Церемониал открытия памятника императору Николаю I (1859 год)
Дочь поэта Ф. И. Тютчева - А. Ф. Тютчева, вошедшая в историю культуры своими воспоминаниями фрейлины «При дворе двух императоров», - вскоре после кончины Николая I записала в дневник: «Престиж власти в значительной степени поддерживается окружающими её этикетом и церемониалом, сильно действующими на воображение масс. Опасно лишать власть этого ореола». Образцом такого действа, поддерживающего «ореол власти», можно назвать «Высочайше утверждённый церемониал торжественного открытия памятника императору Николаю I».
Создание памятника отцу стало для Александра II одним из первых государственных решений: архитектор О. Монферран получил заказ на монумент уже через несколько недель после кончины Николая Павловича; ещё через два месяца проект был утверждён; год спустя, летом 1857-го, заложили краеугольный камень; открытие состоялось 25 июня 1859 года.
Монферран привлёк к работе архитекторов Н. Е. Ефимова, А. А. Пуаро и М. Г. Евреинова. По их чертежам многоярусный пьедестал был сложен из 118 блоков финляндского и сердобольского гранита, шокшинского порфира и белого итальянского мрамора. Барельефы на постаменте, с изображениями Николая, представляющего своего сына Александра Сапёрному батальону 14 декабря 1825 года, усмирение холерного бунта 1831 года в Санкт-Петербурге, открытие Верейского железнодорожного моста и награждение М. М. Сперанского за создание Свода законов исполнили скульпторы Н. А. Рамазанов и Р. К. Залеман. Им же принадлежит авторство аллегорических скульптур «Правосудие», «Сила», «Мудрость» и «Вера», в ликах которых, как говорилось в официальных сообщениях, были «сохранены черты близких в Бозе почившему Императору Особ Августейшей Фамилии» - императрицы Александры Фёдоровны и дочерей Николая I: великих княжон Марии, Ольги и Александры. С трёх сторон постамент украшали «трофеи», составленные «из оружий древнеславянских, кавказских и настоящих».
Изваяние отлил по собственной модели прославленный скульптор-анималист Пётр Карлович Клодт (1805-1867). Николай I Павлович, считавшийся знатоком лошадей, но не любивший ездить верхом, изображён в мундире кавалергардского полка поднявшим лошадь на дыбы: Александр II хотел увидеть в памятнике «черты своего незабвенного родителя в том вооружении, в котором в Бозе почивший Государь был всего величественнее».
Предложив смелый план, согласно которому колоссальная конная статуя императора должна была держаться лишь на двух точках опоры, Клодт при помощи брата Владимира, профессора высшей математики Михайловского артиллерийского училища, сделал расчёты, доказав ими, что скульптура будет стоять прочно. За изготовление памятника Пётр Карлович получил чин действительного статского советника. Эта работа стала последним крупным заказом как для самого мастера, так и для литейной мастерской Императорской Академии художеств: не выдержав конкуренции с частными предприятиями, та вскоре прекратила своё существование.
Об открытии памятника газета «Русский художественный листок» сообщала: «Наконец наступило 25-е июня. В этот день вся жизнь Петербурга, можно сказать, сосредоточилась на памятнике. Оставлены были ежедневные заботы, отложены были все обычные занятия, и обширная Мариинская площадь сделалась центром столичной деятельности. Примыкающие к ней улицы превратились как бы в бьющие артерии, по которым к общему средоточию неслись пёстрые волны народа, катились всех родов экипажи и стройно двигались густые массы войска. Но вот Мариинская и Исаакиевская площади обхватились пёстрою лентой из разноцветных мундиров, за которыми колыхались не менее пёстрые толпы народа. Эстрады покрылись сплошною массою зрителей. Окна соседних домов превратились в маленькие амфитеатры. Даже самые крыши унизались, как бусами, разноцветными дамскими зонтиками. И над всем этим ярко светило жгучее летнее солнце». Император в сопровождении великих князей и свиты въехал на площадь верхом около 11 часов. Чуть позже подъехал кортеж из золочёных карет - это прибыли императрица и великие княжны. На специально устроенном помосте был отслужен благодарственный молебен. При этом, как пишет очевидец, «площадь представляла необыкновенно торжественное зрелище: на обширном пространстве, где стояли несколько тысяч человек, царствовала глубокая тишина, так что на самых отдалённых концах слышно было церковное пение». После окончания службы Александр лично дал знак, по которому стоявшие вокруг памятника войска «отдали честь, а с Петропавловской крепости, с расположенных на Неве судов и изо всех орудий, при войсках находившихся, по данному сигналу началась пушечная стрельба, на Исаакиевском же соборе и ближайших церквах раздался колокольный звон». Вечером весь город и суда на реке были иллюминованы, а у памятника зажглись бенгальские огни.
Церемония произвела глубокое впечатление на молодого императора. Сразу же по её окончании он написал матери: «Моё сердце было потрясено, и в то же самое время я был счастлив, что смог завершить это святое дело в память о моём императоре, о моём отце, о том, кто обращался со мной не только как с сыном, но и как с истинным другом, и кому я продолжаю служить в своём сердце, как будто он всё ещё жив».
Современники оценивали памятник по-разному. По Петербургу тогда ходила шутка: мол, Николай Павлович скачет за Петром Великим, да вот только догнать никак не может. У потомков нашлись свои резоны. Категоричная Марина Цветаева призывала: «Единственный памятник, который следовало бы сбить, -это памятник Николаю I, убийце Пушкина. Или, щадя работу Клодта, сделать надпись: "Памятник, воздвигнутый самодержавием убийце Пушкина"».
Как бы то ни было, после октября 1917 года памятник одному из самых ненавистных для советской идеологии персонажей отечественной истории избежал сноса. Величественный всадник в каске с орлиным пером по-прежнему вздыбливает коня перед Исаакием...
Высочайше утверждённый церемониал торжественного открытия памятника императору Николаю I. [Санкт-Петербург, 1859]. [12] с. 20x31 см. Текст на русском и французском языках. В цельнокожаной папке с геометрическими и узорчатыми рамками золотого и бордового тиснения. В центре верхней крышки золототиснёный герб Российской империи. Форзацы белого атласа. Празднично оформленный экземпляр для участников церемонии. Редкость.