Search

 Гоппе Виктор. Стихотворный человек

Thursday, November 21, 2024

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

К Читателю

К Читателю

Авторское вступление к второму тому "Библиохроники" в серии "В некотором царстве..."

Времена не выбирают - В них живут и умирают.
А. Кушнер

В Чёрных горах есть огромная пещера. И в пещере этой лежит книга, исписанная до половины. К ней никто не прикасается, но страница за страницей прибавляется к написанным прежде. Прибавляется каждый день Кто пишет? Мир... А заглянувший в эту книгу однажды не успокоится вовеки..
Евгений Шварц. «Дракон»

История подобна волшебной книге, описанной Е. Шварцем в сказке «Дракон»: каждый день, каждый час, каждая минута остав­ляют на её страницах свои записи - даты, события, имена...

Библиохроника - это попытка прочитать Книгу российской истории при помощи книг рукотворных, книг, созданных людьми.

Два года минули с той поры, когда Читателю был предложен первый выпуск Библиохроники («В некотором царстве... Библиохроника. 1550-1975»; Москва: «Русский раритет», 2004), представившей хронологию российской жизни за четыре столетия - от середины XVI до конца ХХ века.

Главной особенностью Библиохроники, по замыслу авторов-составителей, являлось именно то обстоятельство, что в качестве главного героя, судьба которого отражала важнейшие этапы российской истории, была выбрана Книга в самом широком смысле этого слова.

Как показывает мировой издательский опыт, хронологический ряд исторических событий может быть построен на базе самых разнообразных явлений или предметов - от зарождения и гибели галактик, планет или империй до автомобилей, почтовых открыток и иных атрибутов повседневного обихода. Использование же Книги в качестве такового субъекта нам неизвестно. Поэтому работа над Библио-хроникой стала для нас своего рода экспериментом.

Мы выбрали Книгу как символ накопленного человечеством интеллектуального и нравственного богатства. Это в полной мере касается России.

По отзывам читателей первого выпуска, цели, которые мы поставили перед собой, были достигнуты. В той или иной степени оказались отражены аспекты:

  • исторический, когда внимание уделялось событиям внешней и внутренней обстановки в государстве в период создания книги;
  • просветительский (сведения об авторах и читательские отклики на их сочинения);
  • библиографический (история издательств и типографий, цезурные препоны, бытование описываемого экземпляра в антикварно-букинистическом мире);
  • оформительский, раскрывающий роль художников-иллюстраторов и переплётчиков в подготовке изданий.

Выход книги «В некотором царстве...» (Читатель, обрати внимание на многоточие!) не только вызвал позитивную реакцию как в России, так и за рубежом (в Германии, Франции, Англии, США), но и утвердил в сознании книголюбов новый термин - «библиохроника».

Богатство и разнообразие «оформительских» и «иллюстративных» одежд, облачающих тщательно подобранные книжные «модели», позволили представить Читателю своего рода ретроспективу книжной моды. Каждый смог найти в Библиохронике то, что его интересовало: историческую или библиографическую справку, рассказ о литераторе или художнике, описание экслибриса или переплёта. Подтекстом же, а скорее «затекстом» (термин замечательного русского поэта трагической судьбы - Н. Рубцова) для этого книжного дефиле послужила История - ещё один полноправный герой нашего издания.

Так или иначе, но выход в свет первого выпуска Библиохроники стимулировал развитие задуманной идеи по нескольким направлениям:

  • «подтягивание» к перворазрядным (во всех отношениях) книгам многих замечательных произведений русской издательской продукции, которые в силу тех или иных причин оставались мало известными не только широкой публике, но даже специалистам;
  • усиление акцента на время, эпоху, что должно позволить Читателю получить более полное представление о различных отрезках российской истории.

Попытавшись реализовать эти принципы в настоящем, втором, выпуске Библиохроники, авторский коллектив решил на этом не останавливаться. Так возник проект «Три века», работа над которым уже началась.

Внешне идея проекта крайне проста - последние три столетия российской истории «получат» свои тома. Таким образом, рассказы о книгах, людях и событиях XVIII, XIX и XX веков начнут дополнять друг друга, гораздо более полно реализуя главную идею Библиохро-ники - рассказать о Времени и о стране, для которой, как сказал поэт, «что ни век, то век железный».

Ограничивая временные интервалы последующих томов «вековыми» отрезками, мы исходили из того, что, согласно одному из фундаментальных законов гидродинамики, «чем меньше диаметр сосуда, тем, при прочих равных условиях, больше давление на его стенки». Роль «диаметра», в данном случае, как раз и играет временной интервал (век), а «давления» - концентрация внимания Читателя на событиях и явлениях российской жизни, имевших место быть именно на этом историческом отрезке.

При анализе отзывов Читателей, уже ознакомившихся с Библио-хроникой, выяснилось, что значительный интерес вызывает (и усиливает впечатление от текста) изобразительный ряд, для большинства ранее недоступный, а потому незнакомый. Иными словами, подавляющему большинству наших собеседников, из тех, кто с удовлетворением отзывался о прочитанном и увиденном, был совершенно неизвестен внешний вид приведённых книг, а тем более, приведённый там иллюстративный материал, в частности графика XVII-XVIII веков. Таким же откровением для многих явились владельческие и оформительские особенности экземпляров (экслибрисы и суперэкслибрисы, автографы, подписи-посвящения и множество других деталей). К нашему удивлению, это касалось даже книг, выпущенных изрядными тиражами.

Эти наблюдения привели авторов-составителей к мысли резко увеличить объём помещаемого изобразительного материала. Поэтому структура второго тома, сохраняя прежнюю «идеологию» (хронологический принцип, занимательность изложения и достоверность фактов), существенно изменилась в пользу изобразительного материала. Таким образом, многие описания теперь занимают два разворота, количество иллюстраций и их размер возросли.

Важнейшей отличительной чертой Библиохроники, о чём уже говорилось в предисловии к первому выпуску, является то, что все представленные в ней книги происходят из частных коллекций.

Настоящее собирательство - это всегда страсть. В 1922 году известный искусствовед и коллекционер А.А. Сидоров вписал в альбом своего друга, знаменитого библиографа и собирателя В.Я. Адарюкова, изящный триолет собственного сочинения:

Кто собираний ведал страсть? -
И ты, и я, и мы с тобою.
Я от того судьбы не скрою,
Кто собираний ведал страсть:
Его несбыточной мечтою
Нездешняя сковала власть -
Кто собираний ведал страсть -
Тебя, меня и нас с тобою...

(Альбом В.Я. Адарюкова был любезно предоставлен М.В. Сеславинским.)

Библиохроника свидетельствует, что страсть к собирательству не ослабла и в наши дни. За каждой представленной здесь книгой стоит своя история поисков, ожиданий, разочарований и удач. А ещё Библио-хроника является лучшим доказательством благотворности этой страсти, без которой десятки и сотни тысяч ценнейших памятников истории и культуры попросту погибли бы в годы революций, войн, в эпоху безвременья.

И, наконец, говоря об уже вышедших и только ещё готовящихся томах Библиохроники, хотелось бы повторить старую мысль о неизменности всего быстротекущего и изменчивого. К подобным явлениям относятся, безусловно, и человеческие отношения.

Не так давно актёр Олег Басилашвили на вопрос о его работе над ролью Воланда в экранизации романа М.А. Булгакова ответил гениально просто: «Это роман не столько о Мастере и Маргарите, сколько о Воланде, который прожил на свете многие тысячелетия, понимая, что человечество неисправимо...»

Человечество, действительно, неисправимо: в своих взаимоотношениях (по вертикали, горизонтали и другим геометрическим конфигурациям), а главное - в ощущениях. Эта мысль, не раз в той или иной форме высказывавшаяся на протяжении веков, в значительной степени определила характер очерков, помещённых в Библиохронике.

Хотелось бы отметить, что для второго выпуска книги «В некотором царстве...» Алексей и Сергей Венгеровы предоставили значительную часть исходных материалов, а Вера и Алексей Невские вместе с авторами замысла превратились в неотъемлемую творческую силу Библиохроники.

Оформил книгу Эдуард Козлов - человек исключительного трудолюбия и добросовестности.

Особую благодарность хотелось бы выразить Светлане Ивановне Невской, взявшей на себя незаметный внешне, но очень затратный по времени и силам труд редактора и корректора.

Что касается искренней признательности многочисленным любителям книги, демонстрировавшим нам свою заинтересованность в выпуске последующих томов Библиохроники, то их список столь значителен, что потеряла смысл идея персонально указывать всех поимённо. Всем им низкий поклон.

Вместе с тем, хотелось бы выделить тех участников подготовки проекта, без которых он, скорее всего, не был бы реализован. Огромная благодарность за терпимость и снисходительность Марине Венгеро-вой, Николаю Гандрабуру, Павлу Гусеву, Владимиру Енишерлову, Светлане Ивановой, Марине Кузьминой, Ольге Постниковой, Михаилу Сеславинскому, Павлу Хорошилову, Марии Чапкиной.

Заранее благодарны всем за будущие замечания, советы и уточнения.

Итак, уважаемый Читатель, второй выпуск книги «В некотором царстве... Библиохроника» в Твоих руках. Стало быть, в Твоих руках и приговор...

Previous Article Вместо эпилога
Next Article Описание нового восточного путешествия (1647 год)
Print
1460 Rate this article:
No rating

Documents to download

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Copyright [2016-2024] by Bibliohronika Terms Of Use Privacy Statement
Back To Top