О шахматной игре (1821 год)
Иван Бутримов
Точные сведения о путях проникновения шахмат в Россию отсутствуют. Одни историки считают, что они пришли на Русь во время татарского нашествия. По мнению других, появлением этой игры русские обязаны тевтонским рыцарям. Как бы то ни было, и многочисленные археологические находки, и свидетельства путешественников-иностранцев говорят о широкой популярности «шахматной забавы» среди «московитов». Шахматами увлекались Иван IV (утверждают, что грозный царь умер за шахматной доской), Борис Годунов, Пётр Великий, Г.А. Потёмкин... «Шахматы настолько распространены в России, - писал в XVIII столетии англичанин Уильям Кокс, -что во время нашего пребывания в Москве мне почти не приходилось бывать в обществе, где бы гости не были заняты этим развлечением».
Французские эмигранты, спасавшиеся на просторах Российской империи от ужасов террора Великой революции, принесли во дворцы и особняки своих гостеприимных хозяев моду на различные карточные игры, оттеснившие увлечение шахматами. Тем не менее, и у этой древнейшей из известных нам игр в России оставалось немало почитателей. Подтверждением тому служит книга действительного статского советника И.А. Бутримова «О шахматной игре», поступившая на прилавки книжных магазинов Санкт-Петербурга в феврале 1821 года. Эпиграфом к своему сочинению автор выбрал слова немецкого литератора К.М. Виланда (1733-1813): «Могут ли игры быть недостойны нашего внимания? За ними проводим мы своё время, ими веселимся в младенчестве и украшаем остаток жизни нашей».
В предисловии Бутримов так описал причины, побудившие его взяться за перо: «После того, как являются у нас новые издания об играх в карты, фанты и проч., можно надеяться, что описание шахматной игры, как бы оно несовершенно ни было, будучи ещё почти первое в отечественном языке, найдёт читателей, желающих узнать о предмете, изъяснение которого на иностранных языках доведено до совершенства классических сочинений. Не распространяясь в похвалах сей игре, превозносимой многими прозою и стихами, я ограничусь только указанием, во-первых, на то, что она есть одна из тех немногих игр, в которых счастие нимало не участвует, но всё зависит от рассуждения и предусмотрительности, а потому играть в неё и без денег очень занимательно, и во-вторых, что шахматы издавна составляют любимую забаву славнейших людей: военных, видящих в сей игре науку войны, и мудрецов, находящих её достойною ума своего».
Книга открывается извлечением из статьи Виланда «О происхождении игры в шахматы», перепечатанной из журнала «Российский музеум» за 1815 год: «Греки переняли шахматную игру у персиян, а персияне присваивают её изобретение не себе, а индийцам, от которых приняли её во время Великого Хозроя, т.е. в половине VI века. Китайцы, утверждая то же, относят и начало игры к тому же времени».
Затем идёт описание шахматной доски, перечень фигур и правила пользования ими. Например: «Царём называется в сей игре фигура столь важная, что от участи её и конец игры зависит. Он как будто обязан наблюдать за всеми движениями обеих армий, посылая для действия отряды своих войск, даже в середину неприятеля, сам же остаётся почти неподвижен, но если почтёт за нужное, может в какую угодно сторону занять близлежащее место (разумея, если оно порожнее или занято неприятельскою фигурою, которую без вреда себе взять может), но отнюдь не далее. Впрочем, он может зайти даже на линию неприятельских офицеров, только постепенно, равномерным шагом, переступая с одного места на другое, по прямым и косвенным линиям (когда не будет иметь в том препятствий)».
Далее следует глава, о которой сказано, что она может «назваться в некотором отношении самоучителем шахматной игры». Завершают том лучшие игры великого Филидора и «рассмотрение девяти лучших классических сочинений о шахматной игре».
Книга Бутримова стала первым отечественным пособием по шахматам, что не преминул отметить рецензент, опубликовавший небольшую заметку в журнале «Благонамеренный»: «Наконец, и на русском языке появился полный курс шахматной игры. Не будучи знатоками сего дела, мы не берёмся и судить о нём: по крайней мере, скажем, что издатель этой книги во всяком случае заслуживает благодарности своих соотечественников, ибо изо всех игр сия только, кажется, и не была описана».
В 1824 году в Петербурге выйдет объёмистый труд талантливого шахматиста А.Д. Петрова «Шахматная игра, приведённая в систематический порядок». Он заложит основу русской шахматной школы, которая столетие спустя станет величайшей шахматной школой мира.
Однако не следует забывать, что первой русской шахматной книжкой является скромное «пособие для начинающих» Ивана Александровича Бутримова.
[Бутримов Иван Александрович (1782-1851)]
О шахматной игре. Санкт-Петербург: Печатано в Сенатской типографии, 1821. 1 л. - посвящение, [10], 11, [3], 214, [4] с. с таблицами, чертежами, [6] л. иллюстраций, чертежей. Гравированный фронтиспис - изображение шахматной доски и фигур. Комбинированный полукожаный переплёт: корешок первой трети XIX века с золотым орнаментальным тиснением и золототиснёным заглавием: «О шахматной игре». Крышки переплёта оклеены «мраморной бумагой» второй половины XIX века; бумага форзацев - того же времени. 21,5х12,5 см. На свободном л. переднего форзаца надпись чёрными чернилами: «Разрешаю иметь сию книгу юнкеру Власию Ива-сюру. Капитан 1 взвода 4 роты шт.<абс>- капитан [неразборчиво]». Ниже - чёрными чернилами: «Книга принадлежит Кушниковой Вере уч. <енице> II кл.<асса> ш.<колы > II с. <тупени> № 1». В нижней части титульного л. владельческая надпись фиолетовыми чернилами: «Кушниковой». В тексте многочисленные читательские пометы. Книга имеет посвящение «господину тайному советнику, сенатору и кавалеру Дмитрию Осиповичу Баранову». Баранов Д.О. (1773-1834) - участник «Беседы любителей русского слова», активно сотрудничал в периодических изданиях конца XVIII - начала XIX века; в 1826 г. являлся членом Верховного суда над декабристами; общался со многими известными литераторами, например, сообщил А.С. Пушкину ряд сведений о Г.Р. Державине для «Истории Пугачёва».