Избранник Божий. Историческая повесть начала XVII века (1899 год)
Пётр Полевой
«Литератор должен быть не только талантлив, но и уметь работать», - любил часто повторять Пётр Николаевич Полевой (1839-1902), журналист, художественный критик, историк литературы, беллетрист. Младший сын известного литературного критика и журналиста Николая Алексеевича Полевого (1796-1846) обучался в Ларинской петербургской гимназии, затем - на историко-филологическом факультете Петербургского университета. В 1861 г. П. Н. Полевой окончил университет и женился на дочери потомственного дворянина Софье Мавриной, которая скончалась через десять лет, в 1871 г., оставив Полевому четырех детей.
Защитив магистерскую диссертацию в 1864 г. (получившую отрицательный отзыв оппонента), П. Н. Полевой стал приват-доцентом Петербургского университета по кафедре русского языка и литературы, в следующем году - приват-доцентом Новороссийского университета (Одесса). В 1865 г. он отказался от защиты докторской диссертации «Исторические очерки средневековой драмы» из-за негативного отношения к ней ряда ученых и специалистов. В 1871 г. он возвратился в Петербург и, оставив научную карьеру, занялся исключительно литературным трудом.
«Полевой был действительно на редкость усидчивым, прилежным и при том несомненно талантливым, широко образованным литератором, но вместе с тем и удивительным неудачником, по крайней мере в первое десятилетие своей литературной деятельности», - отмечал писатель, историк С. Ф. Либрович (1855-1918).
Первые его стихи появились в журнале «Шахерезада» еще в 1858 г. Позднее он публиковался в журналах «Рассвет», «Подснежник», «Иллюстрация». С 1864 г., в течение нескольких лет, Полевой вел рубрику «Литературные новости» в «Санкт-Петербургских ведомостях». В Одессе печатался в газете «Одесский вестник». Тогда же им была написана биография У. Шекспира.
Многие художественные издания Полевого имели успех. Пользовалась популярностью его «Учебная русская хрестоматия с толкованиями» (1869-1872), «Народные сказания» (1871), «История русской литературы в очерках и биографиях» (1872). Последняя книга вызвала неоднозначную реакцию критики: отмечали отсутствие «какой бы то ни было основной идеи», «искажение исторической действительности» и одновременно оценили способность автора «избегать рутинного схоластического тона».
В 1874 г. вышли «Народные русские сказки», в 1879-1880 гг. - «Очерки русской истории в памятниках быта» и другие издания, нравившиеся читателям. Современники отмечали также заслуги Полевого как автора ценного учебника истории литературы, изданного им с портретами, рисунками, факсимиле автографов (1871), как составителя сборника стихотворений «Родные отголоски» (1881).
Однако «рискованная предприимчивость, при полном отсутствии практичности и уменья сводить концы с концами приводила его к тому, что он всю жизнь путался в долгах, доходя порой до потери всякого кредита», - вспоминал критик, историк литературы А. М. Скабичевский (1838-1911).
Полевой не мог найти постоянной работы ни в одном крупном газетном или журнальном издательстве. «Издания же его - с внешней стороны буквально великолепные - несмотря на сочувствие, которое они встречали среди всех любителей изящных книг, не окупались и, в конце концов, разорили литератора-издателя» (С. Ф. Либрович).
Полевой постепенно продал права на все свои издания, но не смог покрыть долги и в начале 1880-х гг. оказался без средств к существованию и с приговором суда о выселении из квартиры за неплатежи.
В таком положении П. Н. Полевой в 1881 г. обратился к издателю М. О. Вольфу (1825-1883) с просьбой снабдить его капиталом в 15-20 тысяч рублей на приобретение прогоравшего журнала «Живописное Обозрение». Вольф отказал, объяснив Полевому, что «новая Ваша затея будет так же великолепна, как Ваши издания, но даст такие же плачевные результаты, как и раньше», однако предложил ему место «заведующего русскими изданиями», с обязательным условием - «быть лишь исполнителем планов своего патрона и отказаться от мысли играть какую-либо самостоятельную роль в отношении издательских предприятий».
Полевой с радостью принял предложение и тут же переехал с детьми в квартиру в доме Вольфа. «Из-за низких потолков он никак не мог поместить своих огромных книжных шкапов, наполненных большею частью редкими, дорогими книгами, приобретенными еще тогда, когда он не думал, что придется ему ютиться в трех маленьких, тесных комнатах на задворках у издателя» (С. Ф. Либрович).
Тот же мемуарист вспоминал, что Полевой очень тяготился своей скромной ролью у М. О. Вольфа и мечтал о самостоятельной деятельности. «В промежутках между работами, - жаловался П. Н. Полевой, - приходилось, конечно, принимать всех тех, кто приходил к Вольфу по делам литературным, и, надо сказать правду, эта часть моей обязанности была для меня особенно неприятна и надоедлива, потому что я не мог терять много времени на разговоры, а многие из приходивших литературных работников, переводчиков и переводчиц были замечательно словоохотливы».
В конце 1882 г. Полевой, наконец, нашел человека, который ссудил его деньгами для покупки прав на «Живописное обозрение», и покинул Вольфа «к великой его, - как пишет Полевой, - досаде и огорчению». Через несколько лет новое предприятие потерпело крах, как и предсказывал Маврикий Осипович. На этот раз неудачливого предпринимателя выручил издатель А. Ф. Маркс (1838-1904), предложивший ему работу в журнале «Нива».
Со второй половины 1880-х годов Полевой обратился к исторической беллетристике. Свет увидели романы и повести «Братья-соперники» (1890), «Где Бог и правда?» (1892), «Корень зла» (1893), о которых критики писали, что «характеры исторических лиц или современны нам по складу своего мышления и по сложности переживаний, или идеализированы в духе школы».
Книги Полевого иллюстрировались известными художниками - Н. С. Самокишем (1860-1944), Н. Н. Каразиным (1842-1908). В 1899 г. напечатана историческая повесть начала XVII века «Избранник Божий» (переизданная в 1911 г), посвященная избранию на царство царя Михаила Федоровича. Иллюстрации к ней создал художник-передвижник, исторический и жанровый живописец К. В. Лебедев (18521916) (им же были оформлены и другие книги П. Н. Полевого - «Отголоски старины», «Исторические рассказы и повести», пересказы новгородских былин и др.).
Клавдий Васильевич Лебедев, действительный член Академии художеств, происходил из семьи церковного живописца, обучался в Строгановском училище, позже в Училище живописи, ваяния и зодчества у В. Г. Перова (1833-1882). Ближайшим другом и сподвижником его был художник Владимир Маковский (1846-1920).
Значительная часть творчества Лебедева пришлась на 1880-е гг., период увлечения художников русской историей, историческим жанром. Лебедев изучал древнерусские костюмы, утварь, обстановку XVI-XVII вв. За картину «Выход боярышни из церкви» (1881) он получил Большую серебряную медаль. Среди его полотен - «Боярская свадьба» (1883), «Царь Иван IV Грозный, просящий игумена Кирилла благословить его в монахи» (1898). Критик В. В. Стасов (1824-1906) отмечал, что в работе Лебедева особенно привлекательны «типы и характеры, превосходно понятые и выраженные». Художник К. А. Савицкий (1844-1905) в письме В. М. Васнецову писал, что «большие вещи можно ждать от Лебедева» (1888). За живописное полотно «Смерть царя Федора Алексеевича» (1897) его удостоили звания академика.
Главным делом жизни художника стала роспись Вознесенского собора в г. Ельце, возведенного по проекту К. А. Тона (1794-1881). За шесть лет работы Лебедев получил тридцать пять тысяч рублей, обеспечивших ему материальную независимость.
С 1880-х гг. художник обратился к иллюстрированию книг - например, оформил некоторые рассказы из «Записок охотника» И. С. Тургенева. Его же кисти принадлежат некоторые картины в роскошном издании Н. И. Кутепова (1851-1907) «Великокняжеская, Царская и Императорская охота на Руси». Вместе с ним над иллюстративным рядом книги работали И. Репин, В. Серов, А. Рябушкин.
Повесть «Избранник Божий» напечатана в типографии А. Бенке, на форзаце стоит штамп книжного магазина «Товарищества О. Вольф, поставщика Двора Его Императорского Величества».
Полевой, Петр Николаевич (1839-1902)
Избранник Божий. Историческая повесть начала XVII века. Сочинение П. Н. Полевого. С 12-ю автотипиями по оригинальным рисункам художника К. В. Лебедева. СПб.: Издание А. Ф. Девриена, 1899. 162, 6 с. 25,3х16,8 см.