Сын полка (1945 год)
Валентин Катаев
Писатель Валентин Петрович Катаев (1897-1986) задумал повесть «Сын полка» примерно в 1943 г., во время многочисленных корреспондентских поездок на фронт. По воспоминаниям П. В. Катаева (р. 1938), сына писателя, «в одном из воинских соединений отец обратил внимание на мальчика в солдатской форме - в гимнастерке, галифе и даже в настоящих солдатских сапогах, только, разумеется, маленьких, по росту.
Командир соединения рассказал, что его разведчики подобрали в лесу ребенка, который прятался в заброшенном блиндаже, голодный, озлобленный, почти одичавший.
Шли наступательные бои, соединение двигалось вперед по разоренным войной районам, найденыша некуда было девать, да и не бросишь же его одного на погибель.
Так мальчишка и прижился в воинской части.
И еще несколько раз отец сталкивался на фронте с похожими случаями.
- И я понял, что это не единичный случай, а типичная ситуация: солдаты пригревают брошенных, беспризорных детей, сирот, которые потерялись или у которых погибли родители».
Впервые повесть появилась в 1945 г. в журнале «Октябрь» и одновременно в детском журнале «Дружные ребята». Тогда же вышла и отдельная книга в Государственном издательстве детской литературы в оформлении художника И. Х. Гринштейна (1909-1966).
Исаак Хаскелевич Гринштейн, художник, график, плакатист, окончил Одесский художественный институт, позже преподавал в нем. Работал в издательствах «Детский мир», «Молодая гвардия», «Детгиз», был штатным художником журнала «Огонек», рисовал также для журналов «Смена», «Молодой колхозник» и др.
Уже в 1946 г. В. П. Катаев получил Сталинскую премию второй степени и тогда же сняли художественный фильм «Сын полка» (режиссер В. М. Пронин, 1905-1966).
Точных данных о том, существовал ли реальный прототип Вани Солнцева, нет. Возможно, писатель рассказал историю воспитанника 8-го гвардейского артиллерийского полка Исаака Платоновича Ракова (1930-2005).
Однако П. В. Катаев замечает в мемуарах, что «говорить о прототипе главного героя повести Вани Солнцева одновременно очень просто, так как какого-то одного конкретного мальчика просто-напросто не существовало в природе, и довольно сложно по той причине, что как только повесть появилась в печати и приобрела широкую известность, начали возникать люди, претендующие на то, что именно их судьбы легли в основу литературного произведения, и книга, следовательно, рассказывает именно о них.
Почти каждый день среди писем попадалось не менее одного от сына полка, где очередной Ваня Солнцев пишет автору повести о своей военной судьбе, вспоминает о встрече с ним на фронте...
- Еще один сын полка! - восклицал отец и иногда даже зачитывал такое письмо - очень наивное и трогательное.
- А ты его знаешь? - каждый раз спрашивал я в надежде на чудо.
Но чуда не случалось.
- Конечно, нет! Его же не существует!
Такой ответ каждый раз меня ужасно разочаровывал».
Ранее изданные Катаевым повести «Растратчики» (1926), «Время, вперед!» (1932), «Белеет парус одинокий» (1936), «Я сын трудового народа» (1937), комедия «Квадратура круга» (1927), ряд автобиографических рассказов не принесли ему всесоюзную известность - она пришла после публикации повести «Сын полка».
В. П. Катаев, сын одесского учителя, писал стихи, будучи еще гимназистом, и даже опубликовал их в 1910 г. Не окончив гимназии, он ушел в действующую армию. В 1923 г. переехал в Москву, где работал в знаменитой редакции газеты «Гудок», печатался одновременно и в других периодических изданиях.
«Младший современник Блока», как он сам себя называл, следовал завету И. Бунина, которого считал своим учителем: «Во-первых - и это самое главное, - нужно преодолеть в себе отвращение к листу чистой бумаги, которое испытывает почти каждый настоящий писатель, и писать каждый день, регулярно, не дожидаясь вдохновения, настроения и тому подобного, писать - как ходить на службу или в гимназию».
В новых советских условиях у писателя Катаева «начался трудный организационный период. Нужно было все устроить, пересмотреть, сделать заново, провести в жизнь. Нужно было вырвать гнилые корни старого быта и утвердить новый быт, быт рабочий, простой, суровый и твердый» («Почти дневник» - «Записки о гражданской войне»).
И новый быт успешно «утверждался». К. И. Чуковский (1882-1969) вспоминал, как Катаев как-то спросил, нет ли у него первого тома Карла Маркса для семинара - «Катаев в университете марксизма-ленинизма. И готовит уроки». Он же отметил следующий эпизод: «Оренбург приехал из Парижа и думали, будто он, выступивший против нашего союза с немцами, лишен благоволения начальства, у него отняли переделкинскую дачу и дали Валентину Катаеву...»
С 1957 г. В. П. Катаев занимал пост главного редактора журнала «Юность», в котором впервые появились произведения многих писателей- «шестидесятников». В 1962 г. он со скандалом ушел из журнала - «конечно же, все дело было в стремлении писать, сочинять, творить, словом - быть писателем, что никак невозможно было осуществить, оставаясь главным редактором советского литературно-художественного и общественного политического...» - вспоминал сын писателя П. В. Катаев. В 1974 г. писатель получил звание Героя Социалистического Труда.
«В истории нашей семьи сохранилась папина фраза, сказанная им в первые дни совместной жизни с молодой любимой женой.
- Сначала роди мне дочь, а потом - кого хочешь!
Так и произошло.
Первой родилась девочка Женя, а спустя два года, уже в другой квартире, в другом районе города, в Лаврушинском переулке, - мальчик Павлик, то есть я».
Брат с сестрой (Евгения Валентиновна Катаева, р. 1936) стали героями многих катаевских произведений («Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик» и др). Им же посвящена повесть «Сын полка».
Катаев, Валентин Петрович (1897-1986)
Сын полка: Повесть. Рис. И. Гринштейна. М.; Л.: Детгиз, 1945. 174 с., ил. 26х17 см. Тираж 30 000 экз.