Священная история, краткими вопросами и ответами сочинённая (1794 год)
Вениамин (Румовский-Краснопевков)
Священная история», небольшого размера книжечка с текстом, отпечатанным кириллическим шрифтом, была призвана решить огромной важности задачу: познакомить малолетних детей с основами христианского вероучения. В двадцати коротких, на две-три страницы, главах, в ней прослеживаются важнейшие события Библии от сотворения мира до воскресения Иисуса Христа и сошествия Святого Духа на апостолов. Последняя, двадцать первая, глава посвящена «начатию» христианства в России:
Вопрос. Кто из апостолов проповедовал Евангелие в России?
Ответ. Святой апостол Андрей Первозванный.
Вопрос. В каких местах проповедовал?
Ответ. Он из Херсонеса прибыл в то место, где после построен Киев, и водрузил там Крест, а оттуда приходил к Славянам, где ныне Великий Новгород.
Вопрос. Утвердилось ли его проповедью христианство?
Ответ. Оно весьма было утеснено от идолопоклонников, но в 866 году, когда Оскольд и Дир приняли святое крещение, паки начало возрастать.
Вопрос. Кто более оное подкрепил?
Ответ. Святая великая княгиня Ольга, принявши в Константинополе святое крещение в 985 году.
Вопрос. Кто совершенно оное утвердил в России?
Ответ. Святой великий князь Владимир, приняв крещение во взятом им от греков Херсонесе в 988 году.
В конце XVIII века, когда Закон Божий входил в число обязательных предметов начального образования, подобный краткий катехизис являлся столь же распространённым учебным пособием, как азбука. В то же время вряд ли только априорной востребованностью можно объяснить необыкновенную популярность, которую приобрела «Священная история» в середине XVIII столетия: отличавшаяся лёгким, живым языком и ясностью изложения, она, очевидно, лучше других учебников была адаптирована к детскому восприятию.
Как книга гражданской печати «Священная история» впервые увидела свет в типографии Санкт-Петербургской Академии наук в 1774 году. В течение следующих десяти лет она шесть раз переиздавалась в Москве и Петербурге, причём издание 1778 года вышло с параллельными текстами на русском, греческом, французском, немецком и латинском языках.
Автором «Священной истории», как значится в предисловии к изданию 1778 года, являлся Василий Фёдорович Румовский-Краснопевков. Приняв «на двадцатом году» жизни монашество с именем Вениамин, он был назначен сначала префектом, а затем ректором петербургской Александро-Невской семинарии. Одновременно с ректорством Вениамин Румовский получил в 1770 году сан архимандрита Староладожского Николаевского монастыря. С 1775 по 1798 год он возглавлял Архангельскую епархию, откуда был переведён в Нижний Новгород, где и скончался в 1811 году в сане архиепископа, кавалера орденов Св. Александра Невского, Св. Анны I степени и Иоанна Иерусалимского.
Высокое положение в церковной иерархии не только не мешало, но даже способствовало литературным занятиям Вениамина Румовского. В 1772 году, ещё до появления первых публикаций, Н.И. Новиков включил его имя в «Опыт исторического словаря о российских писателях»: «Вениамин, архимандрит Староладожского Николаевского монастыря и ректор Александро-Невской семинарии, человек учёный, благоразумный и искусный как в латинском, так и российском языке, также в философии, богословии и других науках. Сочинил много весьма изрядных слов, похва-ляемых знающими людьми...». В пору пастырского служения Вениамина в Архангельске им было предписано всем церковным приходам вести «летописцы со внесением в них древних достопамятностей». В результате многолетнего коллективного труда в 1795 году появилось «Подробное историческое описание Архангельской епархии». Самое известное его сочинение - опубликованная в 1803 году «Новая Скрижаль, или Пополнительное объяснение о Церкви, о литургии и всех службах и утварях церковных» - получило статус классического пособия по литургике. Такой же классикой, судя по многочисленным переизданиям, стала и его «Священная история».
Описываемый в Библиохронике экземпляр «Священной истории» уникален. На первой странице книги - немного срезанный оттиск печати Петропавловской церкви с изображением корабля и датой «1794 год», означающей, очевидно, время появления в церкви собственной печати. Кроме того, на 1, 4, 8, 10, 16, 18, 19, 22, 24, 27, 30 и 32 листах (по буквенной нумерации издания, где маркированы не страницы, а только листы) начертаны слова, вместе составляющие текст: «Сия книга Петропавловской церкви приложена Святейшего Синода Его Высокопревосходительством Обер-прокурором и протчее Оляксеем Иоановичем Мусин Пушкиным 1796 августа 9 дня». Известный коллекционер, собиратель российских древностей, более всего известный как открыватель и первый публикатор «Слова о полку Игореве», Алексей Иванович Мусин-Пушкин был назначен руководить Священным синодом в 1791 году. В обязанности нового обер-прокурора, согласно специальному указу Екатерины II, входило создание синодальной библиотеки как крупнейшего централизованного хранения древних рукописей и старопечатных книг, находившихся в российских церквах и монастырях. Надпись, запечатленная на листах «Священной истории», свидетельствует, что А.И. Мусин-Пушкин не только создал синодальное хранилище редких памятников, но и заботился о формировании приходских библиотек.
[Вениамин (Румовский-Краснопевков Василий Фёдорович; 1739-1811)]
Священная история, краткими вопросами и ответами сочинённая. Москва: Напечатано в Московской Типографии, 1794. 33 л. (66 с.; пагинация л. буквами кирилловской печати). В цельнокожаном переплёте времени издания. На крышках - золототиснёные гербы Российской империи и узорный орнамент. На корешке - золототиснёное заглавие и орнамент. Тройной золотой обрез. 17x10,5 см. На с. 1 «зарезанный» при переплёте оттиск печати: «Сия печать Петра ... церкви, 1794 году». На внешней стороне л. 1, 4, 8, 10, 16, 18, 19, 22, 24, 27,30 и 32 надпись «орешковыми» чернилами, свидетельствующая, что данный экземпляр является приношением в Петропавловскую церковь обер-прокурора Священного синода Алексея Ивановича Мусина-Пушкина (1744-1817). Несомненная редкость.