«Памятная книжка» на 1850 год
Вращаясь между людьми всякого звания, я всегда примечал, что лишь те из них вполне благополучны, кои держат себя в довольном от наук расстоянии.
М.Е. Салтыков-Щедрин, «Дневник провинциала в Петербурге», 1872 г.
Первая в истории фотография звезды. Исключение из университетских программ в России философии. Геополитическая схватка европейских держав вокруг Гроба Господня в Иерусалиме. Художник Айвазовский написал свою знаменитую картину «Девятый вал». Наконец, открытие «высшего закона среди законов природы». Год, по всем признакам, далеко не ординарный. Вот только предсказать это, как водится, никто не сумел.
В 1850 году немецкий физик-теоретик Рудольф Клаузиус сформулировал второе начало термодинамики. Формулировка Клаузиуса звучит довольно-таки незамысловато, банально даже: невозможен процесс, единственным результатом которого была бы передача тепла от менее нагретого тела к более нагретому. Другими словами, второе начало устанавливает направленность процессов в природе. На этом Клаузиус не остановился. В этом же году он вводит понятие внутренней энергии, а чуть позже - понятие энтропии и устанавливает ее возрастание для необратимых процессов.
Последствия осознания этой очевидной вроде бы, истины были колоссальными - и физические, и социальные, и философские. Например, такое: если Вселенная - закрытая система, то она движется к своей тепловой смерти. Дело за малым - установить: Вселенная закрытая или открытая система? Спорят до сих пор. Тем не менее, второе начало термодинамики привносило хоть какую-то систему в мировой хаос. Мироздание предстало строго детерминированным, заданным в своем развитии. Значит, и история - вполне предсказуемый процесс? Надо только найти закон ее развития. На чем и сломали голову - порой буквально - многие последователи Клаузиуса.
Хорошо сказал по этому поводу английский астроном и физик Артур Стэнли Эддингтон, тот самый Эддингтон, который в 1919 г. экспериментально подтвердил общую теорию относительности Эйнштейна: «Закон монотонного возрастания энтропии - второе начало термодинамики - занимает, как мне кажется, высшее положение среди законов природы. Если кто-нибудь заметит вам, что ваша любимая теория Вселенной не согласуется с уравнениями Максвелла, то тем хуже для уравнений Максвелла. Если окажется, что ваша теория противоречит наблюдениям, - ну что же, и экспериментаторам случается ошибаться. Но если окажется, что ваша теория противоречит второму началу термодинамики, то у вас не останется ни малейшей надежды: ваша теория обречена на бесславный конец».
Итак, куда же двигалась история?
К 1850 году завершается длительный и сложный процесс присоединения обширных территорий Средней Азии к России, империя укрепляла свои позиции в Заилийском крае. О политической и экономической необходимости освоения этого региона говорил генерал-лейтенант И.Ф. Бобков: «...Соображения политические и торговые и вообще польза дел наших неуклонно требовала, чтобы мы стали твердою ногою на юго-востоке Киргизской степи до пределов Западного Китая, Кашгарии или Восточного Туркестана и независимых в то время от нас среднеазиатских владений. С водворением же в занятом крае русской селитьбы (поселенцев. - Авт.) и надлежащего порядка и спокойствия между киргизами, когда караванная торговля была бы в полной мере обеспечена от грабежей и насилий со стороны кочевых обитателей степи, можно было приступить к осуществлению и другой цели: устройству правильных торговых сношений с Западным Китаем, Кашгарией и среднеазиатскими ханствами, составлявшей предмет стольких усилий и забот правительства».
В 1850 году Палестина стала точкой, где схлестнулись интересы Франции и России в борьбе за христианские святыни. Спор разгорелся из-за права православных и католиков владеть святыми местами, хранить ключи от Вифлеемского храма и открывать службу в нем, провести ремонт купола над храмом Гроба Господня в Иерусалиме. В январе 1853 г. власти Турции приняли решение передать ключи от храма в Вифлееме католикам. В ответ на это православное духовенство попросило заступничества у русского императора. Россия, получившая право покровительствовать православным подданным Османской империи еще в 1774 г., была возмущена действиями султана.
Добровольно выйти из борьбы за христианские святыни, потерять право на покровительство православию в Турции для Николая I означало лишиться возможности влиять на балканские события. Тем более это было неприемлемо в условиях обострившихся отношений между Россией и Англией. Причиной
конфликта стала Греция, переживавшая тогда возрождение национального самосознания. Англия, с 1815 г. державшая под контролем Ионические острова, решила силой усмирить Грецию и выдвинула ультиматум, который не был выполнен греческим правительством. В ответ на это Англия заблокировала греческие гавани. Российская империя, естественно, возмутилась такими действиями. Интересы европейских держав все чаще сталкивались на Балканском полуострове. Это и стало поводом к Крымской войне, разгоревшейся в 1853 г.
Споры не утихали и между германскими государствами.
В 1849-1850 годах Пруссия попыталась создать под своим главенством союз германских государств. Решительное сопротивление Австрии и недовольство России и Франции было не трудно предсказать. В 1850 г. главы правительств Пруссии и Австрии О.Т. Мантейфель и Ф Шварценберг, при посредничестве России, подписали Ольмюцкое соглашение, которое стало последней дипломатической победой Австрии в борьбе с Пруссией. Пруссия была вынуждена временно отказаться от плана восстановления территориально-политической целостности Германии. В результате австропрусской войны (1866) Ольмюцкое соглашение было нарушено, и Пруссии удалось создать Северогерманский союз под своим началом.
То, что не удалось с ходу в 1850 году целому немецкому государству, Пруссии, удалось одному отдельно взятому немцу.
Фердинанд Теодор фон Эйнем в этом же году прибыл в Москву с твердым намерением начать свое «сладкое» дело. И начал Федор Карлович - именно так он именовался в России - с организации производства кускового сахара. Через год он открыл на Арбате мастерскую по производству шоколада и конфет. Покупалось новое оборудование за рубежом, расширялось производство. Маленькая «сладкая» мастерская превратилась в отлично оборудованную кондитерскую фабрику. «Превосходное качество изделий, техническая оснащенность фабрики, красочная упаковка и реклама выдвинули предприятие на одно из ведущих мест в кондитерском производстве того времени, - пишет современный историк и москвовед Н.Б. Леонова. - “Товарищество Эйнем” успешно конкурировало с другими кондитерскими магнатами за счет очень широкого ассортимента продукции. Оно производило карамель, конфеты, шоколад, какао-напитки, пастилу, печенье, пряники, бисквиты и фрукты в шоколадной глазури. Особое внимание уделялось звучным названиям (“Ампир”, “Миньон”, шоколад “Боярский”, “Золотой ярлык”) и стильной упаковке: коробки со сладостями отделывались шелком, бархатом, кожей». Ничего удивительного, что специально для фирмы «Эйнем» композитор Яков Фельдман (автор мелодии знаменитого романса «Ямщик, не гони лошадей») написал музыку: «Шоколадный вальс», «Кекс-галоп», «Вальс Монпансье»...
Кстати, о музыке.
В 1850 году русский скрипач, дирижер, композитор князь А.Ф. Львов основал в Санкт- Петербурге Концертное общество. Цель - пропаганда классической симфонической музыки, а также предоставление русским оркестровым музыкантам тех же прав, что и иностранным, работавшим в императорских театрах и пользовавшимся различными привилегиями.
Но в Российской империи в то время существовали не только бархатные коробки с набором сладостей; была и своя «Бархатная книга» - перечень дворянских родов. В нее, после вхождения Грузии в состав России, были внесены и грузинские дворянские роды.
И в это же время на Украине проводилась проверка шляхетства, представители которого должны были документально подтвердить свое положение. Тот, кто не мог предоставить доказательства, определялся в другие классы общества, например в мещане, которые, в отличие от шляхтичей, были обязаны работать и платить налоги.
Среди литературных событий этого года - работы А.И. Герцена: «О развитии революционных идей в России» (краткий очерк истории русской общественной мысли) и «С того берега» (отражала общественно-философские взгляды писателя, его разочарования и надежды). Последнему произведению сам автор дал определение «логическая исповедь».
А вот то, что сделал в 1850 г. новый министр народного просвещения князь П.А. Ширинский-Шихматов, иначе как «логическим мутантом образования» не назовешь. По его распоряжению был введен строгий надзор за университетами: было ограничено число студентов, запрещено преподавание некоторых дисциплин. Министр, например, исключил из учебных программ философию, так как, по его словам, «польза от философии не доказана, а вред от нее возможен». Среди нововведений также - отмена учебных поездок за границу, прием в университеты только дворян, преподавание логики и психологии профессорами богословия.
В апрельском выпуске «Отечественных записок» опубликована была повесть И.С. Тургенева «Дневник лишнего человека». Не обошлось при этом и без многочисленных цензурных поправок. Над этой повестью автор работал два года и очень ценил ее. Она стала пограничной на пути писателя к жанру психологической повести второй половины 1850-х гг., к романам «Рудин», «Дворянское гнездо» и «Накануне». В том же году была окончена вторая редакция пьесы «Месяц в деревне» - самого известного драматургического произведения И.С. Тургенева.
Еще несколько любопытных артефактов, появившихся в этом году выстраиваются в некую цепочку как бы по возрастанию масштаба окультуренных ими стихий: река, море, космос...
По проекту С.В. Кербедза в Санкт-Петербурге построили первый постоянный мост через Неву - Благовещенский. Один из самых длинных мостов в Европе в то время имел 8 пролетов. В его конструкции впервые в России использовался поворотный механизм разведения пролетов моста.
В 1850 году живописец-маринист И.К. Айвазовский создал картину, которая так и осталась самой известной работой художника - «Девятый вал». Сначала она выставлялась в Петербурге, затем в Москве. Ее популярность можно было сравнить с популярностью картины К.П. Брюллова «Последний день Помпеи» (1833). Николай I приобрел «марину» Айвазовского для Эрмитажа. «Море - моя жизнь. Проживи я еще триста лет - всегда нашел бы в море нечто новое», - писал И.К. Айвазовский.
В июле 1850 года американский астроном У.К. Бонд вместе с сыном Дж.Ф. Бондом получил первую фотографию (дагеротип) звезды.
Наверное, и в этой череде событий 1850-го года есть какая-то логика. Это именно процесс, а не хаос несвязанных между собой дат, персоналий, происшествий, артефактов. Точно так же есть логика и, например, в подборе гравюр «Памятной книжки на 1850 год». Да и сама эта «Памятная книжка» - замечательный документ своего времени. Несмотря на то, что ничего из случившегося в этом году, как и всегда, предсказать не сумела.
В памятной книжке имеются карандашные записи на французском и русском языках. Например, 15/27 января: «Marriage de ... Orloff. Demidoff»; 22 января / 3 февраля: «Рождение Елиз. Сергеевны Бутурлиной»; 11/23 февраля: «День рождения Княжны Алекс. Алекс. Чернышовой» и проч. Титульный лист с заглавной виньеткой, гравюры Флоида, Азларда, Брандарда: «Монплезир в Петергофе», «Знаменский Дворец, близ Петергофа», «Колоннада Дворца, в Царском Селе», «Офен и Пест (в Венгрии)», «Вид г. Севастополя», «Дворец Его Императорского Высочества Велик. Князя Константина Николаевича, в Стрельне», «Внутренность крепости Герсель-Аула», «Киево-Печерская Лавра», «Предместье г. Демотики, в Европейской Турции», «Развалины Аула Кегера», «Кофейня в Летнем Саду, в С.-Петербурге», «Лазенки (в Варшаве)», «Троице-Сергиевская Пустынь». В конце книжки помещены пожарные сигналы в С.-Петербурге и четыре гравированных рисунка с кратким месяцесловом.
Памятная книжка на 1850 год. С.-Петербург: В военной типографии, 1849. [1 грав. тит. л.], [4 с.: огл.], [2 с.: шмуц. (текст в орнамент. рамке)], 123, [1], [2 с.: шмуц. (текст в орнамент. рамке)], 125-478, [4], 17 л. ил., [2] с.; 11,5x7,4.
Владельческий кожаный переплет с золотым тиснением орнамента на крышках и по корешку. Золоченый обрез.