Русские анекдоты военные, гражданские и исторические (1820 год)
Сергей Глинка
Слово «анекдот» в переводе с греческого означает «неизданный, ненапечатанный». Так в X веке один греческий библиограф назвал рукопись «Тайной истории» Прокопия Кесарийского (VI век), выявлявшей скрытые стороны придворной жизни и политики византийского императора Юстиниана. Это сочинение средневекового автора принято считать отправной точкой в истории анекдота. С течением времени анекдот видоизменялся, приобретал новые формы. Русская культура к концу XVIII столетия усвоила все разновидности анекдотического жанра, а к середине XIX века почти все утратила, кроме одной - «небольшого устного шуточного рассказа с неожиданной и остроумной концовкой». Среди прочих исчез из культурного обихода и исторический анекдот, занимавший некогда почётное место и в литературе, и в историографии, и в светском общении. Именно историческому анекдоту посвящены общеизвестные строки в пушкинском романе «Евгений Онегин»:
Он рыться не имел охоты
В хронологической пыли
Бытописания земли;
Но дней минувших анекдоты
От Ромула до наших дней
Хранил он в памяти своей.
По форме исторический анекдот представлял собой зачастую весьма пространное повествование в несколько страниц. В нём излагались любопытные подробности важного исторического события или неизвестные ранее сведения о биографии и чертах характера какого-либо исторического лица. Собиратели и издатели анекдотов записывали их со слов очевидцев событий или потомков очевидцев, а также пользовались рукописными и печатными материалами. Такие рассказы входили в жизнеописания императоров, полководцев, государственных деятелей, из них составлялись целые анекдотические сборники. «Анекдоты о императоре Петре Великом, слышанные от разных особ и собранные Яковом Штелином» (Москва, 1788); «Дух Екатерины Великой, или Черты и анекдоты, изображающие характер, славные деяния и великие добродетели... » (Санкт-Петербург, 1814); «Письма и анекдоты генералиссимуса графа Суворова-Рымникского» (Москва, 1814) -уже по названиям книг можно было судить об их содержании. Герои совершали военные и гражданские подвиги, монархи следили за строгим соблюдением законов, восстанавливали справедливость, проявляли заботу о подданных. Иногда героические личности в анекдотах острили, обнаруживали любимые житейские привычки и слабости и даже попадали в пикантные ситуации.
Чаще всего анекдотические сборники носили официальный характер и отличались ярко выраженным назидательным тоном. Неслучайно ими пользовались как своеобразными учебниками, призванными на исторических примерах воспитывать высокие нравственные качества. Образцом в этом смысле служили «Русские анекдоты», издававшиеся прозаиком, поэтом, драматургом, журналистом и мемуаристом Сергеем Николаевичем Глинкой. Подчёркивая огромный воспитательный потенциал своего сборника, он в предисловии рекомендовал командирам полков зачитывать анекдоты солдатам, священникам использовать их в проповедях, а помещикам знакомить с ними крестьян на сельских праздниках.
Сборник «Русские анекдоты» Глинка выпустил тремя изданиями в 1811, 1820 и 1822 годах, всякий раз внося в текст обширные дополнения (первая книга вышла в двух частях, вторая -в трёх, а третья - в пяти). Фронтиспис издания 1820 года украшает гравированная А. А. Флоровым по рисунку В. П. Лангера картинка с красноречивым названием: «Вера ведёт к добродетели и славе». Анекдоты расположены в хронологической последовательности от времен Петра Первого до заложения храма Христа Спасителя и открытия в Москве памятника Минину и Пожарскому. Большое место в книге заняло описание «подвигов добродетели и славы», проявленных в Отечественной войне 1812 года и в заграничных походах. Сюда включены сведения о пребывании Александра I в Москве в июле 1812 года, о военных деяниях М. И. Кутузова, атамана М. И. Платова, генерал-майора Войска Донского И. К. Краснова I-го. Представление о характере сборника может дать анекдот «Дела воинов-поселян по Серпуховской округе»: «Когда неприятельские отряды рассеялись для грабежа, оставшиеся в домах крестьяне употребляли хитрость к истреблению грабителей: они подпаивали их и убивали, подвергая и собственную жизнь опасности. Русские воины-поселяне охотно оставляли хитрость, где можно было действовать силою и неизменною грудью. Графа Владимира Григорьевича Орлова села Семеновского староста Аким Дементьев, графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской села Хатуни приказчик Иван Ильин и помещика Орлова сельца Горок староста Никифор Савельев, услыша, что неприятель идёт по большой Каширской дороге, тотчас собрали ведомства своего крестьян, вооружили их копьями, вилами, топорами и домовыми ружьями графа Орлова. Призвав на помощь Бога, смело ожидали они неприятеля в деревне Папушкиной; но шайки иноплеменных грабителей, узнав о том, прошли мимо». Издание «Русских анекдотов» было предпринято комиссионером Московского университета А. С. Ширяевым. Печаталось оно в Университетской типографии. С Москвой эту книгу роднит многое: и патриотический пафос, чаще и громче звучавший в древней столице, чем в Петербурге, и сама фигура её автора - москвича, ставшего живой достопримечательностью города. После окончания в 1795 году Сухопутного шляхетного кадетского корпуса, где русскую словесность преподавал драматург Я. Б. Княжнин, Глинка около пяти лет прослужил в гвардии, затем вышел в отставку, переехал в Москву и предался литературным занятиям. Снова взять в руки оружие его побудили антинаполеоновские кампании и Отечественная война с французами: в 1796-1807 годах он в звании бригад-майора находился в Смоленском земском войске, а в 1812 году записался в Московское ополчение.
В изящной словесности Глинка не снискал громкой славы. Он писал стихи, повести, пьесы на сюжеты из русской истории, много переводил. В частности, ему принадлежит первый стихотворный перевод «Юнговых ночей». Как и его младший брат Федор Николаевич, снискавший известность как автор «Писем русского офицера», С. И. Глинка истинное творческое дарование обнаружил в мемуарах. «Записки о 1812 годе» считаются лучшей частью его литературного наследия. В 1827-1830 годах он служил цензором, но был уволен в отставку, предварительно отсидев какое-то время на гауптвахте, за чрезмерную лояльность к авторам. Заметной фигурой в отечественной культуре Глинку сделал журнал «Русский вестник», который он начал издавать в 1808 году в противовес карамзинскому «Вестнику Европы». Наполнялся журнал преимущественно славянофильскими произведениями самого издателя. Материалы «Русского вестника» позднее вошли в сборники «Русские анекдоты».
В обычной жизни Глинка поражал москвичей своей несуразностью. Во время ходьбы он обыкновенно энергично размахивал тростью и чаще всего ударял ею себя по спине, за обедом постоянно попадал рукавом в суп, разбрасывал и разбрызгивал кушанья. Будто иллюстрируя тезис, что писатели должны быть писателями всегда, он во время прогулок по Девичьему Полю, близ которого жил, часто впадал в задумчивость, что-нибудь напевал или декламировал, не обращая ни на кого внимания. Одна из лучших характеристик Глинки принадлежит писателю и журналисту Н. И. Гречу, который посетив первый раз Москву и поездив по её зигзагообразным улицам и кривым переулкам, сказал Н. А. Полевому: «Знаете ли, Николай Алексеевич, я думаю, что Москву строил Глинка». В мемуарах современников сохранилось немало анекдотов о цензорской службе Глинки, о его аффектированном патриотизме и поведенческом эпатаже. Возможно, автор «Русских анекдотов» отчасти культивировал в себе оригинальность характера. Во всяком случае, репутация анекдотической личности оказалась прочнее его литературной известности.
Глинка Сергей Николаевич (1776-1847)
Русские анекдоты военные, гражданские и исторические, изданные Сергеем Глинкою. В 3-х ч. Москва: В Университетской типографии, 1820.Ч.1: [От времён Петра Первого, или от первоначальных обстоятельств вторжения Карла XII в Россию до окончания италиянской войны]. I-X, 11-215, [1] с., [1] л. фронтиспис, гравированный А. А. Флоровым по рисунку В. П. Лангера. Ч.2: [Анекдоты от 1806 до 1811 года]. II, 134 с. Ч.3: [Подвиги добродетели и славы русских в Отечественную и заграничную войну]. IV, 1-26, 25-183, [1] с. В полукожаном переплёте времени издания. Крышки оклеены «мраморной» бумагой. На корешке тиснёные орнамент и заглавие. Тройной обрез синего крапления. 21x12,5 см. На шмуцтитуле гербовый экслибрис-печатка графа Арсения Андреевича Закревского (1783-1865), участвовавшего в войнах с Францией в 1805, 1806-1807 и 1812-1815 годах.