубежом - в основном, в Германии и Цюрихе (в последнем из 1200 иностранных студенток в 1860-1900 гг. более 700 составляли русские). Но и после этого найти работу было очень сложно.
Все нараставшее на Западе и в России женское движение находило отражение в прессе и книгоиздании. Чутко улавливающее интересы покупателей издательство М.О. Вольфа (1825-1883) в 1909 г. выпустило сборник «Знаменитые русские девушки», составленный Виктором Русаковым. «Существует довольно много книг, в которых собраны сведения о юношах, ставших впоследствии знаменитыми, - писал автор в предисловии. - Но подобных книг о девушках, прославленных впоследствии в качестве выдающихся женщин, до сих пор не было. И в особенности не было и нет книги, в которой были бы собраны такие сведения о знаменитых русских девушках».
Пятнадцать коротких очерков рассказывают о тех моментах, когда «в юных жизнях уже проявлялись проблески либо выдающегося дарования, либо замечательного трудолюбия, либо необыкновенной любви к той или другой области деятельности».
Открывает книгу рассказ о Софье Васильевне Ковалевской (1850-1891), внесшей в математику целый ряд новых идей, новых мыслей, новых теорий, которые после ее смерти разработали другие математики.
Прасковья Григорьевна Лупалова (1784-1809), прославившаяся тем, что спасла отца, придя пешком с одним рублем из Сибири в Петербург. Император, «во внимание к добродетели дочери», дозволил сосланному Лупалову возвратиться в Елизаветград.
Кавалерист-девица Надежда Андреевна Дурова (1783-1866), переодетая мужчиной, служила в Коннопольском уланском полку, участвовала в войне 1812 года, в военных действиях под Модлином, Гомбургом и Гарбургом ив1816г. с чином штабс-ротмистра вышла в отставку. Она оставила «Записки Кавалерист-Девицы», удостоившиеся похвалы от А.С. Пушкина (1799-1837).
Графиня Евдокия Петровна Ростопчина (1811-1858) приобрела громкую известность как поэтесса, даже В.Г. Белинский (1811-1848) находил, что ее муза «не чужда поэтических вдохновений, дышащих не одним умом, но и глубоким чувством».
Рано скончавшаяся от чахотки Мария Константиновна Башкирцева (1858-1884) прославилась как талантливая художница и автор дневника, изданного и переведенного на многие языки. Кроме того, она играла на рояле, цитре, мандолине, органе, арфе, гитаре, прекрасно пела, танцевала. Она оставила 150 картин, 200 рисунков, несколько скульптур и акварелей. Ее картины приобретены французскими национальными музеями.
Ульяну Устиновну Осорьину (1530-1604) православная церковь причислила к лику святых за помощь бедным: «Главная заслуга Иулиании состояла в необыкновенной скромности и нежелании, чтобы знали об ее добрых делах».
Поэтесса и переводчица Елизавета Борисовна Кульман (1808-1825) самостоятельно овладела к четырнадцати годам французским, немецким, итальянским, латинским, церковнославянским, древнегреческим, английским, испанским, португальским языками. Она свободно переводила с одного языка на другой, писала оригинальные стихотворения по-русски и по-немецки.
Первая сестра милосердия Дарья Лаврентьевна Михайлова (1836-1892) во время Крымской войны одиннадцать месяцев провела в лазаретах и перевязочных.
Певица Дарья Михайловна Леонова (1829-1896) известна тем, что «стала ученицею Глинки, единственною его ученицею, которой он сам указал, как он желает, чтобы исполнялась партия Вани». Д.М. Леонова признается первой русской национальной певицей-артисткой.
Бывшая подруга Екатерины II (1729-1796), оказавшая императрице помощь при восшествии на престол, Екатерина Романовна Дашкова (1743 или 1744-1810) занимала пост директора петербургской Академии наук.
Анна Николаевна Есипова (1851-1914), пианисткаи профессор Санкт-Петербургской консерватории, получила признание в Европе, а затем достигла огромной славы и в Америке как одна из самых знаменитых пианисток в мире.
С помощью таланта и упорного труда Пелагея Антиповна Стрепетова (1850-1903), начавшая с роли крестьянской девушки, выносящей поднос со стаканами, добилась «славы одной из замечательнейших русских актрис».
Елизавета Семеновна Уранова-Сандунова (1772/1776-1826). прозванная Екатериной Великой «планетой Уран», что нашло отражение в фамилии актрисы, за 33 года исполнила 320 ролей, «восхищая своих слушателей и замечательным голосом и удивительною игрою. Особенный успех она имела в русских операх и из русской народной жизни».
Писательница, поэтесса и романистка Юлия Валериановна Жадовская (1824-1883) родилась без левой руки и с двух лет осталась без матери. Собрание ее сочинений составляет девять томов, «и до сих пор во всех сборниках стихотворений русских поэтов встречаются ее задушевные стихи».
Судьба была благосклонна к Екатерине Александровне Сумароковой (1746-1797).
Дочь издателя журнала «Трудолюбивая Пчела» и директора первого петербургского театра А.П. Сумарокова (1717-1777) и супруга писателя и драматурга Я.Б. Княжнина (1740 или 1742-1791) не написала «правда, ни одного крупного, выдающегося произведения, тем не менее нельзя не вспомнить об этой первой русской писательнице, ставшей писательницей уже в ранние, девичьи годы».
Автор этих поучительных очерков, писавший под псевдонимом Виктора Русакова, - Сигизмунд Феликсович Либрович (1855— 1918), литератор, более сорока лет прослуживший в издательстве М.О. Вольфа. Среди биографических очерков, принадлежащих его перу, - «Русские Колумбы и Робинзоны» (1903), «Русские изобретатели» (1906), «Русские первенцы» (1908).
Либрович Сигизмунд Феликсович (1855-1918). Знаменитые русские девушки: Биогр. очерки Виктора Русакова. С портретами и рисунками. Санкт-Петербург; Москва: Т-во М.0. Вольф, [1909] (Санкт-Петербург). 96 с.: ил.