История города Елабуги (1871 год)
Иван Шишкин
Язык доверительного разговора, подкреплён обширной историографией: правдив, точен и очаровательно прост «дар потомству» - рассказ старожила о судьбе родного города Елабуги. Сегодня этот славный город является архитектурным и художественным музеем-заповедником, бережно хранящим память обо всех известных людях и порой трагических событиях, сформировавших его особую атмосферу. Расположен он недалеко от Казани, посреди зеленого раздолья, точно в том месте, где река Тойма впадает в реку Каму. Прямо перед ним «раскинуты луга с озерами», справа высится высокая гора, «налево - обширный сосновый лес».
Эпически просторна история этого места, её начало нарисовано племенами волжских булгар, крепостями и легендами о драконах и других мифических созданиях. Ещё за 512 лет до н.э. разорил и выжег булгарский город Бряхимов (старинное название Елабуги) гнавшийся за скифами персидский царь Дарий. В несколько более поздние времена здесь же находилась часть торгово-караванной дороги, тянущейся из центральных районов Волжской Булгарин до Ледовитого океана. Ав 1164 году Елабуга и ещё пять соседних городов по реке Волге и Каме (в числе которых был город Василь (см. сюжет № 47 настоящего тома)) были взяты русским князем Андреем Боголюбским. Это событие ознаменовало чудесное видение от иконы Владимирской Божьей матери в русском стане, а память о былых временах хранит сегодня одинокая башня, стоящая в так называемом «Чертовом городище» окрест современного города, - одна из четырех башен крепости, построенных булгарами.
Интересно, что город, «будучи богаче других и слывя славным», ставший впоследствии одним из центров русского православия, поражающим панорамой церквей, слыл поначалу «рассадником» нечистых сил и шаманов. Вероятнее всего этот феномен был связан с его неоднократными разорениями. Автор цитирует отрывок из местной летописи: «в оставленных жителями Бряхимова каменных опустелых зданиях, поросших кустарником и березами, поселились гады, идольские жрецы и божество их - змий»; далее приводится интересный факт: «Капище жрецов стояло у самой подошвы горы, и они при таком положении реки Камы не упустили случая воспользоваться частым разбиением судов. Плаватели приписывали несчастные случаи волшебству жрецов... это наводило такой страх, что все они, не исключая и христиан, приносили жрецам жертвы».
При Иване Грозном близ места, называвшегося в книге Большого чертежа «город чертов Елабуга Тож» было основано село Трёхсвятское, ставшее впоследствии современной Елабугой.
В 1780 году приказом императрицы Екатерины II Елабуга становится уездным городом Вятской губернии и, несмотря на статус, - вскоре первым во многих отношениях. В XIX веке здесь заработал первый в России химический завод, а благодаря купеческим средствам город занял место в десятке первых городов России, в которых было проведено электрическое освещение и водопровод. Автор очерка с гордостью отмечает: «вода приятная и здоровая, проведена трубами из открытых вблизи города родников в устроенные в городе бассейны». Средствами благотворителей (в городе даже был создан специальный «Благотворительный граждан И. И. и Д.И. Стахеевых комитет») сформировался и отличающийся цельностью по сей день архитектурный облик города, построены не только особняки, но и храмы, больницы, образовательные учреждения, образующие широкие улицы и четкие прямоугольные кварталы.
Но не только внешним обликом, не купечеством и даже не благотворительностью известен современному человеку этот город. История любого уголка страны - это, в первую очередь, история каждого отдельного связанного с ним человека. Не каждый может сегодня проявить эрудицию своим знанием географического местоположения Елабуги и не у каждого в голове сформирован её социокультурный образ, но у многих современных людей это название ассоциируется в первую очередь с именем Марины Ивановны Цветаевой. Именно здесь, в 1941 году поэтесса провела последние 12 дней своей жизни. Именно здесь она делила с сыном Муром (Георгием Эфроном) тесную комнатушку в избе с видом на собор Покрова Божьей Матери, что по улице Малой Покровской. Рядом с ней не было ни родных, ни дорогих ей людей, кроме сына. Муж Сергей Эфрон и дочь Ариадна находились в тюрьме, а сестра Анастасия - в лагере... Именно здесь 31 августа поэтесса покончила с собой. Перед уходом из жизни она оставила 3 предсмертные записки, одна из которых была адресована сыну: «Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але - если увидишь - что любила их до последней минуты». Теперь уже не важно, что привело поэтессу к такому поступку, а важно другое - табличка с крестом на Елабужском кладбище, установленная позже её сестрой: «В этой стороне кладбища похоронена Марина Ивановна Цветаева» и, несмотря ни на что, отслуженная здесь в конце XX века панихида.
Трагична история и другого русского литератора, связанная с этим городом. В. Г. Короленко выступал здесь с октября по июнь 1895 г. в качестве защитника семерых крестьян-удмуртов по «мултанскому делу»: предполагаемым участникам его вменялось в обвинение ритуальное убийство с целью жертвоприношения некоего нищего - Матюнина. Сфабрикованное дело предавалось широкой огласке, и не только писатель, но и лучшие юристы отстояли тогда «за бесплатно» невиновность всех подсудимых. Писатель был оторван от семьи на протяжении всего периода судебных тяжб, ценой его отсутствия, отчасти, стала смерть по причине тяжёлой болезни его дочери - Лёли. Это случилось за несколько дней до успешного окончания слушаний, девочке не было года.
Но... переместимся ещё дальше в прошлое: в начале XIX века здесь жила первая в истории России кавалерист-девица, или женщина-офицер, Н.А. Дурова. В 23 года она уходит из дома, переодевается в мужское платье и, нарекшись Александром Дуровым, вступает в казачий полк. Дурова участвовала во многих сражениях, но самое знаменательное из них, пожалуй, - Бородинское, которое, как известно, произошло во время Отечественной войны 1812 года. После, уйдя в отставку, кавалерист-девица переезжает в Елабугу, куда её брат назначается городничим. Здесь она проводит последние 25 лет своей жизни и пишет знаменитые записки, высоко оцененные А. С. Пушкиным и опубликованные им в «Современнике».
Ну а возвращаясь снова к сведениям, приводимым в книге, скажем следующее: здесь родился и часто работал русский пейзажист Иван Иванович Шишкин. «Кстати, один из природных наших граждан получил звание академика», - отмечается здесь. «Его произведения и в особенности пейзажи лесов получили известность и ценятся любителями изящного». Интересно привести здесь несколько фактов: знаменитый художник происходит родом из городской династии колокололитейщиков, из нее же происходит и автор очерка, Иван Васильевич Шишкин - отец художника.
Был этот город и родиной известного советского психоневролога В.М. Бехтерева, посещал его химик Д.И. Менделеев, русские писатели А.Н. Толстой и Б.Л. Пастернак и многие другие личности, известные сегодня всей России. Имена людей и судеб, увиденных им, город увековечил в многочисленных «домах-музеях» и бронзовых бюстах. Вот так, красивый и величественный внешне, а местами печальный, по духу «Чертов город Елабуга Тож» или «славный город Елабуга» - как ни назови, является сегодня своеобразной «жемчужиной» Татарстана.
Шишкин Иван Васильевич (1792-1882)
История города Елабуги. Составил Ив. Шишкин на память добрым и благотворительным моим согражданам. Москва: Синодальная типография, 1871.54 с. 25x15,5 см.