Search

 Гоппе Виктор. Стихотворный человек

Monday, November 25, 2024

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

«Памятная книжка» на 1870 год

«Памятная книжка» на 1870 год

К глупым полон благодати,
К умным беспощадно строг,
Бог всего, что есть некстати,
 Вот он, русский бог.

Петр Вяземский, «Русский бог», 1828 г.

В этом году Россия вернула свое военное присутствие в Черном море. А помогла ей в этом Пруссия. Вообще, этот год можно было бы назвать «Годом Русско-Прусской дружбы». Последствия для обоих государств будут колоссальные. А в отдаленной перспективе, через 45 лет, и просто катастрофические. Но кто бы мог в 1870 году предвидеть и предсказать такое?

В начале года в Женеве была основана русская секция Интернационала, которая объединила группу эмигрировавших в Швейцарию русских революционеров. Основатели русской секции направили письмо Карлу Марксу с просьбой стать ее представителем в Генеральном совете, на что Маркс ответил согласием.

В этом же году и внутри страны происходили весьма существенные социальные процессы. Так, заявила о себе группа чайковцев - народнический кружок, названный в честь его лидера Н.В. Чайковского (1850-1926). Члены кружка вели пропагандистскую работу, издавали и распространяли революционную литературу, были инициаторами «хождения в народ».

Нам-то сегодня очевидно, что это были первые предвестники, глубинные толчки будущего социального катаклизма в Российской империи. К сожалению, в 1870-м году не было устройства для фиксации такого рода социальных возмущений. Нет такого устройства и до сих пор. Хотя именно в 1870 году русский геолог А.П. Орлов, занимавшийся проблемой происхождения землетрясений, описал изобретенный им сейсмограф.

Но и официальные власти пытались кое- что подправить в административном устройстве страны. Пожалуй, это можно было назвать красивым термином - реформа.

В 1870 году, в ряду реформ 60-70-х годов XIX в., важное место заняла городская реформа. Было принято Городовое положение. Оно ставило целью преобразовать городское самоуправление, заменив сословные думы бессословными городскими учреждениями. Городские думы становились распорядительными органами, а городские управы - исполнительными. Члены городских дум выбирались на 4 года и назывались гласными. В городскую думу мог быть избран только человек, достигший 25-ти лет, имевший недвижимую собственность, обложенную оценочным сбором, а также владельцы предприятий и купцы, вносившие городские сборы. Таким образом, ни рабочие, ни служащие, не имеющие недвижимости, избирательным правом не обладали. Городское общественное управление занималось местными хозяйственными вопросами: благоустройством города, торговлей, промышленностью, здравоохранением, народным образованием и т.д.

Примерно в том же ключе действовали и общественные организации, которых было во множестве в то время.

В 1870 году в Санкт-Петербурге Обществом для содействия русской промышленности и торговле был организован съезд фабрикантов, заводчиков и лиц, интересующихся отечественной промышленностью. Созданное в 1867 г., Общество ставило целью оказывать помощь в развитии различных отраслей отечественной промышленности и внешней торговли России.

Что называется, как по заказу, как раз во время съезда в Санкт-Петербурге произошла одна из первых крупных экономических стачек в России. Недовольные неправильным расчетом администрации, 63 прядильщика Невской бумагопрядильни потребовали увеличения расценок и выплаты им денег. После отказа администрации 800 рабочих прекратили работу. 62 участника стачки были отданы под суд. Однако вынесенные приговоры были мягкими. Так, руководителей приговорили к 7 дням ареста.

Александр II посчитал такое наказание «весьма слабым».

В июле 1870 года был издан циркуляр о мерах предупреждения забастовок, разрешающий губернаторам высылать зачинщиков в отдаленные губернии, и четырех участников стачки выслали из столицы.

А в Европе в это время рождалась еще одна сверхдержава, в современной терминологии, - Германская империя. Проявлялось это не только в политических реалиях, но и в архитектонике немецкого духа. Например, так...

14 / 26 июня в Мюнхене в Королевском придворном театре состоялась премьера оперы Рихарда Вагнера «Валькирия». Той самой, где симфоническая картина «Полет валькирий» - с девами-воительницами, уносящими души павших воинов на пир во дворец бога Вотана.

Тогда же, в июне, состоялась встреча Александра II с прусским королем Вильгельмом I в Эмсе. Пруссия выразила готовность поддержать интересы Российской империи на Дальнем Востоке. Руки у русского царя были развязаны.

19 / 31 октября русское правительство обратилось к странам-участницам Парижского договора с объявлением о том, что Россия более не намерена соблюдать одно из условий - пункт о запрете России держать военный флот в Черном море и строить там крепости. Объяснялось это тем, что обстановка в Европе изменилась, и Франция, настаивавшая в 1856 г. на нейтральном статусе Черного моря, оказалась неспособной гарантировать безопасность в этом регионе, что создавало угрозу для южных границ России. Англия, Австрия и Турция не поддержали Россию, однако Пруссия предложила созвать конференцию участников Парижского договора для решения этого вопроса.

Россия как будто сдвинулась с мертвой точки. В общественной жизни это отразилось даже на лингвистическом уровне.

В ноябре был принят Устав Товарищества передвижных художественных выставок. Целями Товарищества стали: «а) доставление жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством; б) развитие любви к искусству в обществе; в) облегчение для художников сбыта их произведений».

В 1870 году вышел отдельным изданием сатирический роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города», над которым Михаил Евграфович трудился с 1868 г. И.С. Тургенев вспоминал о первой реакции на это произведение: «Я видел, как слушатели корчились от смеха при чтении некоторых очерков Салтыкова. Было что-то почти страшное в этом смехе, потому что публика, смеясь, в то же время чувствовала, как бич хлещет ее самое». Однако сатирический роман вызвал и негодование - в критике встречались отзывы с обвинениями в адрес писателя в глумлении над русским народом и искажении фактов отечественной истории.

Однако всю глубину и, если можно так сказать, «густоту» народной жизни даже выдающаяся беллетристика порой не способна отразить. Тут нужно сугубо документальное исследование. И оно появилось.

В 1870 году напечатан был «Медико-топографический сборник» (изд. Медицинского Департамента, под редакцией доктора медицины С.П. Ловцова. С.-Петербург, 1870 г). Том объемом в 844 страницы, с множеством таблиц, карт, планов, рисунков; для такого рода издания стоил он совсем недорого - 3 рубля. В состав сборника вошли шесть статей.

В рецензии, напечатанной в первом номере научного и критико-библиографического журнала «Знание» (этот ежемесячник, кстати, тоже начал выходить в 1870 году), сборник назван «едва ли не самым выдающимся явлением нашей печати за нынешний год». В отношении сугубо практического, естественно-научного издания такая аттестация - редкость великая. Что же больше всего поразило рецензента? Вот один отрывок.

«В высокой степени интересен последний очерк д-ра Э. Шперка относительно истории распространения сифилиса в приамурской стране... Бассейн Амура приобретен Россией в виде пустыни, ничтожно населенной кочующим, частью же оседлым, населением, стоящим на самой низкой ступени человеческого развития. С приобретением этой области Россией в 1855 г. она заселялась почти исключительно военным сословием. в некоторых постах на 30-40 мужчин приходилось по одной женщине, в Николаевске количество женщин равнялось 20% всего населения. Кроме того - стариков почти не было, детей очень мало, и большинство населения состояло из людей 25-35 летнего возраста. Вследствие всех этих обстоятельств проституция особенно развита в центрах амурского населения, и составляет преимущественно удел замужних женщин - солдаток и поселенок, отличающихся пьянством, неряшеством; между ними немало старух в 45-50 лет. “Производя осмотр публичных женщин, - говорит автор, - при виде иной женщины, превратившейся от безмерного разврата и пьянства в смрадный скелет, с отжившим, идиотическим выражением лица, приходишь в недоумение: до чего должен пасть человек, чтобы иметь половое сообщение с этим едва движущимся смрадным трупом!”» И слова эти принадлежат, заметим, профессиональному врачу, который, казалось бы, уже ко всему должен был привыкнуть. Ан нет!

Но экспансию Российской империи и такие свидетельства уже не могли остановить.

В этом году начались две экспедиции отечественных ученых и путешественников - в Новую Гвинею, Индонезию, Филиппины, к островам Океании Н.Н. Миклухо-Маклая и в Центральную Азию (Китай, Монголия, Тибет) Н.М. Пржевальского.

Антон Павлович Чехов, страстный поклонник Пржевальского, писал по поводу трагической смерти своего героя в 1888 г. (Пржевальский заразился брюшным тифом, готовя очередную экспедицию в Пишпеке, ныне - Бешкек, и умер 20 октября): «Один Пржевальский или один Стэнли стоят десятков учебных заведений и сотни хороших книг. Их идейность, благородное честолюбие, имеющее в основе честь родины и науки, их упорство, их фанатическая вера в науку, делают их в глазах народа подвижниками, олицетворяющими высшую нравственную силу. Недаром Пржевальского, Миклухо-Маклая и Ливингстона знает каждый».

Тут вот что любопытно и возвращает нас к сквозной теме нашего тома «Библиохроники»: непредсказуемость даже ближайшего будущего - с одной стороны, и какая-то почти мистическая взаимообусловленность всего происходящего - с другой. Деньги, на которые снаряжалась первая экспедиция Николая Михайловича Пржевальского, он выиграл в карты в перерывах между офицерскими попойками в 1868 г. - 12 тысяч! «Теперь я могу назваться самостоятельным человеком и располагать собою независимо от службы», - не скрывал радости Пржевальский. В экспедицию же он отправился из того самого Николаевска на берегу Амура, о котором так живописал медицинский инспектор доктор Шперк. А Пржевальский выбросил - на счастье! - в реку карточную колоду: «С Амуром прощайте и амурские привычки»...

Еще один год прожит. Прожит совсем не так, как предполагали составители «Памятной книжки на 1870 год». Но ценность издания от этого меньше не стала. Ведь «Памятная книжка» дает нам саму возможность такого сравнения.


На титуле, первой странице оглавления - синяя прямоугольная печать с текстом «Геннадий Никеев» (?). На страницах «Месяцеслова» - редкие карандашные записи на русском языке.

Памятная книжка снабжена гравюрами, выполненными Ф.А. Брокгаузом: «Катанье на оленях в С.-Петербурге на р. Неве», «Отъезд крестьян на сенокос», «Вид г. Самарканда», «Одна сторона Тамерлановых ворот», «Международная выставка Садоводства в С.-Петербурге в 1869 году», «Новопроложенная большая улица в г. Самарканде».

Сверх того - пожарные сигналы, употребляемые в С.-Петербурге, и карта сообщений Европейской России (отсутствует).

Памятная книжка на 1870 год. С.-Петербург: В военной типографии, 1869. [1 грав. тит. л.], [15 с.: огл.], [1], [2 с.: шмуц. (текст в орнамент. рамке)], 3-125, [1], [2 с.: шмуц. (текст в орнамент. рамке)], 129-706, [6], 6 л. ил.; 11,5х7,5.

Владельческий кожаный переплет-футляр с тиснением золотом названия по корешку.

Previous Article «Памятная книжка» на 1869 год
Next Article «Памятная книжка» на 1871 год
Print
1005 Rate this article:
No rating

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Copyright [2016-2024] by Bibliohronika Terms Of Use Privacy Statement
Back To Top