Собрание поэз (1915-1916 годы)
Игорь Северянин
Термин «поэза», ставший визитной карточкой "Игоря Северянина, придумал его друг - поэт К. К. Фофанов, печатавшийся под псевдонимом Константин Олимпов. 19 мая 1911 года он начертал на траурной ленте своему отцу - известному поэту К. М. Фофанову: «Великому психологу Лирической Поэзы». Затем это слово вошло в логотип издательства «Эго», созданного Константином Олимповым вместе с Игорем Северяниным, и в название его первого сборника стихов «Аэропланные поэзы», увидевшего свет в 1912 году.
Глубоко символично, что появление на свет слова «поэза» оказалось связано с уходом из жизни К. М. Фофанова, которого Северянин считал своим учителем. Именно Фофанов разглядел в молодом человеке, издававшем на свои деньги дешёвые брошюры со стихами собственного сочинения, истинное дарование. Их знакомство произошло в Гатчине 20 ноября 1907 года. В ту пору молодой поэт подписывался ещё своей настоящей фамилией - Игорь Лотарёв, но, начиная со стихотворения «Памяти Жемчужникова», напечатанного в 1908 году, он стал пользоваться литературным псевдонимом Игорь-Северянин, чередуя дефисное и раздельное его написание.
Пик славы Игоря Северянина пришёлся на предреволюционное время, когда его поэтические сборники выдерживали несколько изданий в год, а поэзо-концерты заканчивались бурными овациями. В это хотя и тревожное, но пока ещё относительно счастливое для поэта время к нему обратился В. В. Пашуканис с предложением напечатать полное собрание поэз.
Викентий Викентьевич Пашуканис (18791920) после окончания математического факультета Московского университета и недолгой службы акцизным чиновником занял пост ответственного секретаря, а затем и заведующего коммерческой частью издательства поэтов-символистов «Мусагет». В 1915 году он, будучи человеком деятельным и энергичным, организовал собственное издательство, просуществовавшее несколько лет. В 1918 году, когда Игоря Северянина на вечере в Политехническом музее избрали «Королём Поэтов», В. В. Пашуканис стал сотрудником Музейного отдела Народного комиссариата просвещения, возглавлявшегося Н. И. Троцкой (женой Л. Д. Троцкого), и помощником учёного секретаря Румянцевского музея. Как эмиссар Музейного отдела Пашуканис занимался вывозом культурных ценностей из подмосковных и провинциальных дворянских усадеб. В частности, им были доставлены в Москву архивы и художественные коллекции Бакуниных, Глебовых, Радзивиллов, И. Ф. Пас-кевича-Эриванского. Деятельность Пашука-ниса на благо отечественной культуры оказалась недолгой. 12 декабря 1919 года он был арестован в своей квартире в Москве на Большой Никитской улице, д. 17 и препровождён в Бутырскую тюрьму. Ему инкриминировалась организация на своей квартире встречи представителей двух контрреволюционных группировок, и, хотя следствием вина музейного эмиссара доказана не была, его приговорили к расстрелу. Так трагически сложилась судьба издателя сочинений Игоря Северянина.
«Собрание поэз» 1915-1916 годов планировалось выпустить в шести томах, в основе своей повторявших предыдущие издания, но дополненных новыми стихотворениями. Видимо, желание несколько обновить прежние сборники стало главной причиной нарушения последовательности их выхода из типографии. Сначала, как и положено, был напечатан первый том - «Громокипящий кубок», затем третий - «Ананасы в шампанском», дальше следовал второй - «Златолира», после него появился шестой - «Тост безответный», и заключил издание четвёртый том - «Victoria Regia». Пятый том - «Поэзоантракт», объявленный как готовящийся к печати, так и не увидел свет.
Несмотря на то, что поэзы Северянина тогда выпускали и другие издательства, например, «Гриф», «Наши дни», «Северные дни», книги с логотипом «Издание В. В. Пашуканиса» имели значительные по тем временам тиражи - от 3000 до 6500 экземпляров. Большая часть собрания выходила в печатных обложках работы Д. И. Митрохина (последний том -в обложках Д. И. Митрохина и Н. И. Кульбина). Меньшее количество книг оформлялось в переплёт из материи «Лионез», и, наконец, 500 нумерованных экземпляров каждого тома одевали в парчу. В Библиохронике представлен самый раритетный, третий, вариант издания. В настоящее время, по оценке библиофилов, полных комплектов номерных экземпляров существует не более пяти.
Помимо «Собрания поэз», Пашуканис в 1916 году выпустил сборник «Критика о творчестве Игоря Северянина», куда вошли статьи и рецензии В. Я. Брюсова, С. П. Боброва, московского профессора-слависта Р. Ф. Брандта, Р. В. Иванова-Разумника (Иванова), А. В. Амфитеатрова, В. Ф. Ходасевича. Причём, по желанию самого Северянина, составляли сборник не только дифирамбы: ведь «Королю Поэтов» нередко приходилось выслушивать в свой адрес и весьма нелицеприятные отзывы. Так, А. А. Измайлов в рецензии на «Громокипящий кубок», опубликованной в «Русском слове» (1913, 16 мая), подчёркивал двойственную природу дарования автора: «Игорь Северянин -это красавица, нюхающая табак, хромой принц, алмаз с отбитым боком, джентльмен в пенсне из польского золота, талантливый художник, почему-то предпочитающий писать помелом пёстрые плакаты. Это не мэтр и не ересиарх футуризма, - наоборот, признанье и любовь придут к нему, конечно, в ту минуту, когда он оставит в детской все эти ранние игрушки, весь этот ажур парикмахерски при-франчённых слов и найдёт спокойный и честный язык для выражения нежных, наивных, прелестно-грустных переживаний, какие знает его душа». Однако более простой и безыскусный язык зрелого поэта ещё менее устраивал критиков, как например Л. Фортунатова (И. М. Василевского), уподобившего лирические откровения автора в сборнике «Тост безответный» «признаниям лысого бухгалтера». Собирая эти противоречивые высказывания, поэт и издатель преследовали общую цель - «проследить ... в самых характерных случаях это отношение критики к Северянину, так или иначе способствовавшее тому исключительному успеху, в котором одни видели самую печальную картину падения литературных вкусов, другие - начало особого внимания читающего мира к новому стихотворству».
Северянин Игорь (Лотарёв Игорь Васильевич; 1887-1941)
Собрание поэз. Москва: Издание В. В. Пашуканиса, 1915-1916. Том I. 1915. Громокипящий кубок. Поэзы. 207 с., 1 л. портрет. В издательском парчовом переплёте. «Роскошного издания нумер 182». 17,5х11,5 см. Тираж 3500 экземпляров, из них 3000 экземпляров на обыкновенной бумаге в обложке работы Д. И. Митрохина или в переплёте из материи «Лионез», 500 нумерованных экземпляров на александрийской бумаге в переплётах из парчи. Том II. 1916. Златолира. Поэзы. 223 с. В издательском парчовом переплёте. «Роскошного издания нумер 182». 17,5х11,5 см. Тираж 3500 экземпляров, из них 3000 экземпляров на обыкновенной бумаге в обложке работы Д. И. Митрохина или в переплёте из материи «Лионез», 500 нумерованных экземпляров на александрийской бумаге в переплётах из парчи. Том III. 1916. Ананасы в шампанском. Поэзы. 160 с. В издательском парчовом переплёте. «Роскошного издания нумер 182». 17,5х11,5 см. Тираж 3500 экземпляров, из них 3000 экземпляров на обыкновенной бумаге в обложке работы Д. И. Митрохина или в переплёте из материи «Лионез», 500 нумерованных экземпляров на александрийской бумаге в переплётах из парчи. Том IV. 1916. Victoria Regia. Четвёртая книга поэз. 156 с. В издательском парчовом переплёте. «Роскошного издания нумер 303». 17,5х11,5 см. Тираж 5500 экземпляров, из них 5000 экземпляров на обыкновенной бумаге в обложке работы Д. И. Митрохина или в переплёте из материи «Лионез», 500 нумерованных экземпляров на александрийской бумаге в переплётах из парчи. Том VI. 1916. Тост безответный. Поэзы. 144 с. В издательском парчовом переплёте. «Роскошного издания нумер 152». 17,5х11,5 см. Тираж 6500 экземпляров, из них 6000 экземпляров на обыкновенной бумаге (3000 экземпляров в обложках работы Д. И. Митрохина, 3000 экземпляров в обложках Н. И. Кульбина), 500 нумерованных экземпляров на александрийской бумаге в переплётах из парчи. При оформлении «роскошных» экземпляров использовалась парча синего и тёмно-красного цвета. Полный комплект номерных экземпляров - исключительная редкость. Комплект, в котором совпадают номера трёх томов, - редкость сверхъестественная.