Search

 Гоппе Виктор. Стихотворный человек

Friday, November 22, 2024

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Собрание поэз (1915-1916 годы)

Собрание поэз (1915-1916 годы)

Игорь Северянин

Термин «поэза», ставший визитной карточкой "Игоря Северянина, придумал его друг - поэт К. К. Фофанов, печатавшийся под псевдонимом Константин Олимпов. 19 мая 1911 года он начертал на траурной ленте своему отцу - известному поэту К. М. Фофанову: «Великому психологу Лирической Поэзы». Затем это слово вошло в логотип издательства «Эго», создан­ного Константином Олимповым вместе с Иго­рем Северяниным, и в название его первого сборника стихов «Аэропланные поэзы», уви­девшего свет в 1912 году.

Глубоко символично, что появление на свет слова «поэза» оказалось связано с уходом из жизни К. М. Фофанова, которого Северянин считал своим учителем. Именно Фофанов раз­глядел в молодом человеке, издававшем на свои деньги дешёвые брошюры со стихами соб­ственного сочинения, истинное дарование. Их знакомство произошло в Гатчине 20 ноября 1907 года. В ту пору молодой поэт подписы­вался ещё своей настоящей фамилией - Игорь Лотарёв, но, начиная со стихотворения «Памяти Жемчужникова», напечатанного в 1908 году, он стал пользоваться литературным псевдони­мом Игорь-Северянин, чередуя дефисное и раз­дельное его написание.

Пик славы Игоря Северянина пришёлся на предреволюционное время, когда его поэтиче­ские сборники выдерживали несколько изда­ний в год, а поэзо-концерты заканчивались бурными овациями. В это хотя и тревожное, но пока ещё относительно счастливое для поэта время к нему обратился В. В. Пашуканис с предложением напечатать полное собрание поэз.

Викентий Викентьевич Пашуканис (1879­1920) после окончания математического факультета Московского университета и недолгой службы акцизным чиновником занял пост ответственного секретаря, а затем и заведующего коммерческой частью изда­тельства поэтов-символистов «Мусагет». В 1915 году он, будучи человеком деятельным и энергичным, организовал собственное изда­тельство, просуществовавшее несколько лет. В 1918 году, когда Игоря Северянина на вечере в Политехническом музее избрали «Королём Поэтов», В. В. Пашуканис стал сотрудником Музейного отдела Народного комиссариата просвещения, возглавлявшегося Н. И. Троцкой (женой Л. Д. Троцкого), и помощником учё­ного секретаря Румянцевского музея. Как эмиссар Музейного отдела Пашуканис зани­мался вывозом культурных ценностей из под­московных и провинциальных дворянских усадеб. В частности, им были доставлены в Москву архивы и художественные коллекции Бакуниных, Глебовых, Радзивиллов, И. Ф. Пас-кевича-Эриванского. Деятельность Пашука-ниса на благо отечественной культуры оказа­лась недолгой. 12 декабря 1919 года он был аре­стован в своей квартире в Москве на Большой Никитской улице, д. 17 и препровождён в Бутыр­скую тюрьму. Ему инкриминировалась орга­низация на своей квартире встречи предста­вителей двух контрреволюционных группи­ровок, и, хотя следствием вина музейного эмиссара доказана не была, его приговорили к расстрелу. Так трагически сложилась судьба издателя сочинений Игоря Северянина.

«Собрание поэз» 1915-1916 годов планирова­лось выпустить в шести томах, в основе своей повторявших предыдущие издания, но допол­ненных новыми стихотворениями. Видимо, желание несколько обновить прежние сбор­ники стало главной причиной нарушения последовательности их выхода из типогра­фии. Сначала, как и положено, был напечатан первый том - «Громокипящий кубок», затем третий - «Ананасы в шампанском», дальше сле­довал второй - «Златолира», после него поя­вился шестой - «Тост безответный», и заклю­чил издание четвёртый том - «Victoria Regia». Пятый том - «Поэзоантракт», объявленный как готовящийся к печати, так и не увидел свет.

Несмотря на то, что поэзы Северянина тогда выпускали и другие издательства, например, «Гриф», «Наши дни», «Северные дни», книги с логотипом «Издание В. В. Пашуканиса» имели значительные по тем временам тиражи - от 3000 до 6500 экземпляров. Большая часть собрания выходила в печатных обложках работы Д. И. Митрохина (последний том -в обложках Д. И. Митрохина и Н. И. Кульбина). Меньшее количество книг оформлялось в переплёт из материи «Лионез», и, наконец, 500 нумерованных экземпляров каждого тома одевали в парчу. В Библиохронике представ­лен самый раритетный, третий, вариант изда­ния. В настоящее время, по оценке библиофи­лов, полных комплектов номерных экземпля­ров существует не более пяти.

Помимо «Собрания поэз», Пашуканис в 1916 году выпустил сборник «Критика о твор­честве Игоря Северянина», куда вошли статьи и рецензии В. Я. Брюсова, С. П. Боброва, москов­ского профессора-слависта Р. Ф. Брандта, Р. В. Иванова-Разумника (Иванова), А. В. Амфи­театрова, В. Ф. Ходасевича. Причём, по жела­нию самого Северянина, составляли сборник не только дифирамбы: ведь «Королю Поэтов» нередко приходилось выслушивать в свой адрес и весьма нелицеприятные отзывы. Так, А. А. Измайлов в рецензии на «Громокипящий кубок», опубликованной в «Русском слове» (1913, 16 мая), подчёркивал двойственную при­роду дарования автора: «Игорь Северянин -это красавица, нюхающая табак, хромой принц, алмаз с отбитым боком, джентльмен в пенсне из польского золота, талантливый художник, почему-то предпочитающий писать помелом пёстрые плакаты. Это не мэтр и не ересиарх футуризма, - наоборот, признанье и любовь придут к нему, конечно, в ту минуту, когда он оставит в детской все эти ранние игрушки, весь этот ажур парикмахерски при-франчённых слов и найдёт спокойный и чест­ный язык для выражения нежных, наивных, прелестно-грустных переживаний, какие знает его душа». Однако более простой и безыскус­ный язык зрелого поэта ещё менее устраивал критиков, как например Л. Фортунатова (И. М. Василевского), уподобившего лиричес­кие откровения автора в сборнике «Тост без­ответный» «признаниям лысого бухгалтера». Собирая эти противоречивые высказывания, поэт и издатель преследовали общую цель - «проследить ... в самых характерных случаях это отношение критики к Северянину, так или иначе способствовавшее тому исключитель­ному успеху, в котором одни видели самую печальную картину падения литературных вкусов, другие - начало особого внимания читающего мира к новому стихотворству».

 


Северянин Игорь (Лотарёв Игорь Васильевич; 1887-1941)

Собрание поэз. Москва: Издание В. В. Пашуканиса, 1915-1916. Том I. 1915. Громокипящий кубок. Поэзы. 207 с., 1 л. портрет. В изда­тельском парчовом переплёте. «Роскошного издания нумер 182». 17,5х11,5 см. Тираж 3500 экземпляров, из них 3000 экземпляров на обыкновенной бумаге в обложке работы Д. И. Митрохина или в переплёте из материи «Лионез», 500 нумерованных экземпляров на александрийской бумаге в переплётах из парчи. Том II. 1916. Златолира. Поэзы. 223 с. В издательском парчовом переплёте. «Роскошного издания нумер 182». 17,5х11,5 см. Тираж 3500 экземпляров, из них 3000 экземпляров на обыкновенной бумаге в обло­жке работы Д. И. Митрохина или в переплёте из материи «Лионез», 500 нумерованных экземпляров на александрийской бумаге в переплётах из парчи. Том III. 1916. Ананасы в шампанском. Поэзы. 160 с. В издательском парчовом переплёте. «Роскошного изда­ния нумер 182». 17,5х11,5 см. Тираж 3500 экземпляров, из них 3000 экземпляров на обыкновенной бумаге в обложке работы Д. И. Митрохина или в переплёте из материи «Лионез», 500 нумерованных экземпляров на александрийской бумаге в переплётах из парчи. Том IV. 1916. Victoria Regia. Четвёртая книга поэз. 156 с. В издательском парчовом переплёте. «Роскошного издания нумер 303». 17,5х11,5 см. Тираж 5500 экземпляров, из них 5000 экземпляров на обыкновенной бумаге в обложке работы Д. И. Митрохина или в переплёте из материи «Лионез», 500 нумерованных экземпляров на александрийской бумаге в переплётах из парчи. Том VI. 1916. Тост безответный. Поэзы. 144 с. В издательском парчовом переплёте. «Роскошного издания нумер 152». 17,5х11,5 см. Тираж 6500 экземпляров, из них 6000 экземпляров на обыкновенной бумаге (3000 экземпляров в обложках работы Д. И. Митрохина, 3000 экземпляров в обложках Н. И. Кульбина), 500 нумерованных экземпляров на александрийской бумаге в пере­плётах из парчи. При оформлении «роскошных» экземпляров использовалась парча синего и тёмно-красного цвета. Полный ком­плект номерных экземпляров - исключительная редкость. Комплект, в котором совпадают номера трёх томов, - редкость сверхъестественная.

Previous Article Международная выставка в Лейпциге. Каталог Русского отдела (1914 год)
Next Article Несвоевременные мысли (1918 год)
Print
2127 Rate this article:
No rating

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Copyright [2016-2024] by Bibliohronika Terms Of Use Privacy Statement
Back To Top