Search

 Гоппе Виктор. Стихотворный человек

Friday, November 22, 2024

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

«Памятная книжка» на 1882 год

«Памятная книжка» на 1882 год

Туда-сюда - ан, глянь, уже двенадцатый час. Полудновать пора. Студень,
 щи, сомовина, а то сазан соленый, кишки жареные с гречневой кашей,
 требуха с хреном, моченые арбузы да яблоки, да и мало ли там еще что.

Евгений Замятин, «Уездное», 1912 г.

Продолжение еврейских погромов в России и создание растрового клише, канонический перевод на русский язык «Манифеста коммунистической партии» и отмена театральной монополии, организация секретной полиции и начало работы первой в России телефонной компании - этот год подарил России калейдоскоп событий, казалось бы, не связанных между собой.

В исследовании П.А. Дружинина «Геральдика и редкая книга» (М., 2014) дано такое определение: «Термин “суперэкслибрис” обозначает совокупность различных типов книговладельческих знаков, нанесенных на книжные переплеты посредством горячего тиснения металлическим штампом-матрицей». На нашем экземпляре «Памятной книжки» имеется, если можно так сказать, супер-суперэкслибрис: на передней переплетной крышке и на футляре оттиснут императорский герб. А на форзаце - овальный штамп: «Собственная Его Величества библиотека в Зимнем дворце». То есть книговладелец вполне очевиден. Под стать статусу владельца и изобразительный ряд «Памятной книжки». Отметить это стоит еще и вот почему.

В 1882 году немецкий художник, гравер и изобретатель Георг Мейзенбах запатентовал открытый им фотомеханический способ изготовления растровых клише. В дальнейшем этот способ станет известен во всем мире как автотипия.

Через два года Мейзенбах вместе с Р Шмеделем сконструировали машину для нанесения растров на стекле. После этого началось промышленное изготовление растровых клише и... закончилась эра господства тоновых гравюр, изготовленных вручную, как главного изобразительного элемента печатных изданий. Особенно это касалось периодических изданий - газет, журналов, - которые до этого момента были, в основном, «слепыми». Недаром русский книгоиздатель И.Н. Кнебель подчеркивал: «…Репродукция всякого художественного произведения может представлять интерес лишь в том случае, если она возможно ближе передает оригинал со всеми его деталями, как-то: манеру художника, рельеф мазков, едва уловимые полутона и т.д.». Об Иосифе Николаевиче Кнебеле у нас еще будет повод упомянуть ниже.

Между тем в России продолжались еврейские погромы.

23 января в английской газете «Таймс» появилась статья историка Д. Джейкобсона о преследованиях евреев в России: «Эти жестокости носят характер самых страшных злодеяний в истории человечества. Мужчин зверски убивают, женщин насилуют, детей сжигают заживо».

13 февраля состоялось собрание общественности Лондона с осуждением политики русского царя в отношении евреев. На пожертвования было собрано 100 тысяч фунтов стерлингов. Переданное Александру III послание император вернул через МИД. В Нью-Йорке прошло собрание в защиту русских евреев, член Верховного суда Н. Девис произнес речь, в которой предложил приютить всех евреев Российской империи: «Пусть они едут сюда. Я благодарил бы небеса, будь в нашей власти принять все 3 миллиона евреев России». Всего в 1881-1882 гг. погромы произошли в 150 городах и местечках черты оседлости.

19 / 31 марта в России была отменена театральная монополия (до этого устраивать спектакли в Петербурге и Москве имели право лишь императорские театры). Какая-никакая, а конкуренция директору Дирекции императорских театров в звании камергера и действительного статского советника Ивану Александровичу Всеееложскому (sic! именно с тремя «е» - так указано в «Памятной книжке») теперь была обеспечена.

В 1882 году немецкий гений (в смысле - дух) оставил еще один след в истории России. В Женеве издан на русском языке «Манифест Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса. Автор перевода - Г.В. Плеханов. Специально для этого издания Маркс и Энгельс написали предисловие. Вообще-то впервые опубликованный в 1848 г. в Лондоне на немецком языке, «Манифест...» был издан в переводе на русский М.А. Бакуниным еще в 1869 г. Однако каноническим в России стал именно плехановский вариант. В нем были исправлены некоторые принципиальные, как отмечал Плеханов, ошибки: «...Нам казалось, что издание русского перевода “Манифеста Коммунистической партии” не только полезно, но и необходимо теперь, когда русское социалистическое движение окончательно уже выступило на путь открытой борьбы с абсолютизмом, и вопрос о значении и задачах политической деятельности нашей партии становится жгучим практическим вопросом». Обратим внимание на красивый термин с латинскими корнями в плехановском высказывании - «абсолютизм».

15 апреля родился итальянский политолог и публицист Джованни Амендола, который введет в XX веке в научный оборот другое родственное понятие - «тоталитаризм».

Вряд ли Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин вникал в семантические тонкости различения - где кончается абсолютизм и начинается тоталитаризм (или наоборот). Но зачастую логика художественного слова сильнее любого семантического анализа.

В мае журнал «Отечественные записки» закончил публикацию цикла публицистических статей Салтыкова-Щедрина «Письма к тетеньке». Переписку ведут вымышленные племянник и его тетенька. Считается, что тетенька - это обобщенный образ российской либеральной интеллигенции. Русский историк и публицист А.А. Кизеветтер так отзывался об этом произведении: «В течение 80-х годов популярность Салтыкова достигла апогея, его общественные сатиры читались с упоением. Каждая книжка журнала с его новым “Письмом к тетеньке” составляла своего рода событие. Именно в 80-х годах Салтыков, все расширяя диапазон своей сатиры, превратился <...> в настоящего библейского пророка, силою гневного и властного вдохновения сдергивающего покровы с самых глубоких язв современности».

Но жизнь, даже в России, даже в период накатившей волны реакции после убийства царя Александра II, это не только «язвы современности».

С 8 / 20 мая по 3 /15 сентября в Москве проходила XV Всероссийская промышленнохудожественная выставка. Без преувеличения - событие года! О размахе этого мероприятия говорит хотя бы тот факт, что все дни выставки Московским отделом Императорского Русского технического общества издавалась специальная газета - «Всероссийская выставка». Вышло 117 номеров. В газете печатались светила науки того времени - академик А.М. Бутлеров, профессора Н.А. Бунге, А.К. Крупский, А.Г. Столетов.. В четырех номерах газеты выходил интереснейший материал «Исторический очерк выставок» (автор - редактор газеты, известный химик В.В. Марковников). Публиковались статьи о состоянии промышленного производства в России: «Успехи химической промышленности», «Исторический очерк нефтяного производства в России», «О производстве чугуна, железа и стали», «Русское стеклоделие».

Забегая немного вперед, можно отметить, что гравюра с изображением главного фасада здания XV Всероссийской промышленно-художественной выставки в Москве была помещена в «Памятную книжку на 1883 год» - знак особой важности события.

Очень органично в эту событийную канву вписываются и другие памятные даты 1882 года.

В этом году русский ботаник Иван Парфеньевич Бородин выделил хлорофилл в кристаллическом виде, а в Киеве его брат Александр Бородин создал первую в мире паровозную лабораторию. Дмитрий Иванович Менделеев впервые в мире предложил подземную газификацию угля, а на островах Новой Земли и в устье р. Лены были организованы полярные станции, чем положено начало русским стационарным исследованиям в Арктике. Геолог Александр Александрович Иностранцев описал стоянку первобытного человека на берегу Ладожского озера, а профессор астрономии в Казанском университете Дмитрий Иванович Дубяго составил каталог 4281 звезды (часть между народного зонного каталога)...

30 мая / 11 июня министром внутренних дел назначен был Д.А. Толстой, сторонник «твердой внутренней политики» и «политики контр реформ». Он провел ревизию ряда демократических реформ 1860-х гг., ввел должность третьего заместителя министра, курирующего Департамент полиции и Отдельный корпус жандармов. Толстой утвердил в Комитете министров «Положение об устройстве секретной полиции в Империи». Будучи одновременно президентом Императорской Академии наук (1882-1889), Дмитрий Андреевич Толстой выступал как автор работ по вопросам истории, права, религии.

19 июня / 1 июля в Москве появилась телефонная связь - начала работать станция, поставленная компанией Александра Белла. Почти через 30 лет, 6 ноября 1911 г., газета «С.- Петербургские ведомости» сокрушалась: «С тех пор, как мы шагнули в запрещенные доселе области электричества, граммофонов, телефонов, аэронавтики, астрономии, мы вступили в новую жизнь, требующую от человека необычайной устойчивости темперамента. Мы же остаемся со своими обыкновенными силами, как лилипуты между Гулливерами».

И ведь не скажешь, что «газетчики опять все перепутали». Вот два события, идеологически, несомненно, связанные между собой. Впрочем, не только идеологически - они и в календаре отстоят друг от друга чуть больше, чем на месяц.

3 августа Конгресс США запретил въезд в страну для четырех категорий лиц: китайцев, сумасшедших, преступников и лунатиков.

10 сентября, в Германии, в Дрездене, прошел Конгресс охраны нееврейских интересов - первая международная конференция антисемитов.

Впрочем, история склонна избегать чернобелых контрастов; ее изобразительные средства - полутона и легкая ирония. Иногда - горькая. Вот как в случае с одним из лучших русских книгоиздательств.

1 / 13 декабря в Москве открыла книжный магазин и «библиотеку для чтения» первая в России издательская и книготорговая фирма по изобразительному искусству «Гроссман и Кнебель». Выпускник филологического факультета Венского университета, Иосиф Николаевич Кнебель приехал в Москву в 1878 г. С компаньоном и товарищем, русским офицером Павлом Францевичем Гроссманом они основали книготорговую фирму. Но только в 1895 г. началась издательская деятельность Кнебеля (Гроссман умер в 1889 г), которая продолжалась почти четверть века. Книги Кнебеля - среди лучших образцов русского дореволюционного книгоиздания. Всего выпущено около 500 изданий, в основном - по искусству, детская литература и наглядные пособия. Вершиной издательской деятельности Кнебеля считается многотомная «История русского искусства» под редакцией И.Э. Грабаря.

Судьба фирмы «Гроссман и Кнебель» после Октябрьской революции 1917 г. фантасмагорична в некотором роде. В.И. Ленин в личной беседе с И.Н. Кнебелем предложил ему сдать типографское и издательское имущество государству и. помочь в создании советской книгоиздательской системы. Кнебель согласился. В итоге Иосиф Николаевич возглавил комиссию по национализации своего же имущества. Как видим, любое календарное событие выбрасывает «метастазы» во времени - и в будущее, и в прошлое, и в настоящее. Вот и «кончину» издательства Кнебеля можно было бы считать запрограммированной именно в 1882 году, если вспомнить о новом переводе «Манифеста Коммунистической партии».

События явно имеют тенденцию закольцовываться. В каком-то смысле это подтверждает и «Памятная книжка на 1882 год». Просто надо иметь немного любопытства и много терпения - история рано или поздно скажет спасибо составителям этого справочника.


«Памятную книжку на 1882 год» украшают гравюры работы Ф.А. Брокгауза: заглавная виньетка; «г. Углич»; «Пикет башкиров»; «Выход из порта Владивосток»; «Охота»; «Успенский монастырь на Святых горах (Харьков. Губ.)». Сверх того в конце книжки приложена отлично сохранившаяся карта сообщений Европейской России.

Памятная книжка на 1882 год. С.-Петербург: В военной типографии, 1881. [1 грав. тит. л.], [15 с.: огл.], [1], [2 с.: шмуц. (текст в орнамент. рамке)], 3-127, [1], [2 с.: шмуц. (текст в орнамент. рамке)], 131-850, [6], 5 л. ил., карта; 11,5х7,5.

Цельнокожаный переплет с тиснением золотом орнамента на крышках и названия и орнамента по корешку. Владельческий кожаный футляр с тиснением золотом названия и орнамента по корешку и орнамента на крышках.

Previous Article «Памятная книжка» на 1881 год
Next Article «Памятная книжка» на 1883 год
Print
886 Rate this article:
No rating

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Copyright [2016-2024] by Bibliohronika Terms Of Use Privacy Statement
Back To Top