Собрание сочинений (в 10 томах) (1928-1933)
Владимир Маяковский
«Нервные есть? Пусть выйдут - Маяковский», - так представлял себя самого на вечерах поэт, подобного которому русская литература еще не знала.
Родился Маяковский 7 (19) июля 1893 г. в Грузии, в селе Багдады. В 1893 г. в Российской империи начался промышленный подъем. Открывались новые машиностроительные заводы, начали разрабатывать нефтяные месторождения в районе Грозного, шло активное строительство железных дорог. Утихали рабочие волнения, вызванные промышленным кризисом 1880-х гг.
Когда в 1906 г. от заражения крови умер отец, Владимир с матерью и сестрами уехал в Москву. Во время учебы в гимназии он увлекся марксизмом, втянулся в политическую работу, связался с подпольщиками. Маяковский неоднократно попадал в полицию. Ему было 16 лет, когда его арестовали в третий раз за организацию побега заключенных.
Выйдя из тюрьмы, Маяковский стал готовиться к поступлению в Училище живописи, ваяния и зодчества. Именно там он встретился с Давидом Бурлюком, который первым разгадал в нем поэта. Бурлюк знакомил его с зарубежной поэзией, приносил книги и выдавал 50 копеек каждый день, чтобы Маяковский писал, а не думал о заработке.
В 1912 г. Маяковский присоединился к футуристам, первое стихотворение он опубликовал в альманахе «Пощечина общественному вкусу». А первый вечер футуристов состоялся 13 октября 1913 г. Полный зал, свалка у входа, афиша на клозетной бумаге. Критики не стеснялись в выражениях - футуристов называли сумасшедшими, желторотыми, балаганщиками, циркачами, ораторами из психиатрической больницы...
В Петербурге в 1913 г. состоялась премьера спектакля «Владимир Маяковский». Режиссура и исполнение главной роли - Владимир Маяковский. По словам поэта, пьесу и постановку «просвистели до дырок». Но, как отметил К.И. Чуковский, присутствовавший на спектакле, «...в этот день стало ясно, что в России появился могучий поэт, с огромной лирической силой».
После выхода в свет поэмы «Облако в штанах» (1915) к молодому Маяковскому стали внимательнее присматриваться коллеги по перу - символисты и акмеисты. В том же году появилась поэма «Флейта-позвоночник», ставшая вехой не только в творческой жизни поэта, но и в личной. Именно это произведение положило начало мучительной любви Маяковского и Лили Брик.
Популярность Маяковского росла. Его звали на выставки левых художников, в театральные студии, на литературные вечера. Охваченный революционной борьбой и поддержавший ее, он создал «Наш марш» (1917), «Левый марш» (1918), «Приказ по армии искусства» (1918), поэмы «150 000 000» (1921), «Владимир Ильич Ленин» (1924). И одновременно писал лирические вещи: «Хорошее отношение к лошадям» (1918), поэма «Люблю» (1922), «Про это» (1923). Очень характерно начало его поэмы «150 000 000»:
Кто спросит луну?
Кто солнце к ответу притянет -
чего
ночи и дни чините!?
Кто назовет земли гениального
автора?
Так
и этой
моей
поэмы
никто не сочинитель.
И идея одна у нее -
сиять в настающее
завтра.
Он хотел создавать новое искусство, делать новую жизнь, ради которой свершилась революция. Маяковский участвует в творческих объединениях, выступает на многочисленных собраниях и митингах, снимается в кино, пишет киносценарии, рисует плакаты, пишет рекламные стихи, выпускает журналы.
К середине 1920-х гг. он уже не мог скрывать разочарования в итогах революции, во власти, которая установилась в стране после нее. Маяковский обратился к сатире, начал высмеивать уродливые черты нового быта, бюрократизм в новом государстве, мещанство. В 1928 году начинается издание собрания сочинений В. Маяковского. Издание продлится до 1933 года и составит 10 томов. А к 1929 году вышло три. Последний прижизненный, III том, выборочно, и представлен в «Библиохронике». В него вошли крупные произведения Маяковского: «Мистерия-буфф» (два варианта); «150 000 000»; «Про это»; «Владимир Ильич Ленин».
В 1920-е гг. шел «литературный мордобой», в котором доставалось и Маяковскому. На организованную им выставку в 1930 г., приуроченную к 20-летию его творческой деятельности, не пришел ни один из приглашенных писателей, никто из политического руководства не обратил внимания на мероприятие... Абсолютное замалчивание в печати, бойкот.
Зато о постановках его пьес «Клоп» (1928) и «Баня» (1929) (реж. В.Э. Мейерхольд) газеты не молчали. Маяковского целенаправленно уничтожали разгромными отзывами. Его обвиняли в отсутствии классового содержания, издевательском отношении к действительности.
Ощущение полного одиночества, ненужности, рефреном звучавшие обвинения в непонятности для читателей, все чаще раздающееся с газетных полос «исписался», тут еще и болезнь - он стал терять голос. Ко всему этому добавились и неудачи личного плана.
С Лилей Брик, которой посвящено большинство его произведений, отношения были неопределенные. Маяковский, Лиля и ее бывший муж Осип Брик жили в одной квартире и были привязаны друг к другу. «Очень хочется автомобильчик. Привези, пожалуйста! Мы много думали о том - какой. И решили - лучше всех Фордик», - писала Лиля Маяковскому, когда тот был за границей. Маяковский содержал всю «семью». Осип работал эпизодически, Лиля не работала вовсе, при этом держали домработницу.
Лиля заводила новые романы, но внимательно следила за увлечениями Маяковского, всерьез опасаясь, как бы он не женился. О страданиях Маяковского она говорила так: «Страдать Володе полезно, он помучается и напишет хорошие стихи».
К концу 1920-х гг. Маяковский заметно устал от чрезмерной опеки Бриков, ему хотелось создать настоящую семью, жить в собственной квартире. Познакомившись в Париже в 1928 г. с Татьяной Яковлевой, Маяковский влюбился. Он мечтал увезти ее с собой, но она не решалась так круто изменить свою жизнь. Когда он в очередной раз собрался выехать в Париж, ему отказали в визе. Вскоре Татьяна вышла замуж за другого.
Последней его любовью стала Вероника Полонская. Она была замужем, служила в Московском художественном театре, ее карьера только начиналась, и она не хотела бросать сцену, а Маяковский, издерганный, больной, все чаще просил ее быть только с ним.
Маяковский уже испытывал судьбу в 1916 г. Тогда он утром разбудил Лилю телефонным звонком и сказал, что стреляется. Когда она прибежала к нему, он сказал, что пистолет дал осечку, еще раз он стрелять не стал - ждал ее. Второй раз он взялся за пистолет в пасхальный день 14 апреля 1930 г. и поставил «точку пули в своем конце».
Существует версия, что поэт был убит: уж слишком много в его окружении было сотрудников политической спецслужбы ОГПУ (Объединённое государственное политическое управление при Совете народных комиссаров СССР). Так, своим человеком в салоне Лили Брик был Яков Агранов, один из составителей знаменитого списка научной и творческой интеллигенции, высланной из России в 1921 г. на «философском пароходе». Сам Осип Брик некоторое время служил в ОГПУ.
Как бы то ни было, 17 апреля Москва прощалась с Маяковским. Поэта провожало более 100 тысяч человек, милиция едва сдерживала натиск толпы. «Если бы Маяковский знал, что его так любят, не застрелился бы...» - сказал один из современников поэта.
Однако далеко не все неудобные новой власти готовы были добровольно уходить из жизни. Уничтожать по одному было неудобно и весьма затратно. В том числе поэтому в 1930 г. ЦИК СССР и Совнарком в 1930 г. разработали Секретную инструкцию (одну из многих!), излагавшую порядок раскулачивания. Согласно ей, кулаки разделялись на категории: участники антисоветских выступлений, зажиточные влиятельные кулаки и прочие. Судьба первой категории - арест и передача дела в ОГПУ. Вторую и третью категории выселяли, причем вторую в пределах области или в соседние области, а третью переселяли на самые бедные земли (за 1930-1931 гг. более 300 тысяч семей были отправлены на Север, Урал, Дальний Восток, в Сибирь и Казахстан).
Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930)
В. Маяковский. Собрание сочинений в 10 томах. / Москва - Ленинград, Государственное издательство, 1929. Т. Ill - 449 с. Суперобложка. 19,4 х 13,5 см. Тираж 3000 экз. Издательская картонажная обложка. В суперобложках собрание сочинений встречается крайне редко.