Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали (1914)
Питирим Сорокин
«В нашей возникающей социологической литературе книга г. Сорокина является одной из первых ласточек. Выскажем пожелание, чтобы за нею появился и ряд других и вместе с тем уверенность, что в этой будущей русской социологической библиотеке не один том будет принадлежать перу автора “Преступлений и кар, подвигов и наград”» - так завершает свое предисловие к книге Питирима Александровича Сорокина выдающийся русский социолог, политический деятель, академик Максим Максимович Ковалевский.
Пожелание это исполнилось. Уже в 1917 г., в Петрограде выходят два труда Сорокина - «Проблемы социального равенства» и «Сущность социализма». В 1920 г. опубликован magnum opus, главный труд П.А. Сорокина - двухтомник «Система социологии». Именно эта работа принесет ему мировое признание и статус одного из выдающихся социологов ХХ века.
Но все это будет несколько позже. А в 1914 г. уроженец села Турья Вологодской губернии находится, что называется, на эмоциональном и творческом подъеме. И это вполне объяснимо. Еще в 1905 году он становится членом партии соцалистов-революционеров (эсеров), участвует в революционном движении. В 1909 г. поступил в Психоневрологический институт в Санкт-Петербурге, однако уже в 1910 году переходит на юридический факультет Петербургского университета, который блестяще оканчивает в 1914 г. Его оставляют на кафедре уголовного права и судопроизводства для подготовки к профессорскому званию. И вот, в этот же год, выходит первый большой труд молодого блестящего ученого - «Преступление и кара, подвиг и награда».
Сорокин пишет, как он сам формулирует свою задачу, «физику нравов». Как бы полемизируя со своими оппонентами, он поясняет: «Но, скажут, разве явления взаимодействия на почве половых отношений, явления борьбы за существование, многочисленные общественные отношения на почве питания, обеспечения пищей, жилищем и т.д. - не явления биологические? <...> Но, однако, эти явления нельзя исключить из области социологии, потому что борьба за существование, напр., растений и человека - вещи глубоко различные. Тоже относится и к размножению, и к питанию. А различны они потому, что в мире людей и высших животных эти биологические функции приобретают новый, а именно психический характер, который их и делает новыми социальными явлениями и объектами специальной науки. Именно это присоединение психики, а не что-нибудь иное заставляет их считать социальными явлениями и дает право для изучения их не только биологу, изучающему чисто жизненные формы данных отношений, но и социологу, изучающему их сознательные, социальные формы».
Фактически П.А. Сорокин ищет определение, что такое социальное, социальность, - не больше и не меньше! Амбициозная и даже сверхамбициозная задача; пункт, вокруг которого до сих пор строятся все фундаментальные социальные теории и ломаются теоретические копья. Сорокинское решение проблемы - что такое социальное? когда и как возникает социальность? - таково: «Определив социальное явление, как психическое взаимодействие, мы теперь можем спросить себя: почему же в таком случае такие “не психические вещи”, как храмы, музеи, машины, дома и т.д., имеющие чисто “материальный” характер, рассматриваются в качестве социальных явлений? <...> Все эти явления принадлежат к категории социальных фактов лишь потому, что они суть символы психических переживаний, или иначе говоря, они суть реализовавшаяся психика».
Следующий логический шаг почти неизбежен: «Любая мысль, любое психическое переживание невыразимы в их чисто психическом бытии и могут объективироваться лишь посредством тех или иных “непсихических” посредников и проводников. Выражаясь грубо, экстеориоризация психики требует ея воплощения в “материальных вещах” Эти последние служат поэтому символами психики. Они как бы сигнализируют определенное психическое явление».
В этом смысле, по Сорокину, правильное определение вещей - «застывшая психика». Поэтому-то он и выбирает в качестве такой материализованной психики - «посредников и проводников» психики - различные формы наград (поощрений) и наказаний (кары).
И как итог: «...психика, воплощаясь в материальных и вещественных “предметах”, volens-nolens принуждена подчиняться тем законам, которыми управляются последние. Таковыми законами служат законы биологические и физико-химические». То есть социальное можно буквально потрогать руками. И крупнейший социолог-теоретик П.А. Сорокин, что называется, в эксперименте на собственной жизни проверил свои же теоретические построения.
В 1916 г. он становится одним из организаторов Русского социологического общества. В июле 1917 г. П.А. Сорокин - секретарь по вопросам науки главы Временного правительства А.Ф. Керенского, главный редактор газеты «Воля народа», сотрудник журналов «Экономическое возрождение», «Артельное дело».
В ноябре 1918 г. избран депутатом Учредительного собрания. Накануне его открытия, 3 января 1918 г., арестован вместе с другими членами редакции «Воли народа» и заключен в Петропавловскую крепость. Освобожден 13 февраля 1918 г.
Но, едва освободившись, принимает участие в деятельности Союза возрождения России: его направляют на Север для подготовки антибольшевистского выступления. Летом 1918 г. Сорокина арестовали в Великом Устюге и приговорили к расстрелу, но к концу года он был выпущен из тюрьмы.
Его восстанавливают в числе преподавателей Петроградского университета и Психоневрологического института, избирают профессором социологии Петроградской сельскохозяйственной академии и Института народного хозяйства. 31 января 1922 г. он избран профессором организованной им в университете кафедре социологии.
Социология для Сорокина, как мы помним, - это точная наука («физика нравов»). Поэтому и не случайно, что он вместе с выдающимся русским физиологом, Нобелевским лауреатом И.П. Павловым организует Общество объективных исследований человеческого поведения. В 1921 г. вместе с академиком В.М. Бехтеревым собирает материалы по влиянию голода на человеческое поведение, социальную жизнь и организацию общества. Всё - в рамках той концепции, которую П.А. Сорокин и разработал в книге «Преступление и кара, подвиг и награда».
Любопытно, что в этой своей работе П.А. Сорокин давал удивительно точную схему социальных революций вообще:
«Чрезвычайные положения всегда устанавливаются именно тогда, когда в группе увеличивается антагонистическая гетерогенность, когда в ней появляется резкая дифференциация на две или большее число частей, убеждения и поведение которых начинают не совпадать друг с другом, иначе говоря - в периоды революции.
<...>Правительство вводит чрезвычайные положения, военные суды, карательные отряды. Виселицы и гильотины начинают работать вовсю. Люди расстреливаются по одиночке и группами, тюрьмы переполняются. Палачам приходится работать не покладая рук.
В ответ на это усиление кар и противная сторона действует по тому же типу. В ответ на казни - следуют террористические акты, в ответ на массовые убийства - восстания, в ответ на конфискации - усиленный грабеж, в ответ на чрезвычайные терроризующие постановления - прокламации, угрожающие жестокой расправой “блюстителям и приверженцам” старого порядка. Одним словом, линия кар и наград с той и другой стороны делает резкий скачок вверх. В конце концов одна из сторон побеждает. После победы кривая санкций продолжает еще идти вверх или держаться на достигнутой высоте».
Как будто в воду смотрел Сорокин! Очень скоро он испытает действие открытого им социального механизма на себе, экспериментально, так сказать.
В Центральном архиве Федеральной службы безопасности РФ сохранилось заключение Специального отдела Государственного политического управления (СО ГПУ) в отношении П.А. Сорокина от 20 сентября 1922 г. Вот его текст.
«По делу № 15962 о гр. Сорокине Питирим Александровиче. Арестован 19/9 1922 года, находится на свободе. <.>
1922 года Августа дня. Я, сотрудник для поручений IV отделения СО ГПУ - Шешкен, рассмотрев дело за № 15962 нашел, что гражданин Сорокин Питирим Александрович с момента Октябрьского переворота и до настоящего времени не только не примирился с существующей в России в течение 5 лет Рабоче-Крестьянской властью, но ни на один момент не прекращал своей антисоветской деятельности, причем в моменты внешних для РСФСР затруднений, свою контрреволюционную деятельность усиливал.
А посему, на основании п. 2 лит [еры] Е Положения о ГПУ от 6/11 с.г.:
В целях пресечения дальнейшей антисоветской деятельности Сорокина полагаю выслать его из пределов РСФСР ЗА ГРАНИЦУ БЕЗСРОЧНО.
Принимая во внимание заявление, поданное гр-ном Сорокиным в Коллегию ГПУ с просьбой разрешить ему выезд за границу за свой счет, для устройства личных и служебных дел дать 7 дней, с обязательством явки в ГПУ по истечении указанного срока и после явки немедленно выехать за границу. Пом[ощник] Нач[альника] IV Отделения Шешкен 20/9 [19] 22 СОГЛАСЕН Зарайский
Андреева 21/9-[19]22
Утверждаю Ягода 23/9-[19]22».
Потрясающий в своем откровенном цинизме документ! «Физика нравов» в чистом виде!
23 сентября 1922 г. П.А. Сорокин выехал в Берлин. В итоге в своей книге «Социология революции» (1923) Питирим Сорокин пришел к выводу об отрицательной селекции, которая происходит в обществе в условиях таких катастрофических изменений, как революции.
В октябре 1923 г. выехал в США по приглашению американских социологов читать лекции о русской революции. В течение шести лет работал в университете Миннесоты. В 1930 г. принял американское гражданство. В 1931 г. основал социологический факультет в Гарвардском университете и руководил им до 1942 г. В 1931-1959 гг. профессор Гарвардского университета. Его лекции слушал и будущий президент США Джон Кеннеди. В 1960 г. Питирим Сорокин избран президентом Американской социологической ассоциации...
В одном только не то чтобы ошибся, но поторопился П.А. Сорокин: «...человечество уже выполнило самую важную и трудную часть своей задачи - установления общечеловеческого consensus’a в поведении и установления гармонии в дальнейшей социальной революции. Чем дальше - тем скорее пойдет этот процесс, и пределом ему может быть только полное гармоническое шествие на новые моральные и культурные выси».
Питирим Александрович Сорокин (1889-1968)
Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. C предисловием проф. М.М. Ковалевского / C.-Петербург. Издательство Я.Г. Долбышева, 1914. - L + 456 с. (на последней странице ошибка в пагинации: 256; надо 456). Тираж не указан. 23,5 х 16,5 см. В шрифтовой издательской обложке.