Ода на коронование Николая Павловича (1826 год)
Александр Васильев
День коронования Николая I 22 августа 1826 года приверженцы императора ождали с нетерпением. Внутриполитическая ситуация, связанная с отречением великого князя Константина Павловича и восстанием на Сенатской площади, настоятельно требовала церковного освящения монаршей власти как подтверждения её неоспоримой законности. Предполагалось также, что пышные коронационные торжества не только ещё более возвеличат государя в глазах народа, но и сгладят мрачные воспоминания о казни пятерых зачинщиков декабрьского мятежа.
Современники по-разному оценивали настроения общества накануне и во время коронации. Управляющий только что созданным III отделением М. Я. фон Фок доносил своему начальнику графу А. Х. Бенкендорфу: «Общее внимание обращено на Москву. Все заняты одною мыслью - коронациею; так что чем больше приближается тот момент, когда посланный со счастливою вестью должен явиться, тем меньше думают о чём-нибудь другом... Общественное настроение никогда ещё не было так хорошо, как в настоящее время... Нравственная сила правительства так велика, что ничто не может противостоять ей. Это до такой степени справедливо, что если бы злонамеренные вздумали теперь явиться в роли непризнанных пророков, то были бы жестоко освистаны». Спокойствие и беззаботную весёлость молодёжи подтверждал сам граф А. Х. Бенкендорф в частном письме к новороссийскому генерал-губернатору и наместнику Бессарабского края графу М. С. Воронцову:
«Все оживлены. Радость берёт своё и вымещает обиду за потерянные для неё годы. Молодёжь вернулась к танцам и уже гораздо меньше занята организацией государства, политикой двух миров и мистикой». Совсем иначе воспринимал Москву 1826 года 20-летний «архивный юноша», член «Общества любомудрия» А. И. Кошелев, впоследствии известный славянофил и автор мемуаров «Мои записки»: «Вслед за этим известием <о казни декабристов> пришло другое: о назначении дня коронования императора Николая Павловича. Его въезд в Москву, самая коронация, балы придворные, а равно балы у иностранных послов и у некоторых московских вельможей - всё происходило под тяжким впечатлением совершившихся казней. Весьма многие остались у себя в деревнях; и принимали участие в упомянутых торжествах только люди, к тому обязанные по службе. Император был чрезвычайно мрачен; вид его производил на всех отталкивающее действие; будущее являлось более чем грустным и тревожным».
При всей сложности прихода к власти Николая I традиция разного рода коронационных «подношений» не нарушалась. По-прежнему сочинялись оды, гимны, кантаты, военные марши в честь императора (об издании «Двух военных маршей» Ж.-Л. Лоди рассказывалось во второй книге Библиохроники). Самым ярким откликом на восшествие на престол Николая I явились «Стансы» А.С. Пушкина, вызвавшие негативную реакцию в окружении поэта. В списке поздравительных изданий оказалась и «Ода на всерадостный день священнейшего коронования государя императора Николая Павловича», отпечатанная в Москве, в типографии П. Кузнецова. Об авторе оды Александре Степановиче Васильеве известно, что он служил лекарем при Святейшем Синоде и что в 1827 году он выпустил в свет сборник своих стихотворений.
Помимо витиеватого титульного названия, ода имела ещё напечатанное на отдельном листе посвящение: «Его императорскому величеству всемилостивейшему государю императору Николаю Павловичу. Всеподданнейшее приношение от верноподданнейшего Александра Васильева». Написанное вполне гладкими четверостишиями, это небольшое произведение состояло, в основном, из привычных клише, вроде «солнца росска трона» и «зари блаженства». Особенным диссонансом с реальным обликом Николая I, внешним и внутренним, звучало определение «ангел в порфире». По закону жанра автор стихотворения выражал уверенность, что новый государь, дав обещание быть отцом народа, «в клятве сей пребудет твёрд» и что правосудие и милосердие станут неотъемлемыми чертами его царствия. В конце оды содержалось пожелание императору «небесной премудрости», «беспрерывного блаженства» и жизни «до самых поздних лет».
Не отличаясь глубиной мыслей и силой поэтического дарования, «Ода на коронование Николая Павловича» может служить одновременно и документом эпохи, отразившим «мнение народное» о новом государе, и ярким примером массового бытования одической поэзии.
[Васильев Александр Степанович]
Ода на всерадостный день священнейшего коронования государя императора Николая Павловича. Москва.: В Типографии П. Кузнецова. 1826. [2], 4 с. В красном картонажном переплёте с орнаментальной тиснёной рамкой на крышках. Форзацы зелёной бумаги. 23х19,5 см. На заднем форзаце штемпель магазина № 40 Ленкниготорга с пометой о приобретении 17 января 1956 года.