Строевой устав пехотного полку (1762 год)
Пётр Свистунов
Внук Петра Великого, сын его дочери Анны, Пётр Фёдорович Голштейн-Готторпский, вошедший в российскую историю как император Пётр III, пробыл на российском троне 6 месяцев и 3 дня - с 25 декабря 1761 года по 28 июня 1762 года. Даже самые расположенные к нему историки осторожно отзываются о периоде его правления как о «кратковременном и оригинальном». Слабовольный, но упрямый, трусливый, но подверженный вспышкам гнева, плохо образованный, склонный к праздности, капризный и тщедушный, он казался пародией на своего могучего деда. Впрочем, у него имелась своя страсть - воинские забавы. Ещё будучи великим князем, он заставлял молодую жену, будущую императрицу Екатерину II, играть с ним в солдатики, а любимым его развлечением являлись парады и манёвры собственной «армии» - небольшого отряда голштинских войск, обученного по прусскому уставу Фридриха Великого.
Едва взойдя на престол, Пётр Фёдорович, вопреки интересам России, заключил мир с практически поверженной Пруссией и стал готовиться к походу на Данию, желая отвоевать у неё Шлезвиг, чтобы присоединить его к родимой Голштинии. Тогда же он объявил военную реформу: учреждённую Елизаветой лейб-кампанию распустил, ввёл армейские мундиры прусского образца и прусскую систему муштры, во главе гвардии поставил своего голштинского дядю, не имевшего для этого, в глазах русского общества, ни талантов, ни знаний, ни заслуг.
Одним из документов, призванных закрепить новую систему воинских уложений, явился «Строевой устав пехотного полку для Российской Императорской Армии». Написал его Пётр Свистунов, в ту пору - майор Сухопутного Шляхетного кадетского корпуса.
Свистунов родился в семье флотского лейтенанта. Продолжая семейную традицию военной службы, поступил в Сухопутный Шляхетный кадетский корпус. В одной из немногих посвящённых ему биографических статей говорится: «Свистунов учился в Корпусе, когда там служил А. П. Сумароков. В 1750 году Свистунов участвовал с другими кадетами в первом представлении трагедии Сумарокова «Хорев», в которой исполнял роль Оснельды. Для этого спектакля государыня Елизавета Петровна пожертвовала богатые костюмы, и есть известие, что она сама одевала и убирала Оснельду-Свистунова. Вероятно, в связи с этим стоит то обстоятельство, что позднее выписанные в Петербург и помещённые в кадетский корпус актёры образовывались под руководством, в том числе, Свистунова, который был уже в то время выпущен в офицеры и оставлен при корпусе. Свистунов перевёл на русский язык комедию Вольтера "Амфитрион" и "Мещанина во дворянстве" Мольера».
«Строевой устав пехотного полку» свидетельствует, что занятия Свистунова в Шляхетном кадетском корпусе отнюдь не ограничивались миром театра. Как явствует из текста, его новый пехотный устав был прочитан и одобрен Петром III 27 марта 1762 года. Императору оставалось править девяносто три дня. Где-то в этот короткий промежуток времени устав и был напечатан, ведь, придя к власти, Екатерина II немедленно отменила воинские порядки и регламентирующие их документы, утверждённые ненавистным мужем.
Смена царствования не помешала карьере Свистунова. В 1771 году он был назначен присутствующим в Государственной военной коллегии, четыре года спустя получил назначение на пост белгородского губернатора, а ещё немного погодя - правителя Курского наместничества. Пережил отстранение от службы и обвинение в злоупотреблении властью. После воцарения Павла I стал сенатором, генерал-аншефом и кавалером ордена Св. Александра Невского. Уже при Александре I возглавлял Государственный ассигнационный банк. И на протяжении всей жизни занимался сочинительством: писал элегии, песни, трагедии. Впрочем, практически ничего из этого напечатано не было. А единственная вышедшая из-под его пера опубликованная книжка - «Строевой устав пехотного полку», -оказавшись так и не востребованной в русской армии, уже при жизни автора стала библиографической редкостью.
Дополнительную ценность описываемому в Библиохронике экземпляру труда Свистунова придаёт его принадлежность к знаменитой библиотеке графа Дмитрия Петровича Бутурлина (1763-1829). Крестник Екатерины II, пожалованный ей при крещении в сержанты гвардии, Бутурлин по окончании Петербургского кадетского корпуса был определён адъютантом к Г. А. Потёмкину, но, не имея склонности к военной службе, через несколько недель добился перевода в Коллегию иностранных дел, а потом и вовсе вышел в отставку. Известнейший библиофил, он долгое время значился директором Императорского Эрмитажа, впрочем не принимая участия в управлении музеем. В 1817 году, следуя совету врачей, уехал в Италию.
Судьба бутурлинской книжной коллекции многократно описана. Вот как рассказывается о ней в исследовании П. А. Дружинина «Русский геральдический суперэкслибрис»: «Библиотека графом собиралась дважды. И первая и вторая были замечательны своим составом и славились в числе лучших частных библиотек в Европе. Первая была собрана им в Москве и насчитывала до 40 000 томов. Считается, что вся она погибла в пожаре Москвы 1812 года, однако обилие встречающихся книг с суперэкслибрисами Д. П. Бутурлина, явно происходящих из его первой библиотеки, принуждает думать, что в значительной степени она пострадала от расхищения или же достаточная часть её была спасена от огня. Интересно, что на одной из книг с таким суперэкслибрисом, хранящейся в Российской национальной библиотеке, имеется надпись сына собирателя - графа М. Д. Бутурлина, гласящая: «Из уцелевших книг Московской библиотеки гр. Дмитрия Петровича Бутурлина от Московского пожара 1812 года». Вторая библиотека, собранная, в основном, в Италии, составляла более 33 000 томов. По смерти собирателя была распродана в Париже за общую сумму, превышающую 300 000 франков».
Свистунов Пётр Семёнович (1732-1808)
Строевой устав пехотного полку для Российской Императорской армии. Санкт-Петербург: При Сухопутном Шляхетном Кадетском Корпусе, [1762]. [2], 96 с. В цельнокожаном переплёте конца XVIII века. На корешке золототиснёный растительный орнамент. В верхней части корешка ярлык зелёной кожи с тиснённым золотом заглавием. В центре верхней крышки золототиснёный суперэкслибрис графа Д. П. Бутурлина (1763-1829). Форзацы бумаги «павлиний хвост». 17,5х10,5 см. Тираж 1100 экземпляров.