В дороге и дома (1862 год)
Пётр Вяземский
Единственный прижизненный сборник стихотворений П. А. Вяземского «В дороге и дома», изданный в 1862 году к 70-летию поэта, уже рассматривался в первой части Библиохроники. Данный сюжет посвящён другому экземпляру сборника, по своим отличительным особенностям достойному занять место в ряду подлинных библиофильских раритетов. Главную интригу книги в коленкоровом переплёте с инициалами «М. Т.» на корешке составляет дарственная надпись, сделанная синими чернилами вверху титульного листа: «Моей возлюбленной дочери Марии 19 октября 1862».
Московский библиофил Николай Паншев предположил, что надпись сделана рукой Ф. И. Тютчева, подарившего только что вышедшие сочинения Вяземского своей дочери Марии Фёдоровне. Графологическая экспертиза, проведённая экспертно-криминалистическим центром МВД России, подтвердила принадлежность надписи Тютчеву. Дополнительными аргументами в пользу вышеозначенной атрибуции послужили и инициалы «М. Т.», которые трактуются как «Мария Тютчева». На вложенной в книгу фотографии Мария Фёдоровна запечатлена вместе со своим мужем - адмиралом Николаем Алексеевичем Бирилёвым. По дневнику другой дочери поэта - фрейлины Анны Фёдоровны, в замужестве Аксаковой, 19 октября 1862 года Тютчев и его дочь Мария находились в Москве, где и был сделан этот памятный подарок. О своём открытии Н.В. Паншев написал в статье «Автограф Ф. И. Тютчева», опубликованной в 2005 году в Павлово-Посадской газете «Колокольня».
Адресат надписи - Мария Фёдоровна Тютчева, по мужу Бирилёва (1840-1872), была младшей дочерью поэта от второго брака с Эрне-стиной Дёрнберг (в девичестве Пфеффель). Она родилась в Мюнхене, а затем подолгу жила вместе с матерью в тютчевском имении Овстуг, расположенном в 40 верстах от Брянска. На зимние месяцы обе выезжали в Петербург, Москву или за границу. В те периоды, когда Ф. И. Тютчев не разлучался с семьей, Мари часто сопровождала его на прогулках и во время светских визитов, переписывала его стихи. Возлагая надежды на неординарность дочери, её ум и высокие душевные качества, Тютчев не раз с удовлетворением отмечал, что не ошибся в ней. В письме к жене в Овстуг от 24 августа 1858 года он признавался: «Не могу выразить, сколько нежности и сочувствия к ней таится в моём сердце, - чего бы я ни дал, чтобы видеть её счастливой». 23 февраля 1859 года, в свой день рождения, Мария Фёдоровна записала в дневнике: «Папа <подарил> воротнички и пуговицы коралловые, астры, деньги». В декабре 1860 года она получила от отца в качестве рождественского подарка три книги, две из которых сохранились в мемориальной библиотеке музея-усадьбы «Мураново»: «Мысли» Паскаля (Les Pensees de Pascal. Paris. 1858) и «Характеры, или Нравы нынешнего века» Ж. Лабрюйера (Les caracteres оu les moeurs de се siecle» par J. La Bruyere. Paris. 1852).
В дневник, который, подобно сестре Анне, вела Мари Тютчева, она исправно заносила всё, что было связано с отцом: с кем тот обедал, кому наносил визиты, кто приходил к нему в гости, какие знаки внимания оказывала ему императорская фамилия. На страницах дневника часто встречается имя П.А. Вяземского, входившего в близкий круг общения Тютчевых.
Знаменательно, что именно Вяземский летом 1836 года передал А. С. Пушкину для публикации в журнале «Современник» стихи мало кому известного тогда сотрудника дипломатической миссии в Германии Фёдора Тютчева, чьи рукописи привезла в Россию Амалия Крюднер. Дружеские отношения двух поэтов завязались в 1843 году и продолжались затем в течение тридцати лет. Люди одного круга, одного воспитания, оба блестящие острословы, прекрасно владевшие искусством беседы, они в то же время далеко не во всём сходились друг с другом. Их разногласия касались не только политических взглядов и литературных вкусов, но и свойств личности каждого. Тютчева, например, забавляли такие черты позднего Вяземского, как стремление к почестям и старческое брюзжание на «изменяющую жизнь» и на молодое поколение, ставившее под сомнение авторитет почтенного писателя и государственного мужа. Именно Вяземский с его не ослабевавшим с годами полемическим задором «вдохновил» Тютчева на создание известного стихотворения «Когда стареющие силы...». Однако, оберегая дружеские отношения от недоразумений, Тютчев старался, чтобы при публикациях этого стихотворения имя Вяземского не упоминалось. Они оба дорожили этой дружбой и как люди одной культуры, и как поэты одной пушкинской плеяды. И хотя прямых поэтических обращений друг к другу в их сочинениях немного, между ними постоянно происходил творческий диалог, в котором были и советы, и критические замечания, и порой отчётливые заимствования.
Говоря о том, как много объединяло Тютчева и Вяземского, невольно приходит на память и ещё одно - трагическое соответствие их судеб: обоим суждено было тяжело переживать смерть своих детей. Так, в 1872 году в возрасте 32-х лет умерла от чахотки Мария Фёдоровна Тютчева. Это случилось десятилетие спустя после получения в подарок от отца сборника «В дороге и дома».
Вяземский Пётр Андреевич (1792-1878)
В дороге и дома. Собрание стихотворений. Москва: Типография Бахметьева, 1862. [2], 420 с. Во владельческом переплёте второй половины XIX века. Крышки оклеены зелёным коленкором. На крышках геометрические рамки блинтового тиснения. Корешок зелёной кожи с тиснёнными золотом именем автора, заглавием и владельческими инициалами: «М. Т.» (Мария Тютчева). 24х14,5 см. В верхней части титульного л. владельческая надпись синими чернилами: «Моей возлюбленной дочери Марии - 19 аго Октября 1862». В книгу вложены две фотографии: П.А. Вяземского и М.Ф. Тютчевой с мужем - Н.А. Бирилёвым.