Search

 Гоппе Виктор. Стихотворный человек

Monday, November 25, 2024

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Погибшия, но милыя созданья (1862 год)

Погибшия, но милыя созданья (1862 год)

Александр Лебедев

Председатель

...я здесь удержан
Отчаяньем, воспоминаньем страшным,
Сознаньем беззаконья моего,
И ужасом той мёртвой пустоты,
Которую в моём дому встречаю -
И новостью сих бешеных веселий,
И благодатным ядом этой чаши,
И ласками (прости меня Господь) -
Погибшего - но милого созданья.

А.С. Пушкин. Пир во время чумы

Болдинской осенью 1830 года, работая над «маленькими трагедиями», Пушкин, конечно же, не мог предположить, что слова «о погиб­ших, но милых созданьях», вложенные им в уста Вальсингама, со временем обретут в рус­ской словесности статус эвфемизма, обознача­ющего женщин, с середины XIX века называв­шихся также «дамами полусвета». Например, именно так использовал пушкинскую строчку поэт Я. П. Полонский в стихотворении 1844 года «Встреча»:

Вчера мы встретились; - она остановилась -
Я также - мы в глаза друг другу посмотрели.
О боже, как она с тех пор переменилась;
В глазах потух огонь, и щеки побледнели.
И долго на нее глядел я молча строго -
Мне руку протянув, бедняжка улыбнулась;
Я говорить хотел - она же ради бога
Велела мне молчать, и тут же отвернулась,
И брови сдвинула, и выдернула руку,
И молвила: «Прощайте, до свиданья»,
А я хотел сказать: «На вечную разлуку
Прощай, погибшее, но милое созданье».

В 1861 году будущий известный романист В. В. Крестовский этими же словами озагла­вил повесть о трагической судьбе брошенной женщины.

А годом позже уже устоявшаяся традиция литературного цитирования обрела графи­ческое воплощение: в Петербурге под таким названием известная литография Поль-Пети выпустила альбом рисунков одного из веду­щих российских художников-карикатуристов, постоянного автора популярных сатирических журналов - Александра Игнатьевича Лебедева.

Сын военного, рано увлёкшийся рисованием, Лебедев по воле отца должен был поступить в Училище топографии. «Лишь в 1849 году, -говорится в биографической заметке о худож­нике, - Лебедев начал посещать вечерние рисовальные классы Петербургской Акаде­мии художеств в качестве вольноприходя-щего ученика, совмещая занятия искусством со службой. В 1857 году он окончил Акаде­мию художеств и получил звание свободного художника. Область же, в которой дарова­ние художника раскрылось наиболее полно, -сатирическая графика. В качестве автора пока еще вполне безобидных бытовых карикатур Лебедев дебютировал в 1858 году на страницах модного в то время журнала «Весельчак». Впо­следствии он сотрудничал со многими сати­рическими журналами: «Заноза», «Иллюстри­рованная газета», «Пчела», «Кругозор», «Нива», «Осколки», «Стрекоза». Продуктивность худож­ника была просто поразительна. Лебедев изо­бражал различные социальные слои общества, подмечая смешные, а подчас и нелепые кол­лизии, возникающие в повседневной жизни. Подобные «картинки» он объединял в темати­ческие альбомы».

В один из таких альбомов художник собрал рисунки, отображавшие «блеск и нищету» рос­сийских куртизанок. Лебедев попытался пред­ставить всю иерархическую лестницу профес­сии, считающейся древнейшей. Он изобразил и дешёвую уличную проститутку, идущую в номера с бедным чиновником, и полупьяную трактирную посудомойку, и молоденькую актрису на содержании, и наложницу круп­ного вельможи, за щедрые подношения улажи­вающую дела его подчинённых. При этом вольно или невольно художник оказался на стороне своих героинь: лебедевские дамы полусвета, как правило, красивы и изысканны, чего не скажешь об окружающих их предста­вителях «благородного» общества. Отобрав тридцать рисунков, налитографировав их и объединив в три тетради по десять литогра­фий в каждой, Лебедев, не мудрствуя лукаво, выбрал для названия всё ту же, уже ставшую расхожей, пушкинскую строку - «Погибшие, но милые созданья».

Все три выпуска разошлись так быстро, что разработку темы решено было продолжить. Годом позже Лебедев выпустил альбом «Еще десяток погибших, но милых созданий», а чуть погодя - два другие: «Прекрасный пол» и «Кол­пак». Однако, как всякое продолжение, они уступали столь удачному началу.

Александр Игнатьевич по-прежнему много работал. Продолжая сотрудничать в различ­ных периодических изданиях, он обратился к жанру иллюстраций и создал множество замечательных рисунков по мотивам про­изведений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Однако, как пишет биограф Лебедева, «он до конца жизни так и не смог достичь мате­риального благополучия. На неоднократные обращения Лебедева за помощью в Академию художеств он получал отказы. После его ско­ропостижной смерти многие газеты и жур­налы поместили некрологи. Современники отдавали дань превосходному мастеру лито­графии, наделённому сатирическим даром и талантом интерпретировать литературные произведения».

Библиохроника представляет прекрасный владельческий конволют, состоящий из пер­вых трёх выпусков «Погибших, но милых соз­даний». Богатство оформления позволяет пред­положить, что экземпляр являлся подносным.

 


Лебедев Александр Игнатьевич (1830-1898)

Погибшия, но милыя созданья. Рис.<овал> А. Лебедев. [Санкт-Петербург: Литография Поль-Пети, 1862]. 29 л. литографий. В цельно-коленкоровом переплёте с сохранением передней печатной издательской обложки. На крышках переплёта геометрический орнамент конгревного тиснения. В центре верхней крышки переплёта суперэкслибрис: золототиснёные инициалы «Н. А.» под дворянской короной. На корешке орнамент конгревного и золотого тиснения, золототиснёное заглавие. Форзацы белого атласа. 38х28 см. Одно из самых известных русских иллюстрированных изданий. Редкость.

Previous Article Церемониал открытия памятника императору Николаю I (1859 год)
Next Article В дороге и дома (1862 год)
Print
1751 Rate this article:
No rating

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Copyright [2016-2024] by Bibliohronika Terms Of Use Privacy Statement
Back To Top