Москва и жизнь в ней накануне нашествия 1812 года (1912 год)
Николай Матвеев
Поставив одной из главных целей русского похода 1812 года покорение Москвы, Наполеон был уверен, что захват исторической столицы России – «первопрестольного града», ставшего к началу XIX столетия средоточием святынь русского народа, – положит конец всей кампании. Известно, что в беседе с французским послом в Варшаве графом Домиником де Прадтом он говорил: «Я иду в Москву и в одно или два сражения всё кончу». Императору Франции также приписывают слова: «Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги. Если я овладею Петербургом, я возьму её за голову. Заняв Москву, я поражу её в сердце». Надежды великого полководца не оправдались: пребывание в Москве стало началом конца Великой армии.
Однако нашествие французов не прошло бесследно и для Москвы. Покинутый жителями, разграбленный неприятелем, потерявший в огне большую часть построек город неузнаваемо изменился. Перемены эти коснулись не только его внешнего облика, но и самого городского уклада. Появились даже определения: Москва до- и послепожарная. Как раз Москве «допожарной» и посвятил свою книгу «Москва и жизнь в ней накануне нашествия 1812 года» писатель, художник и фотограф Н. С. Матвеев.
Выходец из купеческой среды, сын художника-любителя Николай Сергеевич Матвеев закончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у Е. С. Сорокина и В. Г. Перова. За успехи был дважды награждён малыми серебряными медалями. В 1901 году вступил в Московское общество любителей художеств. Вскоре П. М. Третьяков приобрёл для своей галереи его полотно «Сумерки». Матвеев – один из учредителей Общества исторической живописи, автор живописных полотен на исторические сюжеты, таких как «Король прусский Фридрих Вильгельм III с сыновьями благодарит Москву за спасение его государства», «Против воли постриженная» и др. Его ценили и с ним дружили многие выдающиеся художники, например И. Е. Репин и В. И. Суриков (суриковский портрет Матвеева ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее).
Помимо живописи, Николай Сергеевич увлекался фотографией. В 1890 году вышла книга с его фотоиллюстрациями «Москва – храм России, а Кремль – алтарь этого храма». Как фотограф он также участвовал в альбоме «Поездки императора Николая II по городам России и за рубеж».
Будучи человеком разносторонних интересов, Матвеев не был чужд сочинительству: состоял художественным критиком в газете «Русский листок», выпустил книгу «100 картин русских художников» (Москва, 1904–1905).
Все его дарования в полной мере проявились в дни празднования столетнего юбилея Отечественной войны. В Вязьме тогда был открыт выполненный по проекту Матвеева памятник Перновскому гренадерскому полку, особо отличившемуся в сражении под Вязьмой 22 октября 1812 года. Живописные работы Николая Сергеевича вошли в альбом «За Веру, Царя и Отечество. Отечественная война 1812 года в картинах». Однако, вероятно, самым весомым вкладом в юбилейные торжества стала составленная им книга «Москва и жизнь в ней накануне нашествия 1812 года».
В этом труде чувствуется глаз и школа мастера исторической живописи, в основе которой лежит многоплановая реконструкция с достоверно воспроизведёнными сюжетом, героями, деталями быта. Книга Матвеева – та же реконструкция, тот же исторический портрет, но не человека, а города: «Каменных домов в Москве до пожара значилось 9158, более 65 000 было деревянных. Число жителей – 251 700. Церквей и часовен насчитывали до 1600. Замащивание Москвы шло очень туго: оставались не замощёнными к 1812 году даже крупные пространства центральных площадей и улиц… За исключением Кремля и церквей, почти вся Москва была деревянной… Ни тротуаров, ни бульваров. Наряду с великолепными дворцами – бедные деревянные домишки, превосходные сады и обширные огороды чуть не в центре города. Особенно восхищало обилие церквей: больших и малых архитектуры самой своеобразной. Строгий блюститель отечественных правил и нравов жил рядом с “русским парижанином” или страстным последователем лондонских обычаев… Роскошь уживалась рядом с самой крайней нищетой и убожеством: щёголь в башмаках, одетый по последней моде, искусно перескакивающий с камня на камень, и нищий на ступеньках Красного крыльца с котомкою под головой, спокойно спящий у подножия царских палат, не зная даже, кому они принадлежат… Столица без двора, Москва жила самобытною и самостоятельною жизнью… Свободно, по-барски жить и свободно говорить, разумеется о правительстве, стало исключительным обычаем знатной барской Москвы. Коренные москвичи называли её “столицей российского дворянства”… Столичная жизнь развивалась широко, по европейскому образцу, но нередко лучшие из благ цивилизованной жизни были для большинства просто модой. Она распространялась одинаково и на искусство, и на рыжих лошадей с проточинами на лбу… Настоящая русская жизнь сохранялась в среднем и низшем сословии: там старательно придерживались дедовских обычаев. Большой двор завален сором и дровами. Позади – огород с овощами. У дома – подъезд с перилами. В прихожей – толпа слуг оборванных, грубых и полупьяных. Комнаты без обоев, стулья без подушек, по стенам – большие и малые картины домашнего маляра. В столовой накрыт стол, на котором стоят щи, каша в горшках, грибы, бутылки с квасом. Хозяин в тулупе, хозяйка в салопе, с одной стороны сидят приходской поп, школьный учитель и шут, с другой – толпа детей, старуха-колдунья, мадам и гувернёр из немцев. Это – дом старого москвича, удалившегося от прелестей и шума полуевропейской жизни столицы и замкнувшегося в своей среде».
Московские обеды и ужины, трактиры и модные лавки, богомолья и кулачные бои, театры и газеты, вельможи и чиновники, полицейские и юродивые – перед нами энциклопедия жизни старой российской столицы с 1800 по 1812 год. Последняя глава книги посвящена отступлению через город частей русской армии и исходу из него москвичей. Автор заканчивает рассказ цитатой из знаменитых мемуаров французского генерала графа Филиппа-Поля де Сегюра, описавшего чувства, которые при первом взгляде на Москву вместе с ним, без сомнения, разделяла вся Великая армия – от солдат до маршалов: «Было около двух часов пополудни. Тысячами различных цветов блистал этот огромный город. При этом зрелище войсками овладела радость, они остановились и закричали: “Москва! Москва!” Так кричат моряки “земля! земля!” после долгого и мучительного плавания. При виде этого позлащённого города, этого величественного средоточия, где соединялись роскошь, нравы и искусства двух лучших частей света, Европы и Азии, мы остановились в гордом созерцании. Настал наконец день нашей славы, в наших воспоминаниях он должен был сделаться лучшим, блестящим днём нашей жизни… Мы говорили себе: вот обещанный предел наших трудов, наконец-то мы остановимся».
Такая концовка книги оправдана: в то самое время, когда граф де Сегюр любовался величественной панорамой, а отряды наполеоновской армии через Дорогомиловскую заставу входили в покинутый обитателями город, в разных его кварталах уже начинался тот самый пожар, который за несколько дней не только истребит в огне бoльшую часть московских строений, но и обратит в дым грандиозные планы французского императора. «Допожарная» Москва доживала последние часы…
Н. С. Матвеев использовал в своей работе воспоминания и письма Ф. В. Ростопчина, Т. П. Пасек, К. К. Павловой, И. М. Снегирёва, С. П. Жихарева, К. А. Полевого, Д. П. Бутурлина, К. Н. Батюшкова, Ф. Ф. Вигеля, М. А. Дмитриева, А. Т. Болотова, П. А. Каратыгина и др. Тексты удачно подобраны и к месту процитированы, что выгодно отличает труд Матвеева от многочисленных компиляций, появившихся в то же самое время. Книга прекрасно проиллюстрирована. Основу изобразительного ряда составляют воспроизведения с гравюр и литографий первой четверти XIX века, однако на последней странице воспроизведён рисунок самого Матвеева – «Пожар Москвы».
Активная художническая и литературная деятельность Н. С. Матвеева продолжалась до Октябрьской революции. О дальнейшей его судьбе известно сравнительно немного. В 1918 году он входил в состав Комиссии по охране памятников и художественных сокровищ при Совете рабочих и солдатских депутатов. В последние годы жизни занимался реставрацией живописи.
Матвеев Николай Сергеевич (1855–1939)
Москва и жизнь в ней накануне нашествия 1812 года. Москва: [Типо-литография Товарищества «И.П. Кушнерёв и Ко»”], 1912. 254 с., иллюстрации, [1 с.] – реклама изданий на книжном складе Товарищества «И.П. Кушнерёв и Ко». В переплёте начала XXI века, имитирующем переплёты конца XIX века, с сохранением издательских печатных обложек. Крышки оклеены бумагой «павлиний хвост». На корешке с бинтами золототиснёные орнамент, заглавие и суперэкслибрис: «А. и С. В.» (Алексей и Сергей Венгеровы). 23х16,5 см. На передней издательской обложке владельческая надпись коричневыми чернилами: «Кон. <стантин> Вас.<ильевич> Григорьев».